СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю, что активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр создает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей младших школьников. А это одна из важнейших задач учителя начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка»»

Доклад на тему:

«Интеллектуальное развитие на уроках русского языка»

Подготовила

учитель нач. классов Набережных Н. П.


Проведение в младших классах регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению, поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах. Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты, эффективно использовать накопленные знания на уроках.

Систематический курс занятий на материале поисково – творческих задач не учебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения. Для развития интеллектуальных способностей младших школьников необходимо использовать игры, развивающие логическое мышление.

Игры на комбинирование: логические задачи, головоломки и др.

Игры на планирование: лабиринты, магические квадраты и др.

Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы.

Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки.Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор учащихся, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Также они имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления, элементов эврестического мышления.

Приведу примеры использования загадок в своей практике.

• Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислениия различных его признаков, например: Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. А рбуз – словарное слово. Отгадка – ключ к его пониманию. Ребята учатся проводить анализ. Выделяя признаки предмета и синтез, объединяя эти признаки в единое целое.

• Загадки, где описание предполагает характеристику предмета или явления по одному – двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими.

• В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползет, а к себе не подпускает.

• Загадки, в описании которых использованы метафоры.

• Загадки, в которых представлено описание не самого предмета, а буквенного состава слов, его обозначающего. Это шарады.

На уроках я использую различные виды загадок: метаграммы, анаграммы, логографы, загадки – шутки.

Считаю, что активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр создает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей младших школьников. А это одна из важнейших задач учителя начальной школы.



1