В личностно-ориентированной педагогике акцент делается на развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе. Это предполагает не просто активность и самостоятельность, но и обязательно субъективную активность и самостоятельность. Если в субъективной педагогике ученик выступает как бы проводником идей учителя, то в личностной – он творец и создатель себя и собственной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Как же составить план урока в системе личностно-ориентированного обучения.
Разработка плана проведения урока начинается с … определения типа психического развития учащихся. Под типом психического развития учащихся понимается качественная характеристика их особенностей, определяемая на основе сопоставления (а не сложения) результатов оценки сформированности различных сторон личности. Речь идёт о готовности учащихся к восприятию определённого учебного материала.
Далее идёт формулировка цели урока, в которой должны найти отражение цели подготовки по предмету (формирование…, привитие…, развитие…, совершенствование…, расширение…, обучение…, становление…, воспитание… и др.), требования к уровню обучаемости по ступеням подготовки (объяснять…, показывать…, знать…, сравнивать…, уметь…, выполнять… и др.)
При формулировке целей урока нельзя ограничиваться общими словами («узнать», «познакомиться» и т.д.) Это неверно, прежде всего, с точки зрения рефлексии учащимися итогов учения на уроке в его конце, что является неотъемлемой частью личностно-ориентированного обучения. Вместе с тем сама по себе формулировка целей урока ещё не гарантирует её адекватного достижения, поэтому необходимо, чтобы формулировка совпадала с содержательно-методической стороной организации урока.
Не менее значимой для адекватного усвоения учебного материала является его объём, сориентированный на полноту урока и на реальные возможности учащихся. На уроке в начальных классах очень важно использовать различные виды работы, они не должны быть однообразными и повторяющимися, только благодаря этому ребёнок не устанет, ему будет интересно, и он усвоит материал, который изучается на уроке. В начальных классах – это игровые моменты, занимательные задания, задачи в стихах, загадки, ребусы и т.д.
Учебная деятельность, как и иная деятельность, не может адекватно и полноценно разворачиваться и осваиваться, если нет мотивации деятельности. Поэтому, на уроке постоянно должна быть мотивированность учащихся. Учитель должен создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока, стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий. Оцениваться (поощряться) на уроке должен не только правильный ответ ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся. Отметка, выставляемая ученику, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность. Как в случаях получения положительного, так и отрицательного результата школьнику указывается на его внутренние изменчивые факторы – усилия (трудолюбие, старание). Так все педагоги – новаторы предпочитают индивидуальную ориентацию в работе, обеспечивая индивидуальный подход к ученику.
На основе применения индивидуально ориентированных эталонов они успешно формируют у детей мотивацию достижения успеха как естественное условие включения школьника в деятельность. Обеспеченный школьникам успех в учебном труде рождает новый успех. Организация внутренне мотивированной деятельности обеспечивает нормальное функционирование учебного процесса.
Наилучшим способом вовлечения учащихся в учебный процесс и поддержание их внимания к нему в педагогике считаются разного рода приёмы из арсенала ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. С психологической точки зрения, это те приёмы, которые обращаются к любознательности учащихся, заставляют их «шевелить мозгами». Задания подобного типа называют развивающими. Даже введение нового материала можно начать с решения детьми проблемной задачи, благодаря чему дети сами сформулируют правило, а значит, и лучше его поймут, запомнят, и будут использовать в дальнейшем.
6) В системе личностно-ориентированного обучения на первый план выходят психологические особенности учащихся, которые являются главными определяющими в освоении материала. Даже если учебный предмет спроектирован абсолютно грамотно в отношении научного содержания, но не учитывает, например, особенности восприятия учащихся, способы переработки информации и т.д., то эффективность процесса обучения при такой организации будет нулевой.
На уроке детям надо давать такие задания, которые дают возможность ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). При разных формах работы учитываются психофизиологические особенности учеников. Учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной – практическая работа на доске или на парте.
Например, урок обучения грамоте в 1 классе. При ознакомлении детей с новой буквой на уроке письма использую:
анализ буквы (из каких элементов состоит),
сравнение с другими буквами (у каких ещё букв есть такой элемент),
предлагается образец письменной буквы,
дети составляют букву из элементов (овал, линия с закруглением и т.д.) на доске,
из счётных палочек на парте,
обводят пальчиком букву из бархатной бумаги на индивидуальных карточках,
прописывают букву в воздухе за учителем, пишут букву в тетради по образцу.
Урок математики в 1 классе. При изучении приёма сложения типа + 5, то в начале урока повторяем состав числа 5. Для этого используются абак, таблица и наглядность, т.е. предметные картинки на доске или счётный материал на парте, а также запись состава числа на доске и др. В повторении участвуют все дети класса.
7. При анализе урока учителю необходимо оценить работу учащихся на уроке, это поможет ему планировать работу по данной теме и с данным классом в дальнейшем:
Уровень активности.
Наличие вопросов на уточнение понимания материала.
Адекватность ответов.
Развитость самостоятельной речи.
8. Сам учитель должен уметь:
Сотрудничать на уроке с учащимися (создать доброжелательную атмосферу, управлять климатом на уроке и т.д.)
Слушать и слышать ученика (личностное подстраивание к индивидуальным особенностям ученика и т.п.)
Корректировать поведение на основе оперативной информации (способность «управлять по результатам», «доопределять» педагогическую ситуацию с учётом её конкретики)
Направленность обучения на формирование личности ученика предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственное отношение к учению. Интерес характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности: наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познания; наличием непосредственного момента, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимо от других побуждений.
Ученик успешно работает, если применяются индивидуальные эталоны в оценке труда школьника: самооценка при этом не страдает, а сохраняется или даже повышается.
Исследования психологов показывают, что с уровнем осознания личностных качеств (своих и сверстников) в определённой мере связано и само формирование этих качеств. Если ребёнок не может критически взглянуть на себя, увидеть свои недостатки, не понимает, почему им не довольны, как следует вести себя в разных ситуациях, у него возникают неадекватные формы поведения, а негативные реакции могут стать устойчивыми. И, наоборот, если у ребёнка интенсивно формируется знание о себе, что способствует развитию начатков самовоспитания, развивается чуткость к требованиям, быстрее налаживаются его контакты со сверстниками, легче и эффективней происходит становление учебной деятельности, развитие положительных качеств личности.
Ученику очень важна поддержка учителя и воспитателя, поскольку невнимание, неуважительное отношение к детской личности может привести ребёнка к потере уверенности в своих возможностях.
Потребность в познании помогает утвердиться ребёнку в своих моральных качествах. Доброжелательность и внимание к ученику – главное условие для развития его позитивных личностных качеств.
В целом важно помнить, что одним из условий нормального развития детей младшего школьного возраста является благожелательное, тёплое общение с взрослыми. Свет этого общения помогает ребёнку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную неповторимость и право каждого на исключительность.
Сравнительный анализ традиционной системы обучения и личностно –ориентированного обучения.
Традиционное обучение
|
Личностно-ориентированное обучение
|
Ведущий принцип педагогики
|
единая программа, требования
|
вариативность.
|
от простого к сложному ,от частного к целому .
|
индивидуальный подход и проблемность.
|
Цель обучения
|
Дать определенный объем знаний
|
Развитие индивидуальных способностей
|
Дать общее образование по единой программе.
|
Создание условий для развития личности.
|
Формирование ЗУН
|
Развитие нравственности и образованности
|
|
Позиция ученика
|
Пассивность.
|
Активность
|
Отсутствие мотива к личностному росту.
|
Интерес к деятельности .
|
Функция учителя
|
Выдать определенный объем знаний
|
Научить мыслить
|
Развивать познавательную активность
|
Научить учиться
|
Обучать, воспитывать
|
Координировать и консультировать
|
Контролировать
|
Организовывать
|
Формы обучения
|
Иллюстративно-объяснительные , информационные .
|
Проблемные ,поисковые, исследовательские.
|
Урок, лекция, беседа , объяснение .
|
Игра, диспут, семинар ,урок .
|
Стиль взаимодействия
|
Авторитарность и требовательность
|
Сотрудничество и доверительность, открытость
|
|
|
|
Признаки лично-ориентированного обучения
|
Признаки традиционной классно-урочной технологии
|
Использование субъективного опыта ребенка
Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач
Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества
Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха
|
Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом
Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс
Для домашней работы применяют учебники
|