СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему :«Организация здоровьесберегающей инфраструктуры в учебно – воспитательном процессе»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

                                   ДОКЛАД  на тему:

 

«Организация здоровьесберегающей инфраструктуры в учебно – воспитательном процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Учитель  математики

                                                                   ГБОУ СОШ №1  п.г.т.Безенчук                                                                  

                                                     Яна Юрьевна Орлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016г.

 

 

 

 

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

         По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых парней, ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия "перекинулась" на репродуктивные возможности населения.      Из 1000 новорожденных младенцев 800–900 уже имеют врожденные пороки развития.

         Среди подростков 15–17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором – болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем – болезни костно-мышечной системы. Отмечается рост онкологической заболеваемости у детей до 14 лет на 26,2%, среди подростков 15–17 лет – на 83,3%. Острой социальной проблемой остаётся ухудшение состояния психического здоровья детей, а также потребление психоактивных веществ. Увеличилось количество детей, состоящих на учёте по злоупотреблению ненаркотическими средствами в 4 раза и алкоголем – в 3 раза.

       Болезнь – это медицинская категория. А здоровье – мера реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются – телесные, психические и духовно-нравственные. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.

 

      Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?

Первый – это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10–15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

Второй фактор, губительный для здоровья:  закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

Третий фактор. Словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

Четвертый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.

Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к "шизоидной интоксикации" сознания. Реальный мир у ребенка заменяется искусственным, виртуальным, что ведет к распаду важнейшей психической функции воображения. И как следствие – раннее формирование шизоидно-психической конституции.

 

      Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

    Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

строгая дозировка учебной нагрузки;

построение урока с учетом работоспособности учащихся;

соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

благоприятный эмоциональный настрой;

проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

 

Как подобрать здоровьесберегающие средства?

     Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли  увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

 

    Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:

1) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

2) Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.

3) Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

4) Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

5) Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

6) Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

7) Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.

9) Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

10) Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно-координаторньих тренажей) и др.

11) Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

12) Благоприятный эмоциональный настрой.

13) разнообразие форм учебной деятельности.

 

       На примере своего класса хочу показать, как я использую элементы  здоровьесберегающих   технологий  на своих уроках.

 

Во- первых, это пальчиковая гимнастика. Стержневым направлением начального школьного образования является освоение навыков письма. Темп и качество их формирования зависят от методической грамотности педагогов. Поэтому учителя начальной школы должны обязательно знать упражнения пальчиковой гимнастики и применять их на практике.

 

Во- вторых, это зрительная гимнастика. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения, которые мы и применяем на наших уроках.

 

В- третьих, это точечный массаж или самомассаж. Детям эти занятия очень нравятся, так как они проходят в игровой форме в сопровождении стихотворений.

 

В-четвёртых, ежедневное проведение физкультурных минуток во время уроков. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

 

В-пятых, это релаксация. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. 

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

 

И конечно это дыхательная гимнастика, которая помогает детям укрепить дыхательную мускулатуру, способствует уменьшению количества заболеваний дыхательной системы, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус и оздоравливает нервно-психическое состояние.

 

Помимо данных технологий, применяемых на всех уроках, в своём классе я провожу классные часы на тему здорового образа жизни, уроки здоровья, конкурсы стенгазет и рисунков, конкурс высказываний о здоровье. Во всех этих мероприятиях принимают участие родители, что подтверждает их заботу о здоровье своих детей. Организую совместно с родителями встречи с медиками, экскурсии на свежий воздух. Активно принимаем участие в спортивных праздниках и соревнованиях проводимых в школе.

 

В заключение хочется ещё раз сказать: “Давайте заботиться  о здоровье детей, включим в уроки физкультминутки и динамические паузы, будем следить  за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучим своих учащихся к здоровому образу жизни. Постараемся для них быть ярким примером”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

2.Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)

3.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.

 

Адреса сайтов

 

1.Сеть творческих учителей. Здоровьесберегающие технологии в школе.

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2331&tmpl=com

 

2. Государственное образовательное учреждение Центр образования «Школа здоровья» № 1317

http://www.specialschool.ru/health/?id=129

 

3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://festival.1september.ru/articles/312110/

 

4. НОВЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

http://rl-online.ru/articles/2-05/335.html

 

Просмотр содержимого документа
«доклад на тему :«Организация здоровьесберегающей инфраструктуры в учебно – воспитательном процессе»»



ГБОУ СОШ с. Озёрки Гнутова Елена Леонидовна


Статья по теме:
Системно-деятельностный подход в образовании


Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат, может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Школа России».



«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой


Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.



ГБОУ СОШ с. Озёрки Гнутова Елена Леонидовна

Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" — это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим "учебная деятельность"?

Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.

Чему должен научиться ребенок?

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.





ГБОУ СОШ с. Озёрки Гнутова Елена Леонидовна

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Школа России».

Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Школы России», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.).

Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.
В учебниках УМК «Школы России» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).
Я стараюсь выступать на уроке в роли «дирижёра». Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает моих учеников. Неоднократно, уже после звонка, они просили «Давайте ещё!».


ГБОУ СОШ с. Озёрки Гнутова Елена Леонидовна

Я стараюсь не давать «готовое» знание своим ученикам, а создаю ситуацию поиска. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом нам помогают и «подсказки», предусмотренные в учебниках, и помощь одноклассников и, конечно, работа с дополнительной литературой.

Учу ребят находить доказательства, делать выводы, обоснованно отстаивать свою точку зрения. Если кто-то из учеников бывает не прав в выборе решения, всегда ищем причину ошибки, все вместе её объясняем и исправляем, при этом никогда не ругаю детей за ошибки. Ведь они пришли учиться!

В комплекте учебников «Школы России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, для реальной самостоятельной деятельности учащихся.
Каждый учащийся имеет возможность выбрать проект в соответствии со своими интересами или предложить свой. Это позволяет создать условия для достижения как регулятивных метапредметных результатов (постановку целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работу по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации) так и познавательных универсальных учебных действий (предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).



ГБОУ СОШ с. Озёрки Гнутова Елена Леонидовна
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее).
Проектная деятельность влияет на формирование личностных результатов учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий может осуществляться по работам учащихся в рабочих тетрадях УМК «Школы России» на листах «Работа над проектом». На данных страницах учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта.
Таким образом, УМК «Школа России» использует возможности каждого предмета для развития универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.



ГБОУ СОШ с. Озёрки Гнутова Елена Леонидовна

На мой взгляд, подход авторов учебно-методического комплекта «Школа России» к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день. В данном комплекте реализуются практически все требования нового стандарта.

Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему

успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

Именно так я стараюсь выстраивать совместную деятельность с учащимися при использовании УМК «Школа России»


Литература.

  1. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2004 г.

  2. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс четырёхлетней начальной школы/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2002 г.

  3. Беседы с учителем: 3 класс: книга для учителя/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2007 г.

  4. «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».











































Интернет-ресурсы:

  1. www. vgf.ru

  2. www.festival.1septembr.ru

  3. www.shkola.edu.ru

  4. www.pedsovet.org


































8



Скачать

© 2016 1175 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!