СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Компетенции в области информационной безопасности в условиях перехода в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему «Компетенции в области информационной безопасности в условиях перехода в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты» был предоставлен на совещании МО учителей математики, физики и информатики. Тема очень актуальна, в связи с ростом информатизации в обществе. Педагогическая наука пытается найти пути решения вызовов, брошенных современному обществу, проводя исследования по направлению информационной безопасности личности в условиях информационного общества.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Компетенции в области информационной безопасности в условиях перехода в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты»»



Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Раздольевская основная общеобразовательная школа»













«Компетенции в области информационной безопасности в условиях перехода в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты»













Козина Наталья Олеговна

Учитель информатики

первой категории







В последней четверти XX века человечество вступило в новую стадию.

новой цивилизации и ведущую к глубоким изменениям в системе современных культур.

Глобальная информатизация общества не могла не отразиться и в системе образования.

В связи с принятым в 2010 году Федеральным государственным образовательным. стандартом основного образования ФГОС ОО данная деятельность стала еще более  важной.

Одним из требований ФГОС ОО является разработка и поддержка информационной образовательной среды, которая включает: комплекс информационных образовательных ресурсов в том числе ЦОР технологий, компьютеры и  иное ИКТ оборудование коммуникационные каналы систему современных педагогических технологий обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Метапредметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования учащимися является формирование и развитие ИКТ компетентности.

Помимо необходимости знаний средств ИКТ важно обучить школьников  основам информационной безопасности.

Сегодня каждый школьник зарегистрирован в той или иной социальной сети, а иногда и в нескольких.

При этом по данным метрики 19 % наблюдают сцены насилия,

39 % детей посещают сайты порнографического содержания, 16 % увлекаются азартными играми, 14 % интересуются алкоголем и наркотическими веществами, посещают экстремистские и националистические интернет-ресурсы - 11 %.

Все это оказывает самое прямое воздействие на психическое эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.

Педагогическая наука пытается найти пути решения вышеобозначенных вызовов, проводя исследования по направлению информационной безопасности личности в условиях информационного общества.

Актуальность поставленных проблем обусловлена также тем обстоятельством, что в мае.

2009 года указом Президента РФ утверждена Стратегия национальной безопасности РФ.

до 2020 года = Принципиальная особенность Стратегии состоит в том.

что обеспечение безопасности России рассматривается в тесной связи с решением проблем социально-экономического и культурного развития страны.

Это ставит перед педагогическим образованием следующую цель: повышение цифровой грамотности учителей.

Педагог должен формировать у подрастающего поколения навыки информационной безопасности и медиаграмотности, которые позволили бы учащемуся самостоятельно оценивать опасность тех или иных ресурсов противостоять возникающим в глобальной сети Интернет новым угрозам и рискам компьютерной и интернет-зависимости самостоятельно организовывать учебную деятельность в условиях функционирования информационной среды дистанционного и электронного обучения.

Учителя должны понимать, что современные дети живут в новом информационном обществе глобальной коммуникации, в котором существуют как новые возможности, так и новые угрозы и риски.

И чтобы ребенок вырос конкурентоспособным гражданином, он должен постигать эти возможности.

И даже если при этом он столкнется с угрозами и рисками у него будет определенный иммунитет.

В связи с этим учитель должен в обучении школьника подвести.

его к пониманию возможного манипулирования его поведением и сознанием при помощи информации распространяемой СМИ социальными сервисами в Интернете и др.

Кроме этого в современном обществе для безопасной социализации учащемуся и педагогу необходимо противостоять информационным угрозам и сетевым атакам.

Конечно, в этом должен участвовать и учитель: объяснять направлять помогать показывать своим примером.

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной учебно-поисковой проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Умение искать анализировать преобразовывать применять информацию для решения проблем информационная компетенция; умение ставить цели планировать использовать личностные ресурсы самоорганизация.

Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования.

Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач стоящих перед системой образования.

Из выше сказанного следует, что для реализации ФГОС современный учитель обязан быть информационно грамотным.

В связи с этим необходимо обучать учителей образовательных учреждений основам информационной безопасности в условиях перехода на ФГОС для последующего обеспечения ими детской информационной безопасности на уроках для формирования своей компетенции компетенций учащихся в области информационной безопасности.

В процессе обучения обязательно должны узнать об основных понятиях информация и информационная безопасность о правовом регулировании в области информационной безопасности и последних изменениях в законодательстве РФ получить знания о персональных данных и информационных системах персональных данных познакомиться с уровнями безопасности и классификацией угроз безопасности.

Также учителям важно изучить такие темы как основы криптографии и.

криптографические методы защиты информации программно-аппаратные средства защиты информации и механизмы социальной инженерии.

Одним из главных направлений становится рассмотрение вопроса детской информационной безопасности в Интернет.

Учителя должны знать о безопасном поведении в Интернете, Интернет-зависимости, Интернет-знакомствах, грумминге, кибербуллинге, киберпреследовании, кибермошенничестве, инструментах безопасности в сети Интернет, чтобы обезопасить своих учащихся от возможных угроз.

Чтобы учащиеся смогли применять знания в области информационной безопасности и за пределами образовательного учреждения учитель должен научить, как защититься от несанкционированных действий в отношении персональных данных о себе и своих близких используемых паролей номеров банковских счетов и кредитных карт другой критической информации, а главное от опасного воздействия на психическое состояние.

Система профессиональной подготовки учителя, характеризуясь компетентностной направленностью, требует сформированность у педагога устойчивой профессиональной компетентности в области информационной безопасности, которая формируется в неразрывном единстве и системе с ключевыми и общепрофессиональными компетентностями.

Компетентность как интегральная характеристика личности формируется в образовательном процессе через определенный набор компетенций.

На сегодняшний день созданы предпосылки для формирования компетентности в области информационной безопасности педагогов:

-способность ориентироваться в информационных потоках, идентифицировать потенциальные угрозы, связанные с отбором оценкой и защитой информации, запрещенной для распространения среди детей (СК-1);

- способность анализировать оценивать и выбирать аппаратно-программные средства защиты информации в целях формирования инфобезопасной среды учебно-воспитательного процесса (СК-2);

- готовность эффективно использовать комплекс мер противодействия несанкционированному информационному воздействию на личность учащегося с учетом правовых основ разработанных аппаратно-программных средств защиты информации и экономической целесообразности СК-3.

Детализация содержания информационно-педагогической деятельности будущего учителя в условиях современного информационного.

общества требует знаний о формах и методах информационного воздействия и.

информационного подавления; способности ориентироваться в потоках разнообразной информации умений выявлять возможные угрозы, связанные с отбором оценкой и защитой информации запрещенной для распространения среди детей; готовности использовать эффективный комплекс мер информационной безопасности с учетом правовых основ разработанных программно-технических средств защиты информации и экономической целесообразности; владения знаниями и методами защиты от криминальной

и террористической информации в многообразном информационном потоке; владения приемами обеспечения информационной безопасности образовательного учреждения и отдельного индивида.

Особенностью формирования компетентности педагогов в области информационной безопасности является и то, что наряду с изучением организационных и технических средств защиты информации, необходимо прививать нравственную составляющую и ответственность за использование информации, которая потенциально может причинить ущерб от неумелого с ней обращения не только личности обучающегося, но и остальным субъектам образовательного процесса, а также что немаловажно репутации образовательного учреждения и отдельного индивида.

На сегодняшний день информационная безопасность как направление появилась сравнительно недавно, но уже давно стала важным условием информационного общества.

Проектируемое на такой основе содержание профессионального образования педагогов в области защиты информации и информационной безопасности позволит решить проблемы связанные с предотвращением негативных последствий для физического и психического здоровья оказываемого на каждого члена общества информационно емкой и эмоционально насыщенной предметной средой.

Список литературы.
1. Богатырева Ю.И. К вопросу о компетентности в области информационной безопасности будущих педагогов // Информационная среда образования и науки. 2012. №11.

2. Бочаров М.И. Преемственность содержания обучения информационной безопасности в новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования // Информатика и образование. 2011. №6.

3. Горбатов В.С., Малюк А.А., Толстой А.И. Концепция развития межведомственной системы подготовки специалистов в области обеспечения информационной безопасности // Безопасность информационных технологий. 2005. №2.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // Российская газета №4912.

5. Привалов А.Н., Богатырева Ю.И. Иерархическая оценка компетентности в области информационной безопасности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. №13 (132). С. 194-199.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. №35 [Электронный ресурс] // URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr fgos 2009 pv 45m.pdf.

8.Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - №10. - С. 113-116.