СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ

ТЕХНОЛОГИИ  В ОБУЧЕНИИ

       Прежде   чем   подробнее  остановиться  на  личностно-ориентированных технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.

“Технология” в широком смысле этого слова - наука о мастерстве.

Понятие «технология» происходит от греческих слов « techno» - искусство, мастерство и  «logos» - учение, и переводится как учение о мастерстве

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ»»

Особенности личностно-ориентированных технологий  в обучении  Автор-составитель : ТУЛЕПБЕРГЕНОВА ГУЛМИРА САМАТОВНА преподаватель английского языка УКИТ г. Уральск

Особенности

личностно-ориентированных технологий

в обучении

Автор-составитель : ТУЛЕПБЕРГЕНОВА ГУЛМИРА САМАТОВНА

преподаватель английского языка УКИТ г. Уральск

Технология -  наука о мастерстве   от греческих слов « techno» - искусство, мастерство  « logos» - учение, и переводится как учение о мастерстве.

Технология - наука о мастерстве

от греческих слов

« techno» - искусство, мастерство

« logos» - учение, и переводится как учение о мастерстве.

Технология обучения – это:    Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.  Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.  Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь).

Технология обучения – это:

Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.

Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.

Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь).

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического воздействия; организация учебного процесса; учащийся, педагог; результат деятельности.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического воздействия;
  • организация учебного процесса;
  • учащийся,
  • педагог;
  • результат деятельности.

Личность   – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно. Развитие   – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество. Индивидуальность  – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного. Творчество  – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.  
  • Личность   – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
  • Развитие   – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
  • Индивидуальность  – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
  • Творчество  – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.  
 “ Личностно-центированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION)  психолог и педагог гуманистического направления Карла Роджерса.  технологии характеризуются - антропоцентричностный - гуманистический - психотерапевтический

“ Личностно-центированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION)

психолог и педагог гуманистического направления Карла Роджерса.

технологии характеризуются

- антропоцентричностный

- гуманистический

- психотерапевтический

Какие же существуют личностно-ориентированные технологии?   Исследовательская (проблемно-поисковая) Коммуникативная (дискуссионная) Имитационного моделирования (игровая) Психологическая (самоопределенческая) Деятельностная Рефлексивная

Какие же существуют личностно-ориентированные технологии?

  • Исследовательская (проблемно-поисковая)
  • Коммуникативная (дискуссионная)
  • Имитационного моделирования (игровая)
  • Психологическая (самоопределенческая)
  • Деятельностная
  • Рефлексивная
 Исследовательская  (проблемно-поисковая)    Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"

 Коммуникативная (дискуссионная)   Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зре ния

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зре ния

 Имитационного моделирования (игровая)    Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

 Психологическая (самоопределенческая)    Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

Психологическая (самоопределенческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

 Деятельностная   Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Рефлексивная   Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Новые личностно-ориентированные технологии технология разноуровневого обучения и «Портфель ученика». технология коллективного взаимообучения. (А.Г.Ривин) технология обучение в сотрудничестве технология модульного обучения. технология проектного метода

Новые личностно-ориентированные технологии

  • технология разноуровневого обучения и «Портфель ученика».
  • технология коллективного взаимообучения. (А.Г.Ривин)
  • технология обучение в сотрудничестве
  • технология модульного обучения.
  • технология проектного метода
Технология разноуровнего  обучения  Теоретическое обоснование данной технологии – различения основной массы учащихся по уровню обучаемости – сводится прежде всего ко времени, необходимому учащимся для усвоения учебного материала.

Технология разноуровнего обучения

Теоретическое обоснование данной технологии – различения основной массы учащихся по уровню обучаемости – сводится прежде всего ко времени, необходимому учащимся для усвоения учебного материала.

 Технология коллективного взаимообучения   Автор технологии - А.Г.Ривин.  Его методики имеют также имеет несколько названий :

Технология коллективного взаимообучения

Автор технологии - А.Г.Ривин.

Его методики имеют также имеет

несколько названий :

"организованный диалог"

"сочетательный диалог"

"коллективный способ обучения".

Основные преимущества технологии коллективного взаимообучения:   в результате регулярно повторяющихся упражне­ний совершенствуются навыки логического мыш­ления и понимания; в процессе взаимного общения включается па­мять, идет мобилизация и актуализация пред­шествующего опыта и знаний; каждый учащийся чувствует себя раскованно, ра­ботает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; отпадает необходимость в сдерживании темпа за­нятий, что позитивно сказывается на микрокли­мате в коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассо­циативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Основные преимущества технологии коллективного взаимообучения:

  • в результате регулярно повторяющихся упражне­ний совершенствуются навыки логического мыш­ления и понимания;
  • в процессе взаимного общения включается па­мять, идет мобилизация и актуализация пред­шествующего опыта и знаний;
  • каждый учащийся чувствует себя раскованно, ра­ботает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа за­нятий, что позитивно сказывается на микрокли­мате в коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассо­циативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Технология коллективного взаимообучения Парная работа: - статическая пара - динамическая пара - вариационная пара

Технология

коллективного взаимообучения

Парная работа:

- статическая пара

- динамическая пара

- вариационная пара

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «уче­ник»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологичес кой совместимости.

Статическая пара.

В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «уче­ник»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологичес кой совместимости.

Динамическая пара Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школь­ник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партне­ром, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей .

Динамическая пара

Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школь­ник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партне­ром, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей .

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анали­зирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в резуль­тате каждый.

Вариационная пара.

В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анали­зирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в резуль­тате каждый.

Технология сотрудничества    Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей .

Технология сотрудничества

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей .

  1. Student Team Learning или  обучение в команде.      Ставится групповая цель. Ус­пех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды ов­ладел необходимыми знаниями, умениями и навы­ками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

1. Student Team Learning или обучение в команде.

Ставится групповая цель. Ус­пех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды ов­ладел необходимыми знаниями, умениями и навы­ками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

2.«Пила»  Учащиеся организуются в группы по 4— 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые бло­ки). Каждый член группы выполняет свою часть ра­боты. Затем учащиеся, изучающие один и тот же во­прос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспер­тов.

2.«Пила»

Учащиеся организуются в группы по 4— 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые бло­ки). Каждый член группы выполняет свою часть ра­боты. Затем учащиеся, изучающие один и тот же во­прос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспер­тов.

 3.Учимся вместе.   Группа разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание — часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы от­дельных групп и всех в целом достигается усвоение материала. Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двой­ную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совмест­ной деятельности. Группа получает награды в зависи­мости от достижений каждого ученика.

3.Учимся вместе.

Группа разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание — часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы от­дельных групп и всех в целом достигается усвоение материала.

Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двой­ную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совмест­ной деятельности. Группа получает награды в зависи­мости от достижений каждого ученика.

 Технология модульного обучения.   Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Это самая трудоемкая технология, она требует больших временных затрат и колоссальной подготовки. Его сущность в том, что ученик полностью само­стоятельно (или с определенной долей помощи) дос­тигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Технология модульного обучения.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.

Это самая трудоемкая технология, она требует больших временных затрат и колоссальной подготовки. Его сущность в том, что ученик полностью само­стоятельно (или с определенной долей помощи) дос­тигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

 Модуль – это самостоятельный блок, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Дидактическая цель формулируется для каждого обучаемого и содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Способ и сроки контроля также устанавливают ся отдельно для каждого ученика.

Модуль – это самостоятельный блок, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Дидактическая цель формулируется для каждого обучаемого и содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Способ и сроки контроля также устанавливают ся отдельно для каждого ученика.

 Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся задач. Он обеспечивает входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление обучением.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся задач. Он обеспечивает входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление обучением.

 Модуль состоит из циклов уроков  (двух- и четырех- урочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

Модуль состоит из циклов уроков

(двух- и четырех- урочных). Расположение и

количество циклов в блоке могут быть

любыми. Каждый цикл в этой технологии

является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

Технология проектного метода  Совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.

Технология проектного метода

Совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.

В основе метода проектов лежит  -развитие познавательных навыков учащихся, -умений самостоятельно конструировать свои знания, -умений ориентироваться в информационном пространстве, - развитие критического мышлени я.

В основе метода проектов лежит

-развитие познавательных навыков учащихся,

-умений самостоятельно конструировать свои знания,

-умений ориентироваться в информационном пространстве,

- развитие критического мышлени я.

 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащ ихс я    индивидуальную,  парную, групповую

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащ ихс я

  • индивидуальную,
  • парную,
  • групповую
Технология разноуровневое обучение   Для того чтобы полноценно использовать личностно-ориентированные технологии, обучение должно быть дифференцированным. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные возможности студентов. Учет индивидуальных различий учащихся можно понимать как учет основных свойств личности обучаемого. Таким образом, личностно-ориентированное обучение, по определению, является обучением дифференцированным.

Технология разноуровневое обучение

Для того чтобы полноценно использовать личностно-ориентированные технологии, обучение должно быть дифференцированным. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные возможности студентов. Учет индивидуальных различий учащихся можно понимать как учет основных свойств личности обучаемого. Таким образом, личностно-ориентированное обучение, по определению, является обучением дифференцированным.

Дифференцация Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своей группы. В этом случае понятие дифференциации обучения сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т. е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии. При внешней дифференциации учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные друг от друга.

Дифференцация

  • Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своей группы. В этом случае понятие дифференциации обучения сходно с понятием индивидуализации обучения.
  • При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т. е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии. При внешней дифференциации учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные друг от друга.
 Овладевая теорией и методико- технологической основой личностно- ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и  профессионального роста.

Овладевая теорией и методико-

технологической основой личностно-

ориентированного педагогического

подхода и взаимодействия педагог,

обладающий высоким уровнем

педагогической культуры и достигающий

вершин в педагогической деятельности в

перспективе сможет и должен

использовать свой потенциал для

собственного личностного и

профессионального роста.

Спасибо  за внимание!

Спасибо

за внимание!