Доклад
Тема: «Мультимедийная презентация языкового материала
на уроках иностранного языка как методический прием»
Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 22
Абаева Ф.К.
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному учебному процессу. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (звука, видео анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса.
В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах информационных технологий. Соответственно, чтобы сосредоточить их внимание на учебном процессе, преподавателю сегодня следует научиться сочетать традиционные методы и средства обучения с современными нововведениями в данной области. Для этого нужно иметь представление о существующих мультимедийных технологиях, и как можно их использовать в обучении.
Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.
Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда.
Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Гипермедиа – это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.
Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка, на данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
Такое количество источников затрудняет поиск необходимой информации, на данный момент не каждый обучающий будет разбираться с существующими мультимедиа программами и включать их в процесс обучения. В том случае, если обучающий заинтересован в использовании мультимедийных технологий в учебном процессе, поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка, развитие мультимедийных средств сегодня, привлекает преподавателей всех дисциплин, начиная от физики и заканчивая пением. Преподаватель иностранного языка, возможно, найдет способ заниматься на компьютерах один час в неделю, но этого не достаточно, полностью и с пользой для знаний использовать и час в неделю возможно.
Но компьютер с его возможностями все же необходимо использовать в процессе обучения иностранного языка. В данный момент разрабатывается систематически развивающийся компьютеризированный комплекс обучения иностранному языку.
Мультимедийные презентации
Использование программы PowerPoint для создания презентаций как нельзя лучше подходит для внесения разнообразия в ход урока. Презентация позволяет детям читать с экрана и просматривать иллюстрации. Учитель может дублировать показываемое своим голосом и обращать особое внимание детей на те или иные детали. Причем скорость выведения информации на экран зависит от готовности аудитории к восприятию.
Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций
При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:
Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.
Постановка учебной цели. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.
Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для школьника), входящие в комплект учебника или подготовленные самим преподавателем.
Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
Оценка. В ходе работы с компьютером школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций "школьник - учитель - школьник". Для этих целей рекомендуется организация работы школьников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.
Проблемы использования мультимедиа
В имеющихся на сегодняшний день исследованиях использования мультимедиа можно выделить следующие проблемы:
при использовании мультимедиа не учитываются персонифицированные стили обучения. Иными словами, реальная индивидуализация обучения на основе использования мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора мультимедиа-программ со стилем пользователя;
не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспекты обучения. Введение графики, видео- изображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого;
введение различных типов медиа-воздействия (среди которых звук, графика, видео, анимация) не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации, а порой мешает за счет зашумления каналов восприятию обучаемых;
неподготовленность учителей к свободному использованию мультимедиа в образовании вследствие низкой мультимедиа- грамотности (умение осуществлять обоснованный выбор мультимедиа-средств для реализации педагогических целей, знание возможностей и современных тенденций развития мультимедиа, владение инструментальными средствами разработки мультимедиа учебного назначения для сборки мультимедиа-модулей);
проблема отторжения имеющихся программ и ресурсов, которое происходит по причинам неадекватности мультимедиа-программ реальному образовательному процессу;
использование мультимедиа как нового дидактического средства в традиционных системах обучения не позволяет оптимально реализовать образовательный и развивающий ресурс мультимедиа.
Технические средства
Предусматривается наличие в школе компьютерного класса с Windows-совместимыми компьютерами. В состав компьютерного класса включается базовое вычислительное и коммуникационное оборудование и программное обеспечение (ПО), которое широко используется в реальных информационных средах:
персональные компьютеры, оснащенные системным и специальным программным обеспечением;
сетевое оборудование, объединяющее персональные компьютеры в локальную сеть и реализующее выход в Internet;
широкий спектр совместно используемых периферийных устройств;
проекционное оборудование.
В качестве проекционного оборудования используется мультимедийный проектор и/или демонстрационный телевизор, подключенный к компьютеру.
Кроме того, современные тенденции работы с мультимедийной информацией требуют наличия сканера, звуковых карт, хорошего принтера. В качестве желательного оборудования можно указать цифровой фотоаппарат и видеокамера
Заключение
Мультимедиа можно использовать для преподнесения знаний, для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
Рассмотрев основные виды мультимедиа технологий, мы пришли к выводу, что применять их на уроках иностранного языка можно и нужно, поскольку использование современных ИКТ в учебном процессе обеспечивает возможность:
дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
повысить роль наглядности в учебном процессе;
удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
наладить эффективную обратную связь;
организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.
Список использованной литературы
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего образования. М., 1998.
А.А.Новикова.Статья «Медиа на уроке английского языка: техническое средство обучение или медиаобразование?» 2005
Исаев А.К. Интернет как средство обучения, Санкт-Петербург, 2007
http://www.englishteachers.ru
www.mediaeducation.ru