СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Использование информационных технологий в работе классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Доклад на тему: Использование информационных технологий в работе

классного руководителя.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Использование информационных технологий в работе классного руководителя»

Қостанай ауданы әкімдігі білім бөлімінің «Озерный орта мектебі» ММ

ГУ «Озерная средняя школа» отдел образования акимата Костанайского района









Доклад





На тему: «Использование информационных технологий в работе

классного руководителя»







Руководитель методического объединения

классных руководителей:

Уразалина Светлана Сапабековна



















2016 – 2017 оқу жыл

2016 – 2017 учебный год

Уразалина С.С.

учитель русского языка и литературы ,

руководитель МО классных руководителей

ГУ «Озерная средняя школа отдела образования акимата Костанайского района»


Использование информационных технологий в работе

классного руководителя

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От  того,  как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально,  творчески, талантливо, преданно  относится к процессу образования, зависит будущее человеческой цивилизации. В 21 веке, когда информационные технологии развиваются стремительным темпом, учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ, активно внедрять их в образовательный и воспитательный процесс. 

Новый век ставит перед школьным образованием важную задачу - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием информационных технологий обучения. 

Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования и воспитания.

Новые  информационные технологии позволяют оптимизировать воспитательный  и образовательный процесс, помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебно-воспитательного процесса.

Сегодня невозможно представить педагогическую деятельность без использования компьютера, интернета, проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер, интерактивной доски.

Компьютер – это инструмент, с помощью которого воспитание и обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Существенным достоинством новых информационных технологий является то, что их применение позволяет сделать процессы воспитания и обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные и воспитательные задачи.

Освоив компьютер, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, родительском собрании.

         На сегодняшний день свою  работу по использованию информационных технологий в воспитательной работе могу  сгруппировать в 7 групп:

  1. Создание методической копилки. 

В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например,

- План воспитательной работы;

- Анкеты;

- Методика;

- Родительские собрания;

- Классные часы и т. д.

В том числе  создаю с помощью программы Microsoft Access  базу данных учащихся своего класса. Использование такой программы позволяет классному руководителю за короткое время создавать списки учащихся класса с различной информацией по требованию администрации.


2. Создание копилки презентаций, изготовленных самостоятельно для классных часов, мероприятий, что способствует повышению заинтересованности  учащихся в предложенной теме классного часа и т. д. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования

3. Использование готовых образовательных ресурсов, мультимедийных энциклопедий и т. д. (например, по Великой Отечественной войне «От Кремля до Рейхстага»– документальные кадры, по наркомании – видеофрагменты и т. д.)

4. Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома.

5. Использование сети Интернет. Любой учитель, в том числе классный руководитель, может найти в Интернете разнообразную информацию для классных часов, мероприятий. Привлекаю  и обучающихся к поиску информации.  

6. Создание портфолио каждого учащихся класса, портфолио класса.

7. Определение уровня воспитанности каждого ученика, целого класса.  В чем преимущества компьютерного варианта  по сравнению только с текстовым представлением информации о воспитанности? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене классного руководителя нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом ученике. При составлении плана воспитательной работы в классе на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого школьника. Представим, что у большинства учащихся класса такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д. Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель класса по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.

В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а необходимостью в работе квалифицированного специалиста.

Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. 


Современные информационные технологии предоставляют классному руководителю возможность:

· рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;

· сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

· построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения и воспитания;

· вовлечь в процесс активного обучения и воспитания категории детей, отличающихся теми или иными способностями;

· использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать образовательный и воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

· интенсифицировать все уровни образовательного и воспитательного процесса.

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и воспитателя, и ученика.

Основные достоинства информационных технологий:

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс обучения и воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к урокам, мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга образовательного и воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения образовательного и воспитательного процесса, а также:

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов;

• как средство обеспечения наглядности (использование презентаций, видеороликов, видео-фильмов и других демонстрационных форм);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото, аудио и видео-изображений, текстовой информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм и графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной и воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки, фото- и видеоархивы, электронные);

• как средство коммуникации (интернет, сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Средства коммуникации открывают новые перспективы в сфере образования и позволяют вывести его на качественно новый уровень.


Говоря о возможности сети Интернет, учителя могут оказывать ученикам помощь в обучении не только в стенах школы, но и за её пределами.


Таким инструментом  передачи знаний является персональный сайт учителя. Опыт развития сети Интернет показывает, что сайт является инструментом педагогического взаимодействия, как коллективов учителей школ (сайты школ), так и отдельных учителей и учащихся. Создание и ведение своего сайта позволяет учителю, в воспитательной системе, создавать электронную библиотеку своих методических разработок, делиться своими мыслями, находками с учащимися.

Ведение учителем персонального сайта позволяет разработать и предложить ученикам инновационные модели содержания образования, совместно действовать по использованию ресурсов.

Одной из главных причин, почему я и многие учителя решили опубликовать свои работы  сначала на личной странице, а затем создать свой мини-сайт – это  желание поделиться с учениками тем, что накоплено за  годы работы в школе,  получить независимую  оценку  и совет.

Ведь настоящий учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников,  он всегда должен быть на шаг впереди своих подопечных.

Также развитие информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества, которые с успехом используются в воспитательной системе нашего класса. А что же такое сетевое сообщество?

Сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа людей, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели интернет - сообщества: создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организация постоянного общения на интересующие темы; инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; обмен информацией, опытом учения-обучения; распространение образовательных новостей; поддержка инициатив учащихся и.т.д.

Грамотное, системное использование информационных технологий становятся мощным современным средством повышения эффективности  воспитательного процесса.

Использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на воспитательный процесс школы и классов. Использование средств ИКТ позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство.





















Список литературы:

1.Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 256 с.

2.Матрос Д. Ш., Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Издание 2-е, исправленное и дополненное.- М.: Педагогическое общество, 2001. – 128 с.

3.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей редакцией В. С. Кукушина. – Серия “Педагогическое образование”. – Ростов н/Д: издательский центр “Март”, 2002. 320 с.

4.Intel “Обучение для будущего”: Учебное пособие. – 4 –е изд., испр. – М.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!