Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
Белокалитвинский многопрофильный техникум
ДОКЛАД
по теме Метод «Фишбоун»
на уроках общеобразовательных дисциплин
Подготовил преподаватель
Е.Н. Буянова
г. Белая Калитва
2017
Рассмотрен и рекомендован к применению
методической комиссией общеобразовательного
цикла ГБПОУ РО «БКМТ»
протокол № …. от «…» мая 2017 года
Председатель мк __________ Л.Н. Дрижирук
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны»
Данте
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.
Современное информационное общество ставит перед средними профессиональными учебными заведениями главную задачу подготовки специалистов, готовых:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.
Таким образом, будущие граждане должны уметь сотрудничать, работать на равных и в то же время главенствовать и руководить, уважать людей самого разного происхождения, проявлять личную инициативу, отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями. Для этого обучение непременно должно быть активным.
Для решения этих задач образовательную практику среднего образования активно внедряется технология развития критического мышления.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать нужные решения, выбирать нужную информацию, анализировать различные явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия обучающихся). Применение технологии критического мышления на уроках физики имеет огромное значение, оно позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей обучающихся.
Студент, умеющий критически мыслить, владеет многими способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой обучающийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий обучающийся умеет правильно взаимодействовать с информационными пространствами, и принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. А общество получит высококонкурентного специалиста.
Для внедрения в педагогическую деятельность критического мышления обучающихся на уроках общеобразовательных дисциплин можно использовать метод фишбоун.
Метод фишбоун представляет собой выявление и глубокое рассмотрение проблемы с помощью причинно-следственных связей.
“Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.
Схема фишбоун позволяет достигать большего эффекта в сложной ситуации, где обычные приемы не приносят желаемого результата. Прием фишбоун, благодаря своей необычности, можно даже сказать, некоторой внешней несуразности, «выуживает» свежие мысли и идеи в неограниченном количестве, особенно на этапе «мозгового штурма».
Заполнять схему фишбоун нужно короткими емкими фразами – ключевыми словами, отражающими суть проблемы. Лаконично изложенные факты вносят еще больше ясности и конкретики, что позволяет мыслить более логично и последовательно.
При этом технология работы может варьироваться.
Индивидуально – каждый учащийся получает текст для анализа и самостоятельно заполняет схему фишбоун в течение 10-15 минут. Затем происходит коллективное обсуждение и заполнение общей схемы на доске.
В группах – учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, но заполняют схему фишбоун коллективно, всей группой обсуждая проблему. Затем происходит сравнение заполненных схем между группами.
Освоение стратегии фишбоун позволяет обучающимся
развивать и практиковать критическое мышление;
находить причинно-следственные связи;
упорядочивать факты и явления по степени их значимости;
осваивать навык работы в группе.
Таким образом, за счет внедрения данного метода стимулируется творческое и развивается критическое мышление студентов, что отвечает главной задаче сегодняшней среднего профессионального образования.
Пример: использование приема Фишбоун на уроке географии по теме: «Экологические проблемы».
Работа в группе.
- Прочитайте статью учебника на стр. 84.
- Ответьте на вопросы и заполните “скелет рыбы”.

- Что произошло в результате освоения ледяной зоны человеком? (Экологические проблемы).
- Какие экологические проблемы постигли эту зону? (Истребление животных, браконьерство, загрязнение воды).
- Приведите факты.
- Какие меры принимаются для устранения этих проблем?
(Красная книга, создание заповедника, запрещение охоты на некоторые виды промысловых рыб).
По мере поступления информации заполняется “скелет рыбы”.

Пример: использование приема Фишбоун на уроке географии по теме: Крымская война 1853 – 1856 гг.
