ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований, таких как:
целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива;
повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей;
выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями;
формирование действенной общественной родительской организации.
Прежде чем перейти к характеристике основных форм индивидуальной работы учителей с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.
С. В. Астахова отмечает следующие правила установления контактов с семьей школьника:
Первое правило. В основе работы школы и учителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Учитель – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.
Поэтому, установление контактов с родителями, с семьей учащихся – это одна из главных задач в работе учителя.
Индивидуальная работа с родителями разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продумано учителем более результативно, т.к. находясь наедине родители откровеннее рассказывают педагогу о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.
Формы индивидуальной работы разнообразны: посещение семьи школьника; переписка с родителями; анкетирование или тестирование; беседа; консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы; индивидуальные приглашения родителей для выступлений на родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.; привлечение родителей к выполнению разовых поручений; привлечение семей к планированию и проведению учебно-воспитательного процесса; обсуждение с родителями обучающихся состояния дел; индивидуальная работа с родителями обучающихся, имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам; выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвовавших в жизни школы; родительские тренинги; индивидуальная коррекционная работа с одаренными детьми и др.
Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и родителям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения.
Посещение семьи должно осуществляться по приглашению, т.к. не всякое время удобно для визита учителя. Внезапное посещение может вызвать смущение, замешательство родителей, занятых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время могут оказаться родственники, гости, нередко случается так, что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Ряд исследователей семейного воспитания отмечают, что использование этого правила – посещение по приглашению – меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного, положительного.
К посещению нужно готовиться. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
Анкетирование и тестирование проводится с целью выяснения:
состава семьи, семейных традиций, характера работы каждого члена семьи, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка;
наличия рабочего уголка учащегося, его интересов, склонностей и увлечений;
отношений с братьями и сестрами, общего культурного уровня семьи, стиля отношений в ней, степени участия родителей в воспитании детей;
поиска путей сотрудничества семьи и школы, конкретной помощи школы.
Беседа в воспитательном процессе имеет огромное значение. Ее лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо и для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами, а результаты такого общения не должны становиться гласными.
Одна из форм установления контактов с родителями – педагогические поручения.
В. А. Сластенин выделяет несколько видов педагогических поручений:
Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), - руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т.д.
Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, - содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.
Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, - участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.
Отмеченные поручения не исчерпывают всех видов общественной работы родителей. Можно обратиться к родителям с вопросом, чем бы они хотели заняться, предложить им заполнить анкету.
Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком , сделать его более открытым и доверительным. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя как минимум 5 занятий.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьёй учащегося является коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, где растут одаренные дети. В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи, а также семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой .
Актуальным остается взаимодействие учреждения образования и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости учащихся. Ведь учеба – главный труд учащегося. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости учащихся. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал педагога могут быть включены памятки родителям: «Как обеспечить учащимся успех в учебной деятельности», «Рекомендации преподавателей, работающих в группе», «Советы и рекомендации психолога», «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме.
Итак, индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.