«Использование технологий личностно – ориентированного подхода на занятиях и во внеурочной деятельности как средство реализации базовых компетенций студентов»
Основная часть студентов нашего техникума, это ребята из малообеспеченных, многодетных, неполных, а иногда и неблагополучных семей. Образовательное пространство для них составляет в первую очередь техникум. Результаты проведённых исследований подтверждают факт социального расслоения семей, что, несомненно, оказывает влияние на образовательный процесс. Поэтому в моей практике приоритетным является личностно-ориентированый подход в обучении. Он основывается на учёте индивидуальных особенностейстудентов, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.
Цели и задачи моей педагогической деятельности:
формирование у учащихся с помощью занятий качества настоящего гражданина: познавательную и деятельную активность, стремление к творчеству и свободе, порядочность, ответственность, умение понимать и принимать другого, интеллигентность и великодушие
достижение учащимися социальной коммуникативной компетенции на пороговом уровне, т. е. способности и реальной готовности студентов осуществлять общение и добиваться взаимопонимания с одногруппниками
А средствами для достижения результата являются новые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, игровые технологии, использование ИКТ, метод проектов. Хотелось бы рассказать о каждом:
- Обучение в сотрудничестве предоставляет гораздо больше возможностей для индивидуального подхода к обучению. Часто коллектив обучающихся помогает создать эмоциональную основу обучения. То, что бывает довольно скучно и трудно выполнить одному, оказывается интересным и доступным в группе. Например, в техникуме были созданы специальные условия для коллективной подготовки к зачету. Результатом такой подготовки стали хорошие оценки и отсутствие «хвостов».
- Метод проектов. Как показал опыт преподавания дисциплин по специальности « Социальная работа» реализация проектов проходила во 2 семестре, на 4 курсе, когда студенты имеют определенные знания по своей специальности и эти знания они могут отрефлексировать еще раз в написании группового проекта. Студентов волнуют как насущные проблемы трудоустройства, досуга, обучения, создания семьи так и проблемы социальной сферы : оказание помощи детям-сиротам, людям, с ограниченными возможностями здоровья, информированность населения о социальных услугах. Пользуясь этим подходом мы выявляем проблемную область интересов студентов: какие ценности провозглашают студенты по социальной работе, как они соотносятся с общечеловеческими ценностями.
- Организация семинаров проходит в самых разных формах. Это дискуссии, диспуты, соревнования и просто интересная деятельность, дающая видимый коллективный результат, который может иметь теоретический (доказанная теорема, основная мысль, тезис, сформулированные выводы) и практический характер (решенная задача, сделанная модель, составленный план). Семинары , как правило, рассматриваются как дополнительное обучение, помогающее контролировать процесс обучения студентов и побуждающее обучающихся запомнить, еще раз повторить то, что говорилось на лекции.
- Достаточно эффективным методом является разработка определенного вида практических занятий, в которых студенты с самого начала смогут занимать активную позицию по решению задач и проблем, касающихся выбранной ими специальности.
Основной деятельностью, реализующейся на таких занятиях, является игра. Она позволяет студентам:
занимать позиции (играть роли) специалистов в выбранной ими профессии;
видеть целостный смысл как конкретных ситуаций, которые они проигрывают, так и осваиваемой специальности в целом;
не бояться ошибиться; способствует развитию экспериментирования и выработке исследовательской позиции.
- Использование ИКТ
Самостоятельная творческая работа
Формирование коммуникативной культуры учащихся
Формирование интеллектуальной компетенции
Развитие умений работы с различными типами информации
Программа Power Point помогает структурировать материал
Решает проблему аудиовизуального обеспечения урока
Экономит время преподавателя на подготовку к уроку и оформление доски
Знакомит студентов с различными способами подачи материала, которые могут им пригодиться в будущем