Доклад на тему: «Проблемы воспитания толерантности в семье и школе»
Ключевая роль в воспитании толерантности,
миролюбия и уважения к правам человека
принадлежит дому и семье.
По материалам ЮНЕСКО
Как часто с нашего языка в чей - то адрес срываются слова: «Терпеть не могу!» Как часто мы кривим губы, демонстрируя иронию по отношению к чьим – то высказыванием. Как часто отвернувшись, мы закатываем глаза, выражая неудовольствие чьим - то поведением. Как часто? Бывает….Почему? Потому что их мнения расходятся с нашими. Как говорят психологи: «проявление эгоцентризма». То есть махровая уверенность человека в том, что его мнение единственно правильное! Правильно ли это? Каждый прав в своей логике….Каждый имеет право быть правым.
Семья и школа являются основой устойчивости общества, инструментом гуманистической нравственности, ответственности и высокой духовности, поскольку основы культуры, милосердия, доброты, толерантности закладываются именно в семье и школе.
Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
В нашей школе – интернате № 44 второй год проходят встречи с учащимися центра образования N1432 директор Лихачёв Дмитрий Борисович, психолог Екатерина Викторовна. В прошлом году встречи проходили со старшеклассниками. Где в ходе общения и совместной деятельности у детей возникло взаимопонимание, доверие, выражение человеческих чувств. Наши дети с заболеванием ДЦП приобщаются к делам общества, утверждают свою новую социальную позицию среди сверстников. Подросток осознаёт себя и признаётся окружающими как равноправный член общества. С этого года в эксперимент вошли учащиеся 5 – 7 классов, как с нашей стороны, так из ЦО№1432.
Эти встречи решают задачу воспитания толерантности в современной школе, проблемы принятия: учениками – «странностей» друг в друге.
Прошло анкетирование учителей, родителей по данному направлению деятельности ЦО№1432 и школы интерната №44. Провели родительское собрание по проблеме воспитания толерантности дома, в семье, в школе. Родители ЦО №1432 одобрили и поддержали сотрудничество их детей с детьми с нарушением в развитии вследствие ДЦП.
Занятия интегрированной группы с психологами проходят в форме проблемно – игровых ситуаций, направленных на повышение поисковой активности и, умение жить в обществе. Это такие игры как: «Интервью», «Строим корабль», «Неожиданные рисунки», «Вкусное решение», «Добрые пожелания» и другие. В группу объединены дети с различными двигательными, речевыми, интеллектуальными возможностями. В процессе разрешения проблемно – игровых ситуаций, каждый может проявить себя по - своему. Участники группы получают возможность решать возникающие проблемы самостоятельно, помогают друг другу при возникновении затруднений. После проведения игры обсуждается полученный детьми опыт. Ребята выражают свои чувства и впечатления, переживания и проблемы, возникшие во время игры. В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают, как и социально полезные, так социально вредные черты.
На наших встречах находится место и для выражения коллективно творческих способностей. В ходе коллективно - творческой деятельности создано совместное издание журнала «Я+ Ты =Мы». Где дети делятся своими впечатлениями, успехами, достижениями. Проба пера, работа корреспондентов и фотокорреспондентов. Этот вид деятельности помогает относительно быстрому вхождению подростков в систему социально значимых дел, вовлечение их в поисковую работу, которая даёт возможность пробудить в детях интерес к самоутверждению, проявлению своего «я», завоеванию уважения сверстников.
Цель этих встреч: умение выслушивать другого человека; формировать способность к сочувствию, сопереживанию; развивать коммуникативные навыки. В ходе общения со стороны сверстников наблюдается уважение к индивидуальным проявлениям детей, их интересам. Никто в нашем обществе не должен чувствовать себя одиноким, никто не должен быть обделён вниманием и заботой.
Во время встреч дети посещают спортивные секции: пионербол, баскетбол, подвижные игры. Этот вид деятельности воспитывает упорство в достижении цели, стремление к первенству. Проходят совместные КВНы, конкурсы, ЛЕГО – конструирование. Планируется совместное проведение Новогодней сказки «Конек - горбунок», «Празднуем Масленицу», «День смеха».
При встречах дети посещают кружки, Армрестлинг, который ведёт в нашей школе Апинов Христофор Владимирович классный руководитель 6 б класса ЦО № 1432. Кружок «Творчество и фантазия» где дети занимаются росписью по стеклу, гончарную мастерскую, где знакомятся с технологией изготовления игрушки и росписью, кружок «Клуб Книголюб». В ходе общения у детей формируется милосердие, понимание, доверие и уважение. Ребята рассказывают, какие кружки они посещают у себя в школе, делятся успехами, планами на будущее.
При условии последовательности, к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой и спортивной, художественной, организаторской и других – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности. Мы исходим из необходимости поднять самоуважение детей, помочь войти в систему социально признаваемой деятельности что, и отражено в плане работ. В ходе реализации проекта мы исходим из необходимости поощрения, одобрения. Мы считаем что поощрения, тесно связываясь с оценкой, самооценкой, активно влияют на формирование нравственной зрелости детей. И как следствие это направлено на формирование их отношение к делу, к себе, к другим людям.
Мир нейтрален.
В нём нет ни добра, ни зла.
Это социальное понятия Человечества.
Что посчитаем нужным возвеличить, то и будем воспитывать.
Что воспитаем в детях, то и получим в обществе.
Осознавая обилие проблем и отсутствия единственного решения, современное общество склоняется к толерантности.
И ставка делается на образование, воспитание, школу, семью.