ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
КРУГЛЫЙ СТОЛ
на тему:
«Живая связь времен:
современные аспекты краеведения»
ДОКЛАД
на тему:
«ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»
Шулак В.Л., заместитель директора
по воспитательной работе
МОУ «Школа №1 города Докучаевска»
г. ДОКУЧАЕВСК – 2017
Вопрос воспитания является очень важным в развитии любого государства. Но актуальность для Донецкой Народной Республики эта задача несет первоочередной характер. Об этом было сказано и Главой ДНР А.В.Захарченко: «Основная задача нашего государства воспитать такое поколение, которое с гордостью и честью возьмет наше знамя, если потребуется, оружие в руки и отстоит родную землю и отчий дом. И это зависит от всех нас! Невозможно привить чувство патриотизма в школе, если этого нет в семье».
Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.
Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.
Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе ДНР «Об образовании».
Регулирование отношений в сфере образования в Донецкой
Народной Республике основывается на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) доступность для каждого гражданина всех форм и типов образования, которые предоставляются Донецкой Народной Республикой;
4) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
5) единство образовательного пространства на территории Донецкой Народной Республики, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народа Донецкой Народной Республики;
6) связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями;
7) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Донецкой Народной Республики с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
8) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
9) независимость образования от деятельности политических партий и общественных организаций и др.
Приоритетной задачей нового десятилетия XXI века является разработка и реализация национальной стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания. Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе прав и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также нашло своё отражение в ГОС ОО и актуализировано введением в действие «Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики», утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832
Приоритеты государственной политики в области воспитания:
-воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
-поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
-защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным для Донецкой Народной Республики культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
-обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в экстремальных условиях, детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.);
-формирование социально-активной позиции личности по отношению к окружающей действительности;
-воспитание языковой культуры детей;
-развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Донецкой Народной Республики.
С учетом указанных приоритетов государственной политики, место исторического краеведения в современном школьном образовании занимает одно из ведущих направлений.
Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).
Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.
Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.
Из организационных форм историко-краеведческой работы в школе можно выделить:
1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Учитель включает элементы краеведения в рамки учебных часов по курсу отечественной истории.
2. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях, главным образом в полной средней школе.
3. Факультативные курсы.
4. Внеклассные занятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов и лекториев.
В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) и внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования. Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм - условие успешной организации и функционирования системы школьного исторического краеведения.
Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции ученика. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах - экскурсиях, походах, играх и т.д.
Историко-краеведческий материал раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Следует помнить, что школа также призвана прививать учащимся чувство патриотизма, коллективизм. Само понятие «Родина» в детском возрасте ассоциируется с тем местом, где находится родной дом, то есть с конкретным городом или поселком. От того, насколько школьники знают и любят историю своего края, зависит и глубина их патриотического чувства.
Задачи исторического краеведения чрезвычайно многообразны:
1. Формирование системы знаний о природе региона, его истории, быте и культуре.
2. Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края, сохранение традиций.
3. Формирование творческой индивидуальности личности, усвоившей духовные ценности и традиции малой родины, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей родного края.
4. Побуждение интереса учащихся к своему прошлому.
5. Развитие умения получать информацию о родном крае из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней.
6. Становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свои познания, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального, культурного потенциала человека.
Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории Отечества будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.
Историческое краеведение активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.
Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложиться на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.
Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников.
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; каждый человек - соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека - в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны; в ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга и милосердия; труд - основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
В конечном итога, реализация основных приоритетов государственной политики, в ее краеведческом аспекте, позволит реализовать главное – воспитание достойного гражданина Донецкой Народной Республики.