СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Богородская школа № 8»













Доклад на МО

трудового обучения

на тему:

«Проектная деятельность

как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ»







Подготовила:

учитель СБО

Белова Г.А.









2015 – 2016 уч. год

Школа сегодня старается идти в ногу со временем. Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Значит, чрезвычайно важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, проблема, для решения которой ему необходимы новые знания – те, что еще предстоит приобрести.

Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков основывается на системно-деятельностном подходе, включающем в процесс корректировки современные образовательные технологии. Возникает проблема поиска методов и форм коррекционного воздействия, которые помогут ребёнку овладеть способами действий, необходимых для его развития и самосовершенствования.

Одно из ведущих мест среди таких методов принадлежит методу проектов. Проектная деятельность – эффективное средство формирования учебных действий у школьников, в том числе и у детей с ОВЗ, качественная основа, которая может реализовать гуманистический подход к развитию, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

Создание проекта – это процесс трудоёмкий и длительный. Безусловно, в такой деятельности дети вообще, а дети с ограниченными возможностями здоровья в особенности, сталкиваются с такими трудностями, как низкий уровень самостоятельного мышления, включение всех участников образовательного процесса в работу над проектом. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

В заключение хочется отметить, что в результате проектной  деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Кроме того, дети учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребёнку с ОВЗ почувствовать себя успешным. Это очень важно для обеспечения успешной социализации детей.

Проективный метод с 1905 года активно использовал русский педагог С.Т.Шацкий с небольшой группой сотрудников и пытался внедрить его в практику преподавания. Однако выяснилось, что при таком обучении учащимся не удавалось овладеть системой знаний в той или иной области. Как часто у нас бывает, вместе с водой выплеснули и ребенка – и уже в 1930-е годы советская школа была полностью переведена на традиционное обучение, потеряв опыт проективного метода, в то время как в зарубежной педагогике он продолжал развиваться в рамках альтернативного образования.

В настоящее время проективная деятельность относится к образовательным технологиям, преодолевающим «школярство» и формализм школы. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится одним из компонентов вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней: проективная деятельность стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и показывает практическое применение полученных знаний. 

Классификация проектов
Проекты различаются по характеру доминирующей деятельности: 
Поисковый:

  1. исследовательский;

  2. творческий; 

  3. ролевой; 

  4. прикладной; 

  5. ознакомительно-ориентировочный.

По предметно-содержательной области:

  1. Монопроект;

  2. межпредметный прект.

По количеству участников:

  1. Индивидуальный;

  2. парный;

  3. групповой;

  4. коллективный;

  5. массовый.

По продолжительности:

  1. краткосрочный;

  2. длительный.

Логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе целесообразно выделить его основные этапы: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.

  1. Организационно-подготовительный этап

  • Поиск проблемы

  • Выбор проекта и его обоснование

  • Выбор и анализ конструкции

  • Требования к конструкции и материалам

  • Составление плана изготовления изделия

  • Анализ предстоящей работы

  • Определение критериев контроля

  • Организация рабочего места
    2. Технологический этап

  • Выполнение технологических операций

  • Соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда
    3. Заключительный этап

  • Контроль изделия

  • Анализ результатов

Учебный проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.

Основная цель проектов – контроль знаний и умений учащихся. Содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и обще трудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость, приучаются к трудовой дисциплине и культуре труда.

По предмету поварское дело в процессе изучения раздела: «Блюда из круп и макаронных изделий» учащимся было предложено выполнение творческого проекта. В данной работе учащимся 10 класса предлагается выполнить творческо-исследовательскую работу самостоятельно подобрать рецепт и оформить проект по заданному плану, приготовить блюдо.


Технологическая карта проекта



Этап 
проектной деятельности

Алгоритм 
деятельности учащихся

Алгоритм 
деятельности учителя




1.Организационно-подготовительный этап:

Поиск проблемы


Выбор проекта и его обоснование


Составление плана приготовления блюда


Анализ проблемы

Краткая формулировка задачи

Подбор рецепта и выбор проекта обоснование своего выбора. Знакомство с целями и задачами выбранного проекта.

Составление плана:

1.Название и зарисовка блюда.

2.Историческая справка блюда.

3.Мини сочинение «Моё блюдо».

4. Технологическая карта блюда.

5. Требования к качеству продуктов.

6. Анализ продуктов.

7. Приготовление блюда.

8. Анализ предстоящей работы.

Анализ предстоящей работы.

Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею проекта исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Руководит аналитической работой. Помогает систематизировать материал, сделать выводы о значении проекта.

Контролирует работу учащихся.

2. Технологический этап:

Выполнение технологических операций

Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда

Выполнение практической части работы, предусмотренных технологическими картами. Корректировка своей деятельности. Соблюдение определённой последовательности приготовлении блюда, правильное использование приемов и способов приготовления блюда, норма расхода продуктов, энергии. Соблюдение правил ТБ; соблюдение дисциплины, норм и правил выполнения работы.

Следит за ходом выполнения работы. Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей. Оказывает необходимую помощь.

3. Заключительный этап:


Творческий проект


Приготовление блюда по проекту

Демонстрация и защита своего проекта; самооценка проекта и оценка учеников работ участников проекта

Помогает готовить проект, помогает сделать выводы о значении проективной деятельности. Анализ результатов.


При планировании проектной деятельности в коррекционной школе необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

  • интерес школьников к заданной проблеме;

  • практическая направленность и значимость проекта;

  • практическая осуществимость проекта в рамках урока, определенного мероприятия.

Существенными условиями проектной деятельности являются:

  • возможность применения полученных знаний, умений и навыков;

  • соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;

  • наличие необходимых материально-технических средств;

  • соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;

  • обеспечение безопасных условий труда;

  • использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования;

  • рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Метод проекта имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектов, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

Проектный метод реализует принципы личностно-ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Основная задача школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой и социальной адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

Так как учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
В своей работе используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции создания проекта, учатся работать с дополнительной литературой. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. 

Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы. Встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в группах, исполнение разных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственных ценностей, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил).

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.