СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему : "Организация самостоятельной работы на уроках истории и обществознания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 "Организация самостоятельной работы на уроках истории и обществознания"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : "Организация самостоятельной работы на уроках истории и обществознания"»

Организация самостоятельной работы на уроках истории и обществознания

Мы живем в век информационных технологий, который характеризуется стремительным развитием науки и техники. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Предназначение школы существенно поменялось. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего, он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Она характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою точку зрения.

Сегодня возрос объем изучаемой информации. Ребенок не в состоянии запомнить и усвоить весь этот объем. Да и уровень подготовки детей не одинаков. Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.

И вовсе не секрет, что:

- у большинства детей потерян интерес к учебе;

- дети плохо читают, запоминают;

- их внимание не устойчиво;

- низок уровень самостоятельности мышления;

- снижается грамотность и культура речи учащихся.

Поэтому мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения.

Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания позволяет:

  • вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся;

  • осуществлять переход от простых знаний к более сложным;

  • развивать мышление и творческие способности каждого ученика;

  • овладеть определенными познавательными умениями и навыками.

Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.

Из этого следует, что роль учителя сегодня сводится к следующему:

  • не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;

  • создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;

  • направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

Мне кажется, что только самостоятельная работа формирует необходимые учебные умения, такие как: конспектировать, составлять схемы, таблицы, планы, сопоставлять, делать выводы, давать собственную оценку фактам. Это помогает сформировать активную жизненную позицию каждого ученика, способствует становлению личности.

Когда я планирую самостоятельную работу, я помню, что она должна быть посильной, иначе учащиеся потеряют к ней интерес. Стараюсь учитывать индивидуальные возможности каждого, усложняю задания постепенно. Чтобы каждый ученик мог себя чувствовать успешным. Именно поэтому при организации самостоятельной работы учащихся я часто предлагаю им использовать такие источники знаний, как учебники, документы, карты, статистические данные, справочная и научно – популярная литература, материалы СМИ, видеоматериалы и т.д. Ведь каждый ученик сможет найти что-то новое и интересное для себя и этим поделиться с одноклассниками.

Что же касается роли учителя при организации самостоятельной работы, то она сводится к следующему: разъяснение заданий, контроль за работой учащихся, корректировка работы, проверка результатов.

Самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков учебного и умственного труда, развитию познавательных способностей, подготовке к самостоятельному труду, к дальнейшему самообразованию. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения. Эффективность самостоятельной работы зависит от ее организации, от умелого продумывания сочетаний самостоятельной работы с другими методами.

Меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.

Также в своей работе я часто использую групповую работу. В групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.

Использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

В условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный климат: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.

Самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ также мотивирует, так как эти задания ученик может выполнить самостоятельно, без посторонней помощи, а затем публично представить результаты своей деятельности (презентации, работа над проектом).

Таким образом, я считаю, что самостоятельная работа с использованием ИКТ, – мощный стимул к учению, путь к осознанным знаниям и убеждениям. Различные виды  такой самостоятельной работы помогают успешнее решать задачи по активизации мыслительной деятельности учащихся, по формированию у них творческого мышления. Самостоятельный творческий поиск  решения учебной проблемы позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности. В рамках разработки какого-либо проекта перед учащимися ставятся проблемы, решение которых требует анализа и синтеза материала и информации, полученной из других источников , что  в свою очередь способствует формированию социально-компетентной личности ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!