Древняя мудрость гласит:
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя всё ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
ИКТ в своей практике используют все, но возможности в начальной школе расширены, так как в наших кабинетах установлено но вое оборудование и все это можно задействовать на одном уроке. Я хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Каковы же преимущества использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы?
- Во-первых, позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
-Во-вторых, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
В- третьих, позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
С помощью компьютера на уроках русского языка организовано выполнение всех известных типов упражнений. Например: вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов и др. В ворде набираю текст с пропущенными орфограммами, добавляю интерактивную доску и вызванный ученик электронным маркером выполняет задания, делает поверх них свои пометки. При этом все записи сохраняются в памяти компьютера, и есть возможность возвращаться к заданному месту сколько угодно раз. Более того, я заранее готовлю необходимые материалы, а на уроке лишь добавляю и модифицирую их.
Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктуационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора. Возможно, нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся, развивает орфографическую зоркость.
Известно, чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила. Главное – выработать “автоматизированную грамотность”, которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом компьютер мне и помогает. В процессе работы учащихся с компьютером, резко повышающей мотивацию учащихся, появляются подобные навыки и умения. Ученик, увлеченно работающий с машиной, не боится заданий возрастающей сложности, выполняет гораздо больший объем работы за урок, своевременно корректируя допущенные ошибки. В этом нам очень помогает диск к учебнику. Материал дается на каждую тему красочный, разнообразный, доступный, в голосовом сопровождении. Это и словарная работа с различными видами, восстановление деформированного текста, деление слов на группы по орфограммам, а так же объяснение нового материала в виде анимации.
Так же материал с интерактивной доски можно сохранить, распечатать изображение на доске на принтере. (Этот вид работы я использую редко, разве что для того, чтобы заранее подготовить необходимый материал к уроку, который можно использовать для того, чтобы не писать много раз объёмный материал. Это экономит время учителя при подготовке доски к уроку.
Очень хорошо помогает инструмент шторка. Она прикрывает выполненное готовое задание. Обычно использую на этапе самостоятельной работы учащихся. Это и вставление изученной на уроке орфограммы, пунктограммы, выполнения разнообразных видов грамматических разборов. Положительным считаю при использовании данного инструмента интерактивной доски то, что возможна организация самопроверки учащимися, работа в парах – взаимопроверка и опять же – экономия времени урока, так как заготовки мною делаются до урока и высвечиваются на доске в нужный момент одним нажатием клавиши.
Следующий метод, на котором я хотела заострить ваше внимание - объяснительно-иллюстративный. Особенно ярко он выражен на уроках по развитию речи при написании творческих работ. Возможности использования интерактивной доски при этом колоссальные.
Во-первых, использование иллюстраций при подготовке к написанию сочинения позволяет мне сфокусировать внимание аудитории. Как правило, иллюстрации в учебнике слишком маленькие по размеру и не очень чёткого изображения, во-вторых, благодаря режиму масштабирования я могу выделить отдельный элемент иллюстрации, увеличив его.
Чтобы урок литературы был ярким, эмоциональным, я использую разнообразный иллюстративно-информационный материал: презентации, анимации, викторины. Легко скачиваю с интернета портреты писателей, картины к различным произведениям, музыкальный фон к стихам. Дети слышат актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. Часто через ИД даю проверочные работы, например, по портрету угадать писателя, по отрывкам анимации угадать название произведения и автора, провожу словарную работу. Электронную технику использую на различных этапах урока: орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
На сложном этапе урока, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор может стать мощным ритмическим организатором.
Документ-камеру на уроках литературы использую тогда, когда нужно вывести на доску небольшой текст, фрагмент произведения, например, в начале урока, и детям дается задание прочитать:
А) птичьим базаром
Б) медленно
В) с ускорением
а также иллюстрации к произведениям, детские рисунки.
Преимущества использования ИД:
1.Школьникам просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
2. Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий.
3. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
4. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным.
Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.
Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
Вывод:
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Электронные учебники, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.