Смирнова Инна Леонидовна, заместитель директора по ВР
МБОУ «Лядовская основная школа»
Пермского района
Мониторинг продвижения воспитанника основной школы
Опыт, представленный в данной работе позволяет педагогическому коллективу решать ряд актуальных задач:
Мониторинг личностных результатов обучающихся;
Развитие регулятивных УУД;
Формирование, как личной активной гражданской позиции обучающихся, так и чувства коллективизма;
Формирование навыков самоуправления.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ от 29 мая 2015г. № 996-р, на основании «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы» и «Программы воспитания и социализации учащихся основной школы», Плана воспитательной работы, Плана работы старшей вожатой в МБОУ «Лядовская основная школа» разработана система мониторинга развития и самовоспитания обучающихся. Осуществление данного направления деятельности привело к следующим результатам совместной деятельности педагогического коллектива и учеников за 2014-16 годы: Диплом и медаль лауреата Всероссийского конкурса Лучшая сельская школа - 2015, г. Санкт-Петербург; победители ежегодной премии Пермского района «Ученик года -2015» (номинация «Спорт»); победители ежегодной премии Пермского района «Ученик года-2015» (номинация «Школа года»); призеры районного конкурса к 70-летию Победы; Победители конкурса Лучшая основная школа Пермского района по итогам 2014-15 учебного года (преходящий кубок) (Приложение 3). По результатам мониторинговых обследований школа попала в число победителей краевого проекта «Стимулирования педагогических работников по результатам обучения школьников («Ступени») в 2013-14, 2014-15 учебных годах. Ниже приведена таблица результативности (только победы) участия обучающихся в конкурсах различного уровня:
Мониторинг достижения учащихся МБОУ «Лядовская основная школа»
Учебный год | 2009- 2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012- 2013 | 2013- 2014 | 2014- 2015 | 2015 2016 |
призовых мест всего в том числе по уровням: | 10 | 19 | 23 | 32 | 41 | 72 | 87 |
Муниципальный | 7 | 12 | 18 | 25 | 10 | 32 | 17 |
Региональный | 3 | 5 | 4 | 5 | 10 | 6 | 17 |
Окружной | | 1 | | 2 | 17 | 17 | |
Федеральный | | 1 | 1 | | 4 | 17 | 16 |
Международный | | | | | | | 37 |
Таким образом, из 163 обучающихся ОО в 2015-16 учебном году приняли участие в конкурсных мероприятиях районного, краевого, всероссийского (межрегионального) и международного уровней (только личное участие) 232 (142%). Из таблицы видно, что из года в год результативность повышается на всех уровнях. О системе работы расскажу подробнее.
Поиск способа мониторить результативность продвижения воспитанника основной школы, чтобы это было эффективно, легко, показательно и результативно привел к организации в школе конкурсов «Самый дорогой паспорт» - среди обучающихся и «Самый богатый класс» - среди 2-9 классов. Общешкольный конкурс «Самый дорогой паспорт достижений учащихся» (см. приложение 1) проводится администрацией ОО и Советом ученического самоуправления «Джин». Набор направлений конкурсного оценивания и критерии их оценки рассмотрены и приняты решением Совета ученического самоуправления и администрацией школы.
Цель конкурса: Выявление лидеров школы; создание благоприятных условий для формирования интеллектуальных, творческих, организаторских, коммуникативных способностей, регулятивных УУД учащихся.
Задачи конкурса: Утверждение активной жизненной позиции учащихся (включение учащихся в творческие дела); требующие коллективной деятельности; развитие классного и школьного самоуправления; повышение престижа знаний, интеллектуального и творческого потенциала учащихся; стимулирование классных руководителей, активов классов к реализации творческого подхода в работе и учебе; активизация и повышение качества учебно-воспитательной деятельности классных коллективов. Контроль за системным и честным заполнением Паспортов достижений (см. Приложение 2) возлагается на самого члена ученического коллектива, а так же на мэра класса и классного руководителя (последние отражают их в своих ежегодных отчетах).
Победитель «Самый дорогой паспорт достижений учащихся» награждается на торжественном закрытии конкурса – в мае. Ученики в 2013 году предложили критерии оценки и к 2015 году они видоизменились, уточнились, так как в ходе заполнения Паспортов выявлялись затруднения. Классные руководители ведут удобный в оформлении и показательный мониторинг продвижения воспитанника в таблице отмечая его баллы в каждой четверти и суму баллов за год. В первоначальном варианте не были разведены направления деятельности. В последнем варианте Паспорта достижений есть отдельные страницы: Учебная деятельность Дополнительное образование (кружки, секции, клубы и т.п.) Внеурочная деятельность (Общественная деятельность, Творческая деятельность), Дисциплинарные взыскания.
В ходе заполнения и классный руководитель и родители могут заметить в каких конкурсах, мероприятиях, олимпиадах ребенок чаще участвует – раннее выявление интересов, склонностей, способностей. Кроме индивидуального продвижения каждого ученика выявляется «Самый богатый класс»: у кого средний балл на члена ученического коллектива выше. По итогам 2015-16 учебного года 1 место занял 5 класс, 2 место – 3 класс, 3 место – 4 класс.
Из представленного выше видна реализация плана воспитательной работы на 2015-16 учебный год. Особый акцент делался на воспитание патриотизма, дружного детского коллектива и поднятия престижа школы. Победители конкурсов школьного и районного уровня получали поощрения не только в виде грамот, но и поездок. В 2014, 2015 годах ученики начальной школы посещали развлекательный центр «Play Day», ученики основной школы ездили в ребячий лагерь «Новое поколение» на сутки. В этом году удалась работа со спонсорами: подарки на торжественную линейку «За честь школы», на деньги приза победителей летнего оздоровления 2015 года (100 000 рублей) были проведены 2 экскурсии. В первой как раз и приняли участие победители школьного конкурса «Самый дорогой паспорт».
Система работы показала, что деятельность педагогического коллектива в данном направлении позволила повысить престиж школы, интеллектуального и творческого потенциала учащихся; выявить способности, интересы и творческие возможности учащихся, склонности и способности учащихся. Паспорт достижений заводится каждый год и хранится в портфолио обучающегося.
Литература:
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

2-9 классов при поддержке классных руководителей. Предварительные итоги подводятся в конце каждой четверти по предоставленным отчётам мэра.
Контроль за системным и честным заполнением Паспортов достижений возлагается на самого члена ученического коллектива, а так же на мэра класса и классного руководителя (последние отражают их в своих ежегодных отчетах).
Победитель «Самый дорогой паспорт достижений учащихся» награждается на торжественном закрытии конкурса – в мае.
Информация о ходе конкурса будет размещаться на информационном стенде и сайте школы.
V. Критерии оценки.
Результаты подсчитываются по критериям. В зачет конкурса входят грамоты и благодарности за участие в общешкольных, районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах.
Победителем считается коллектив, набравший наибольшее количество баллов. За 1 балл будет приниматься печать «ДЖИН», которая будет отмечаться мэром в паспорте. В случае одинакового количества баллов предпочтение отдается классу, в котором положительная динамика успеваемости и качества знаний.
Оценивание осуществляет экспертная комиссия, в состав которой входят: директор школы, заместители директора по ВР, классный руководитель, старшая вожатая, мэр.
В случае потери одного паспорта, снимается 1 балл с каждого ученика в классе.
VI. Критерии оценивания участия в мероприятиях.
- Успеваемость в учебе
Вычисляется средний балл по итогам четверти и умножается на 10:
-при повышении среднего балла ученик добавляет 4 балла;
-каждый хорошист добавляет в копилку 5 баллов;
-каждый отличник добавляет в копилку 6 баллов.
Участие в предметных декадах, олимпиадах, конференциях (за первое место - 5 баллов, за второе место- 4 балла, за третье место – 3 балла, за участие – 2 балла).
- Общественная деятельность
Система начисления баллов в данном разделе такова:
Разработка проекта и реализация его осуществляется на основе критериев оценки проектов в рамках Проектной школы.
Участие в школьных праздниках и мероприятиях (актер, певица, ведущий и др.): 2 балла;
Победа в школьном конкурсе: 4 балла;
Участие в районных мероприятиях: 3 балла;
Победа в районном конкурсе: 5 баллов;
Участие в краевых мероприятиях: 4 балла;
Победа в краевом конкурсе: 6 баллов;
Участие во всероссийских мероприятиях: 5 баллов;
Победа во всероссийском конкурсе: 7 баллов;
Участие в международных мероприятиях: 6 баллов;
Победа в международном конкурсе: 8 баллов.
Организация и подготовка школьного праздника и мероприятия (оформление зала, расстановка мебели и др.): 1 балл;
Организация и подготовка мероприятия районного уровня: 2 балла;
Организация и подготовка мероприятия краевого уровня: 3 балла;
Организация и подготовка мероприятия всероссийского уровня: 4 балла.
Организация и подготовка мероприятия международного уровня: 5 баллов
-Творческая деятельность
Система начисления баллов в данном разделе такова:
Посещение учащегося с классом театра, музея и т.п. в свободное время от учебы: 1 балл
Дисциплина на мероприятиях:
Школьный уровень:
- Минус 2 б – курение;
- Минус 3 б – нецензурные выражения;
- Минус 4 б – драка;
- Минус 6 б – за порчу школьного имущества;
- Минус 8 б – за безответственный подход к организации мероприятия.
Районный уровень:
- Минус 3 б – курение;
- Минус 4 б – нецензурные выражения;
- Минус 7 б – за порчу имущества;
- Минус 5 б – драка;
- Минус 10 б за безответственный подход к организации мероприятия.
Краевой уровень:
- Минус 4 б – курение;
- Минус 5 б – нецензурные выражения;
- Минус 6 б – драка;
- Минус 8 б – за порчу имущества;
- Минус 12 б – за безответственный подход к организации мероприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Дисциплинарные взыскания | Учебная деятельность |
Нарушения | Минус балл | Четверть | Средняя оценка | Балл за четверть(*10) | Итоговый балл |
| | I | | | |
| | II | | | |
| | III | | | |
| | IV | | | |
| | Год | | | |
| | Итоговый балл вычисляется: средняя оценка по итогам четверти умножается на 10 и плюс баллы за успеваемость в учебе (см. в Положении о конкурсе «Самый дорогой паспорт достижений учащихся»). |
| |
| |
Дополнительное образование (кружки, секции, клубы и т.п.) | Мероприятие | Итоговый балл |
| |
Участие, достижения | Балл | | |
I четверть | | |
| | | |
| | | |
II четверть | | |
| | | |
Внеурочная деятельность | III четверть |
Мероприятие | Балл | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | IV четверть |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Мероприятие | Балл | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Диплом и медаль лауреата Всероссийского конкурса Лучшая сельская школа- 2015, г. Санкт-Петербург | Победители ежегодной премии Пермского района «Ученик года-2015» ( номинация «Школа года») |
 |  |
Победители ежегодной премии Пермского района «Ученик года -2015» ( номинация «Спорт») | Призеры районного конкурса к 70-летию Победы |
 |  |
Победители конкурса Лучшая основная школа Пермского района по итогам 2014-15 учебного года (преходящий кубок) |
 |  |