СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Использование на уроках и во внеурочное время здоровьесберегающих технологий. Пропаганда ценности здорового образа жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе дается описание здоровьесьерегающих технологий, используемых на уроках и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Использование на уроках и во внеурочное время здоровьесберегающих технологий. Пропаганда ценности здорового образа жизни"»

СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»











Доклад «Использование на уроках и во внеурочное время здоровьесберегающих технологий. Пропаганда ценности здорового образа жизни»











Подготовил: учитель начальных классов Павлова И.Г.








В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Медицинские исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми.

Контингент коррекционных школ составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на занятиях, но и в течение всего времени пребывания ребенка в школе.

В настоящее время учитель может сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.


Реализуя программу «Здоровье», в нашей школе ведется работа по сохранению и укреплению нравственного, физического и психического здоровья обучающих. Ежедневно перед началом уроков проводится зарядка в школьных коридорах, на уроках организуются физминутки, релаксация, гимнастика для глаз, на переменах – подвижные игры с учащимися.

В рамках акции «Жизнь без табака» в целях пропаганды здорового образа жизни и предупреждения обучающихся о вреде курения ежегодно проводятся классные часы, проводятся «Уроки Здоровья» к Всероссийскому Дню Здоровья и т.д. один раз в неделю в школе проходит « день без сотовых телефонов». В 2012 году школа принимала участие в смотре – конкурсе « Модели психологической и социально – педагогической профилактики наркотической зависимости. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Профилактика употребления ПАВ и пропаганда здорового образа жизни».

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации образовательного процесса достигается использованием здоровьесберегающих технологий и на уроке.

Что может сделать учитель на уроках? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления. На уроках стараюсь предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании уроков включаю многократные зарядки – релаксации.


Важной сферой применения здоровьесберегающих технологий является сохранение и стимулирование психического здоровья детей. У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведения детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке».


Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение. Одним из видом релаксации является гимнастика для глаз. Достаточно проста и эффективна физкультура для глаз, предложенная профессором Э.С.Аветисовым. (приложение). Также ещё использую игры « Пчела», «Дирижёр», « Филин», « Весёлые рожицы», « Рисование носом», « Далеко- близко».

. При проведении гимнастики я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнения.

Примеры: «Веселые рыбки».

- Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно. Кругом снуют маленькие рыбки. Попробуем проследить за ними. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть (на кисть руки ребенку одевается «рыбка», и ребенок глазами следит за движением рыбки на своей руке, повторяя движения за учителем). Рыбки резвятся – В воде кружатся! Пузыри пускают, Весело ныряют, Друг дружку догоняют! Вильнут хвостом туда-сюда, глядишь, и нет их следа.



«Путешествие по сказочной стране» - развесить в разных точках стены различные рисунки сказочных героев.

И. п. - стоя. Не поворачивая головы, ребенок должен найти глазами то или иное изображение, названное педагогом: «Ребята, сейчас на ковре-самолете мы полетим над сказочной страной. Посмотрите, мы видим вдалеке избушку на курьих ножках. Теперь мы видим Буратино, который шагает в школу. А сейчас наши глазки нашли Колобка и т.д.».


Вторым видом релаксации являются различного рода движения, физкультминутки. Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться и посредством проведения физкультминуток, продолжительность которых, согласно гигиеническим нормам, в 1-4 классах должна составлять не менее 5 минут.

Применение динамических пауз, физминуток, коммуникативных игр. Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе коррекционной работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Я использую различные комплексы физкультминуток. Это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Использую комплекс для снятия утомления в мышцах кисти, для снятия общего мышечного напряжения, для снятия общего или локального утомления, упражнения, корректирующие осанку (приложение). При помощи разноцветных физкультминуток стараюсь повлиять на улучшение самочувствия своих учеников. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. Перед началом разноцветных физкультминуток использую сюрпризный момент- появление «гостя», то есть игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета. Сначала даю детям возможность досыта насладиться цветом, а потом уже предлагаю упражнения. Использую красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, синие, голубые и т.д. физкультминутки. На уроках также использую « лесную школу здоровья», где дети «превращаются» в разных лесных жителей и сказочные физкультминутки (приложение).

Здоровьесберегающие технологии, которые использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встаёт проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения. Современной педагогикой и психологией разработан широкий арсенал игр, предназначенных для внедрения в процесс обучения. Многие из них успешно решают и проблемы двигательной активности учащихся на уроках. Игры могут выполнять как здоровьеохранные, так и здоровьекоррекционные функции. Благодаря им решаются задачи компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха. Так, на уроках русского языка использую игру «словесный волейбол». Суть игры заключается в том, что учитель, кидая мяч, называет слово, например « облако». Тот, кто ловит мяч, добавляет слово, обозначающее действие предмета, например « плывёт». Для уроков имею большой арсенал игр.

На уроке необходимо организовать такое общение и совместную деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляется взаимное личностное развитие участников педагогического взаимодействия. Такому контакту соответствует техника психотерапевтического педагогического воздействия, основанная на саногенном мышлении. Под саногенным мышлением Ю.М.Орлов понимает мышление, способствующее поддержанию здоровья, погашающее напряжённость, позволяющее контролировать эмоции, потребности. Результат саногенного мышления находит своё отражение в поведении учителя, в характере и методике его профессионально – педагогической деятельности. Суть психотерапии педагогической деятельности заключается в организации комфортного общения, приносящего удовольствие совместной деятельности учителя и учащихся. Например, учитель приходит на урок, испытывая сильную физическую боль или переживая крупные неприятности. Такое состояние педагога отражается на его внешнем облике и угнетающе действует на учеников. В результате в классе создаётся отрицательный эмоциональный настрой. Эффективность урока также будет страдать, если педагог часто бывает чрезмерно весёлым, возбуждённым. Эмоциональный настрой и физическое состояние учителя во многом определяют ход и результаты урока. Настроенный на доброжелательное общение, он как бы излучает энергетику, мобилизует учащихся на работу, чем и гарантирует успех. Поэтому я на уроках стараюсь использовать положительные оценочные суждения. При затруднении школьника я поддерживаю его успокаивающими «поглаживаниями», слова «не волнуйся», «я уверена, у тебя всё получится», « подумай ещё раз».

Одной из проблем любого обучения является проблема удержания внимания учащихся. И здесь на помощь приходит использование компьютера на уроках. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать продолжительное время, при этом то, что происходит на экране носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую разного рода презентации, грамматические сказки, игры со словами и т.п. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но даёт возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Использование компьютера даёт возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создаёт у учащихся эмоциональный подъём, снижает утомляемость учащихся.

Провожу уроки - презентации с использованием мультимедийного проектора: «Зубы. Уход за зубами», «Строение тела человека и главное правило сохранения здоровья» и другие.


С целью коррекции неблагоприятных психоматических состояний детей на уроке использую психогимнастику, дыхательные упражнения. В соей работе использую комплекс успокаивающих дыхательных упражнений Е.Мазо и дыхательную гимнастику Стрельниковой (приложение).


Также использую так называемые « оживлялки». Это простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий


Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании с речью (приложение) Эта деятельность стимулирует действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, внимание и память, облегчает усвоение навыков письма.


Учебный материал по любому предмету даёт возможность прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, учить детей беречь и укреплять своё здоровье.

Например, в учебнике по русскому языку одно из упражнений называется «Наш режим дня», где описывается режим дня школьника. Или текст упражнения « Как правильно сидеть» ( задание: покажи, как надо правильно сидеть за партой). Тексты по чтению также содержат заповеди здорового образа жизни. Приведу пример текста стихотворения С.Махотина « Поход».

Я с детства кашу не терпел

А вот теперь, на травке,

Я две огромных миски съел

И попросил добавки

Я в детстве насморк свой лечил

И шарф носил пуховый.

Теперь вот ноги промочил-

И ничего, здоровый!


Вопрос: каким стало здоровье мальчика? Почему?

В рамках санитарно-гигиенического воспитания провожу беседы по охране жизни и здоровью детей, по сохранению здоровья. Слежу за осанкой детей, организую пересадку по рядам 1 раз в четверть.. Для профилактики заболеваний у обучающихся провожу беседы по темам, такие как: «Как уберечь себя от гепатита», «Внимание, грипп», « Профилактика кишечных заболеваний», «В большой мороз береги уши и нос» и т. д. В течение года в системе веду работу по предупреждению травматизма, употребления алкоголя, курения.

Провожу тематические классные часы валеологической направленности, мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки. Мои ученики участвуют в соревнованиях и занимают призовые места, ходят в походы, совершают экскурсии.

Ввела курс «Азбука здоровья» в своём классе, занятия провожу на классных часах. Слушая этот курс, дети узнают, как заботиться о своём здоровье и постепенно отвыкают от дурных привычек. В 1 классе работа велась по двум направлениям:

  • Чтобы не случилось беды

  • Привычки и поступки.

Внимание детей обращалось на то, как себя вести, чтобы не навредить своему организму и здоровью. Во 2 классе занятия проводятся на тему « «Копилка витаминов». В 1 классе занятия проходят в виде познавательной игры. Например в виде игры было проведено занятие « Вредная привычка!» «Ай не буду, не хочу!».

У каждого моего ученика есть «заповеди здорового образа жизни» (приложение) Это специальная папка, которая постоянно из года в год пополняется правилами здорового образа жизни.

На родительских собраниях обсуждаю с родителями принципы и идеи здоровьесбережения. Мною разработаны родительские собрания «Как помочь ребёнку быть здоровым», «Путь к здоровому образу жизни».

В результате применения здоровьесберегающих технологий снизился пропуск уроков по болезни, и расширились у учащихся знания о здоровье, о факторах на него влияющих и способствующих его укреплению.















Приложение

Пальчиковая и дыхательная гимнастика



Гимнастика для рук

(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)

Наши пальчики проснулись.

(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)

С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие)

Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)

Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)

Полотенцем вытираться.

(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)

Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.

(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)

Дружно делаем зарядку!

(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.

Пальцы расслаблены, взмахи кистями)

Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)

И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).


ПОДНИМИ ЛАДОШКИ ВЫШЕ

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша.

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше

А потом согни дугой.

Что же вышло? Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше

И сомкни перед собой.

Что же вышло? Мостик вышел.

Мостик крепкий и прямой.

Дыхательная гимнастика

ПУЗЫРЬ

Надувайся пузырь, надувайся большой

Да не лопайся, да не лопайся.

Медленно сдуваем пузырь.

А теперь быстро-быстро надуваем (дуем),

Быстренько сдуваем…..

Опять надуваем пузырь.

Ой, какой большой пузырь!

Лопнул! И полетели маленькие пузырики…

ЧУДО-НОС

После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание.

Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Игры для глаз








Игра « Пчела»



Нужно представить перед собой медленно летающую кругами пчелу, сфокусировать на ней свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде учителя « пчела садится» на переносицу учащимся. Школьники не должны упускать её из вида.


Игра « Дирижёр».


Ученики представляют себя знаменитыми дирижёрами. Они встают, берут в руки « дирижёрскую палочку» ( карандаш, ручку) и в такт музыки начинают дирижировать. При этом они не отрывают глаз от кончика палочки, т.е. сопровождают глазами все её движения в течение музыкального фрагмента. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации.

Физкультура для глаз профессора Э.С.Аветисова


  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их (6-8 раз)

  • Быстро моргать в течение 15 секунд (3-4 раза)

  • Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями указательного пальца в течение одной минуты

  • Выполнять круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении

Комплекс дыхательных упражнений


Упражнение 1

  • Вдох(спокойный, полный, глубокий)

  • Выдох (интенсивный, резкий, энергичный).


Упражнение 2


Сидя или стоя, набрать полные лёгкие воздуха.

Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой( как при свисте) и с силой вытолкнуть через неё часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.

Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке.



Дыхательная гимнастика Стрельниковой.


  1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте ( в конечной точке) -короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.

  2. « Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

  3. « Малый маятник». Наклон головы вперёд, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

  4. « Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть лёгких. Правая рука находится то сверху, то снизу.

  5. « Насос». Пружинящие наклоны вперёд. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

  6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.

  7. Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.

  8. « Большой маятник». Наклоны вперёд и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперёд, а потом назад.









ЗАПОВЕДИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ














С шумом струйка водяная на руках дробится. Никогда не забывай по утрам умыться!









Вам гимнастика нужна – помогает здорово










Дети должны усвоить, что горячий завтрак, обед, полдник – просто необходимы!










Рано ложиться и рано вставать – горя и хвори не будешь ты знать!










Чтобы ночью крепко спать, видеть сон хороший, мы советуем гулять вечером погожим









Ешь спокойно за столом, не надо торопиться. Это вредно, и при том, можно подавиться!







Неряшливость не только не красива, но и опасна. Чистота – залог здоровья – это знают все прекрасно!











Прогони остатки сна, одеяло в сторону





Сказочные физкультминутки.



В тёмном лесу есть избушка.

( дети шагают).

Стоит задом наперёд.

(дети поворачиваются).

В той избушке есть старушка.

( грозят пальцем).

Бабушка – Яга живёт.

( грозят пальцем другой руки).

Нос крючком,

( показывают пальчиком).

Глаза большие,

(показывают).

Словно угольки горят

( покачивают головой).

Ух, сердитая какая!

(бег на месте).

Дыбом волосы стоят.

( руки вверх).


Раз грибок, два грибок.


По тропинке леший шёл,

На поляне гриб нашёл.

( ходьба на месте).

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

(приседания).

Леший охает, устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

( потягивания – руки вверх).

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся.

( наклоны вперёд и назад).

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно.

(повороты туловища вправо и влево).

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

(дети садятся)


Лесная азбука здоровья.




Весело в лесу.


Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

( прыжки на месте).

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?

(ходьба на месте).

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно?

(потягивания – руки вперёд).

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

( прыжки на месте).

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?

( бег на месте).

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

( ходьба на месте).

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

( потягивания – руки вверх).

Тяжело вздыхает,

(глубокие вдох и выдох).

Садится, отдыхает.




Звери делают зарядку.



Звери делают зарядку-

( ходьба на месте, руки на поясе).

Кто вприскочку,

(прыжок вверх).

Кто вприсядку,

(присесть руки вперёд).

Кто –то плечи поднимает,

( вставая, поднять плечи, руки свободно опущены).

Сделаем руками взмах,

(руки в стороны).

Вправо мах и влево мах,

(маховые движения ногами вправо – влево).

Полуприсед,

(полуприсед,

(полуприсед, руки на поясе).

Присед.

(присед).

Наклон,

( наклон вперёд, руки в стороны).

Всем спортсменам

Шлём поклон.

( подняться на носки, руки вверх, наклон вперёд с касанием руками пола).








Список литературы

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии всовременной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

  3. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.