СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Метод "Фишбоун" на уроках общеобразовательных дисциплин"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад содержит информацию об активных методах обучения на примере метода "Фишбоун". Применяя данный метод на уроках, преподаватель дает возможность обучающимся проявить свои творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Метод "Фишбоун" на уроках общеобразовательных дисциплин"»

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение

Ростовской области

Белокалитвинский многопрофильный техникум













ДОКЛАД


по теме Метод «Фишбоун»

на уроках общеобразовательных дисциплин



















Подготовил преподаватель

Е.Н. Буянова









г. Белая Калитва

2017



Рассмотрен и рекомендован к применению

методической комиссией общеобразовательного

цикла ГБПОУ РО «БКМТ»


протокол № …. от «…» мая 2017 года


Председатель мк __________ Л.Н. Дрижирук

















































«Земные чувства все отдайте постиженью новизны»

Данте



Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

Современное информационное общество ставит перед средними профессиональными учебными заведениями главную задачу подготовки специалистов, готовых:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, будущие граждане должны уметь сотрудничать, работать на равных и в то же время главенствовать и руководить, уважать людей самого разного происхождения, проявлять личную инициативу, отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями. Для этого обучение непременно должно быть активным.

Для решения этих задач образовательную практику среднего образования активно внедряется технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать нужные решения, выбирать нужную информацию, анализировать различные явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия обучающихся). Применение технологии критического мышления на уроках физики имеет огромное значение, оно позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей обучающихся.

Студент, умеющий критически мыслить, владеет многими способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой обучающийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий обучающийся умеет правильно взаимодействовать с информационными пространствами, и принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. А общество получит высококонкурентного специалиста.

Для внедрения в педагогическую деятельность критического мышления обучающихся на уроках общеобразовательных дисциплин можно использовать метод фишбоун.

Метод фишбоун представляет собой выявление и глубокое рассмотрение проблемы с помощью причинно-следственных связей.

 “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.


     

Схема фишбоун позволяет достигать большего эффекта в сложной ситуации, где обычные приемы не приносят желаемого результата. Прием фишбоун, благодаря своей необычности, можно даже сказать, некоторой внешней несуразности, «выуживает» свежие мысли и идеи в неограниченном количестве, особенно на этапе «мозгового штурма».

Заполнять схему фишбоун нужно короткими емкими фразами – ключевыми словами, отражающими суть проблемы. Лаконично изложенные факты вносят еще больше ясности и конкретики, что позволяет мыслить более логично и последовательно.

При этом технология работы может варьироваться.

  • Индивидуально – каждый учащийся получает текст для анализа и самостоятельно заполняет схему фишбоун в течение 10-15 минут. Затем происходит коллективное обсуждение и заполнение общей схемы на доске.

  • В группах – учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, но заполняют схему фишбоун коллективно, всей группой обсуждая проблему. Затем происходит сравнение заполненных схем между группами.

Освоение стратегии фишбоун позволяет обучающимся

  • развивать и практиковать критическое мышление;

  • находить причинно-следственные связи;

  • упорядочивать факты и явления по степени их значимости;

  • осваивать навык работы в группе.

Таким образом, за счет внедрения данного метода стимулируется творческое и развивается критическое мышление студентов, что отвечает главной задаче сегодняшней среднего профессионального образования.



Пример: использование приема Фишбоун на уроке географии по теме: «Экологические проблемы».

Работа в группе.

- Прочитайте статью учебника на стр. 84. 
- Ответьте на вопросы и заполните “скелет рыбы”. 

- Что произошло в результате освоения ледяной зоны человеком? (Экологические проблемы).
- Какие экологические проблемы постигли эту зону? (Истребление животных, браконьерство, загрязнение воды).
- Приведите факты.
- Какие меры принимаются для устранения этих проблем?

(Красная книга, создание заповедника, запрещение охоты на некоторые виды промысловых рыб).

По мере поступления информации заполняется “скелет рыбы”.




Пример: использование приема Фишбоун на уроке географии по теме: Крымская война 1853 – 1856 гг.