Доклад на тему:
«Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.»
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
Ш. А. Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили дарит педагогические чтения по гуманной педагогике воспитателям, педагогам и родителям, после которых остаётся что-то светлое и доброе в сердцах всех его слушателей.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:«Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.»»
Доклад на тему: «Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.»
Доклад на тему: «Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.»
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке! Ш. А. Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили
Ш.А. Амонашвили.
Биография Ш.А.Амонашвили
- Шалва Амонашвили всю свою жизнь посвятил педагогике. Он родился в 1931 году в Тбилиси, закончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. Затем работал в Министерстве просвещения Грузинской ССР, а в 60-70-х годах стал возглавлять массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его гуманная педагогика рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике .
Что такое гуманная педагогика?
- «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность , осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность . Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
Шалва Александрович Амонашвили дарит педагогические чтения по гуманной педагогике воспитателям, педагогам и родителям, после которых остаётся что-то светлое и доброе в сердцах всех его слушателей.
Основные идеи гуманно-личностной педагогики
- 1. Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
- 2. Идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
- 3. Образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе .
Целевые ориентации
- Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств
- Облагораживание души и сердца ребенка
- Идеал воспитания - самовоспитание
- Развитие и становление познавательных сил ребенка
- Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений
Основные принципы технологии
- Основные принципы технологии
- Очеловечивать среду, в которой живет ребёнок
- Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке .
- Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Учитель должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
- Прожить в ребенке своё детство
- Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.
Основные концептуальные положения технологии
- Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
- Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
- Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность .
- Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.
Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей.
Важнейшие умения и способности и соответствующие им уроки
- Шахматы
- Познавательное чтение
- Постижение прекрасного
- Духовная жизнь
- Письменно-речевая деятельность
- Уроки о природе
- Планирование деятельности
- Осмысление высоких духовных материй и ценностей
- Лингвистическое чутье
- Смелость и выносливость
- Уроки родного языка
- Общение
- Математическое воображение
- Постижение красоты всего окружающего
- Иноязычная речь
- Музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.
- Осмысление высоких математических понятий
Особенности методики
- Резервы семейной педагоги
Оценивание деятельности детей
- Использование отметок очень ограничено , ибо отметки - это «костыли хромой педагогики».
Основные установки учителя гуманного педагогического процесса
- Основные установки учителя гуманного педагогического процесса
- Опоры в ребёнке
- Руководящие принципы учителя
- Стремление к развитию;
- стремление к взрослению;
- стремление к свободе
- Принцип очеловечивания среды вокруг ребенка;
- принцип уважения личности ребенка;
- принцип терпения в становлении ребенка
- Личностные качества учителя
- Заповеди учителя
- Доброта, откровенность и искренность, преданность
- Верить в безграничность ребенка;
- верить в свои педагогические способности;
- верить в силу гуманного подхода к ребенку
- Законы учителя
- Любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку
- Основные правила учителя
- 1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
- 2. Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
- 3. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе , высказывайте ему пожелания, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
- 4. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения , вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
- 5. Любите смеяться вместе с детьми , веселитесь, играйте, шалите вместе с ними .
- 6. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом.
- 7. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
- 8. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей , участвуйте в них.
Методы и приёмы стимулирования инициатив детей
- 1.Приёмы поддержки и помощи детям (жестикулирование, хоровые ответы, разрешение подсказки, одобрительные прикосновения к детям).
- 2.Приём «Секреты», раскрытия которых нужно ещё подождать.
- 3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными.
- 4.Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и учеников, восхвалять солнце, день, природу.
- 5.Приём «Нашептывание ответов на ухо».
- 6. Приём «Опустите головы!». Цель: развить у учеников мышление без опоры на наглядность.
- 8. «Слова - подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму, нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому.
- 7.Прием преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть.
Методы и приёмы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы
- 1.«Уроки - инсценировки». Самые хорошие «постановки» рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в других классах.
- 2.«Соавторство учебника», когда дети могут вносит поправки своей рукой в учебнике или вкладывать свои правила, задания, стихи, рассказы для учащихся следующих классов.
- 3.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте сложные задания сами).
- 4.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть учителем»).
- 5. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.
- 7. Методы опережающего обучения.
«Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни».
- ФГОС НОО направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающейся модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А. Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни».
Список литературы
- 1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.
- 2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.
- 3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.
- 4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.
- 5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
- 6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.
- 7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996
- 8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.
- 9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.
- 10.Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.
- 11.Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.