1 СЛАЙД «Приемы практической работы или практико-ориентированные задания для формирования профессиональной компетентности у УО учащихся старших классов».
Основная задача трудового обучения - дать учащимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету. Эффективность занятий по швейному делу в коррекционной школе во многом зависит от того, насколько правильно выбраны методы обучения для достижения поставленных целей, в процессе которых происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее важную роль играют наглядные и практические методы. На уроках швейного дела учащиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами.
2 СЛАЙД Систематически, перед началом работы с инструментами и приспособлениями повторяем правила по технике безопасности, закрепляем навыки работы с ними в практической деятельности.
На занятиях в наших мастерских широко применяются различные виды наглядных пособий: раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, образцы изделий и отдельных узлов, плакаты, а так же мультимедийное оборудование для показа презентаций. Наглядность обучения способствует прочности усвоения знаний.
3 СЛАЙД С целью развития памяти учащихся даю задания по заучиванию различных терминов, названий деталей. Например, раздаю лекала, на которых изображен контур выкройки какого-либо изделия. Нужно перевести шаблон на чистый лист и написать названия контурных срезов. Подобного рода задания стимулируют память, мышление.
4, 5, 6 СЛАЙД Большое внимание на занятиях швейного дела уделяю работе учащихся с дидактическим материалом – карточкам с заданиями. Это позволяет более успешно усваивать теоретический материал, развивает память и внимание, помогает для проверки усвоения ранее пройденного материала, при подготовке к выпускным экзаменам.
7, 8 СЛАЙД Использую на уроке и метод тестирования, где из предложенных ответов на вопросы нужно выбрать нужный.
9 СЛАЙД Ситуативные задачи.
10 СЛАЙД Кроссворды для закрепления новой темы. («Устройство швейной машины»).
11 СЛАЙД Панно для распознавания видов тканей.
12, 13 СЛАЙД Пословицы
14 СЛАЙД Скороговорки
15 СЛАЙД Загадки. Такие задания стимулируют мыслительную деятельность учащихся, развивают речь, вызывают у них интерес к предмету.
16, 17,18,19 СЛАЙД Презентации показываю как при объяснении новой темы, так и для закрепления пройденного материала. Например, «Виды отделки в легком женском платье».
20,21 СЛАЙД Мультимедийное оборудование применяю также для выполнения интерактивных упражнений.
22 СЛАЙД Важным этапом работы на уроках швейного дела является планирование. Цель планирования - добиться усвоение учащимися последовательности выполнения предстоящей работы, умение самостоятельно определить очерёдность технологических операций. Это составная часть создания любого изделия. У детей начинает формироваться мыслительный образ обработки изделия, способ его изготовления и порядок выполнения трудовых операций, предстоящая работа становится понятной. План пошива любого изделия мы записываем в тетрадь из учебника, предварительно прочитав его вслух пооперационно. В своей работе применяем модульную технологию планирования, т.е. сначала составляем общий план изготовления изделий, затем план отдельно взятой технологической операции. Например, общий план пошива фартука и, как производное, - план обработки среза фартука косой обтачкой.
23,24 СЛАЙД Обучение планированию начинается с составления предметно - технологической карты. Это самый ответственный этап. Предметно - технологическая карта облегчает изучение и вносит разнообразие в упражнения, способствует более прочному усвоению учебного материала. Такая работа направлена на развитие мыслительной и аналитической деятельности, зрительного восприятия.
25,26 СЛАЙД Важной и одной из сложных задач швейного дела является формирование у учащихся технологических знаний. Обучение идёт успешнее, если ученики учатся правильно называть изделия, детали, операции, когда знакомы с технологией. При выполнении практических заданий повторяем терминологию швейных работ. Учащиеся уже знают, что, например, сметать, это соединить две детали изделия ручными стежками. По аналогии повторяем терминологию машинных и влажно-тепловых работ. Практический метод для учащихся представляет определённую сложность, т.к. любая трудовая операция состоит из множества действий, требующих владения инструментами, определёнными знаниями и умениями.
При практическом выполнении операции я предлагаю учащимся чаще проверять свои действия, контролировать точность выполнения, сравнивать с образцом. Свою роль я вижу в своевременном направлении действий ученика в нужное русло и таким образом способствовать формированию прочных практических навыков. Для этого перед началом работы заостряю внимание на возможные ошибки, которые могут получиться при несоблюдении требований к выполнению операции.
После выполнения операции вместе с учащимися организую разбор результатов работы, вместе анализируем положительные и отрицательные моменты, указываю на допущенные ошибки и способы их устранения.
Такой метод оценки и самооценки своей работы воспитывает у школьников внимание, развивает интерес к анализу работы, тренирует память, учащиеся учатся критически оценивать свои действия, делать правильные выводы.
27,28 СЛАЙД Во время практической работы я отметила очень слабые навыки в работе с ножницами, учащиеся затрудняются резать по закругленным срезам, поэтому стараюсь, чтобы ученики самостоятельно раскраивали изделия по обведенным выкройкам.
29 СЛАЙД Один из приемов практической работы на уроках швейного дела для формирования профессиональной компетентности – операции по настрачиванию изделия или отделочных деталей. Объясняю учащимся, что первая строчка идет на 1-2 мм от края, вторая- на ширину лапки.
30 СЛАЙД На современных машинах на игольной пластине есть деления, по которым удобно производить настрочку. Главное –ровно придерживать деталь во время работы, ориентируясь на необходимую величину.
31 СЛАЙД Еще один из методов- использование спец.приспособлений. Например, колышка для выворачивания углов, мелких деталей.
Т.К. учащиеся коррекционной школы не могут сосредоточитъ внимание на процессе своей деятельности, нужно многократное повторение действий для выработки автоматизма, чтобы они не повторяли ошибок в дальнейшей работе. Только тогда процесс деятельности учащихся станет осознанным.
32 СЛАЙД Одним из этапов обучения является производственная практика. Ее задачи: - закрепление и углубление знаний, полученных в учебном заведении по всему курсу обучения; проверка возможностей самостоятельной работы учащегося в условиях конкретного производства. На фабрике ребята выполняют мелкие подсобные операции по раскрою, упаковке, ремонту выкроек и т.д.
33 СЛАЙД Результаты работы отражены в изготовленных изделиях в старших классах, в успешной сдаче выпускных экзаменов, где учащиеся показывают теоретические и практические навыки и умения.
34 СЛАЙД Как конечного продукта при выполнении творческих проектов.
35,36 СЛАЙД А также в активном участии учащихся в жизни школы, в общественно - полезной работе (ремонт одежды, пошив салфеток, фартуков для столовой, изготовление костюмов для внеклассных мероприятий и праздников).
37 СЛАЙД Спасибо за внимание!