СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему " Проетная деятельность обучающихся на уроках географии..."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность становится сегодня неотъемлимой частью учебного процесса, так как является личночтно и практикоориентированной, что соответствует современной концепции образования

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему " Проетная деятельность обучающихся на уроках географии..."»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Булгаковская основная школа (филиал)









Проектная деятельность обучающихся

на уроках географии

как одно из средств реализации

требований ФГОС



















Учитель географии I категории

Селезнева Елена Михайловна





2017 г.



Я слышу и забываю

Я вижу и помню

Я делаю и понимаю

Конфуций



Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно - и практико-ориентированной, что соответствует современной концепции образования.

Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы деятельности.

Что понимается под методом проектов. «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план.

Сущность технологии проектной деятельности школьников это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки. Это этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

Проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели, а основную работу учащийся выполняет самостоятельно.

География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Цель использования метода проектов — самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Данный метод предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельное содержания образования.

Проекты, которые предлагаются на уроках географии могут быть следующего содержания: экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические.

В курсе география целесообразно включать проекты, которые касаются вопросов по географической картографии. Современный человек должен уметь пользоваться планами, картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером. Использование метода проектов в процессе обучения географии, безусловно, сможет способствовать формированию активного пользователя картографической информации.

При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов: например, Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;

  • исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

  • информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

  • ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих. Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают применение проектной деятельности, - это профильность обучения. Обычно в старших классах ученики уже определяются с выбором профессии. Индивидуальные проекты помогают максимально подготовиться к вступительным экзаменам в выбранное учебное заведение. Тем же ученикам, которые затрудняются с выбором дальнейшего пути, работа над проектами позволяет сориентироваться в океане профессий.

В наше время наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

Можно с уверенностью отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

Одним из способов повышения интереса к географии является создание мультимедийных презентаций. Создание презентации представляет собой творческий процесс с элементами проектной деятельности. Учащиеся с большим удовольствием создают такие проекты. Можно сказать, что у ребят возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, что формирует познавательно-информационные и коммуникативные компетенции. Презентация позволяет учащемуся реализовать свое “я”, создает для него ситуацию успеха.

Ученические презентации не могут быть одинаковыми, у каждого она имеет своё лицо. Между учениками возникает соревновательный момент – чья презентация получится ярче, содержательнее, интереснее.

Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.

Метод проектов также позволяет разнообразить уроки-семинары, заинтересовывать учащихся предметом. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Проведение нестандартных уроков значительно расширяет кругозор учащихся, развивает навыки исследовательской работы, способствует развитию критического мышления. В ходе такой работы формируются также навыки мыслительной деятельности, совершенствуется память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Предмет география позволяет применять большое число разнообразных методов, форм и средств учебной работы. Использование метода проектов позволяет учебный успех школьника рассматривать и как пополнение собственных знаний, и как устойчивый рост его возможностей. В ходе совместной деятельности в парах или группах реально демонстрируются широкие возможности сотрудничества между ребятами. Во время работы над проектом учащиеся ставят собственные цели, решают поставленные задачи, определяют наилучшие способы их достижения, пробуют компетентность друг друга. Использование данной методики позволяет вовлечь в работу пассивных ребят, которые не всегда умеют проявить себя.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении учащимися учебного и дополнительного географического материала с целью создания конкретного продукта. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития у детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни.

Проектная методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, основная часть исследовательской работы осуществляется во внеурочное время (поиск информации, ее обработка и анализ, подготовка материала презентации). Найдя нужную информацию, учащиеся ее обрабатывают, анализируют, используют в подготовке какого-либо проекта.

Реализация метода проектов по географии может осуществляться через внеурочную деятельность (кружковую работу.)

Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

Я использую проектный метод обучения на уроках географии 8 лет. Ученики впервые знакомятся с данным методом еще в начальных классах. В 5 классе я продолжаю знакомить их с проектами. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Это может быть сказка о капельке воды, модель Земли, выполненная из разных материалов или сообщение о русских первопроходцах и мореплавателях.

В 6 классе – это паспорт планеты или строение Земного шара. Начиная с 6 класса, ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.

Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах - это проекты исследовательского характера.

Проектная деятельность включает несколько этапов, каждый из которых способствует формированию и развитию определенных умений, навыков и компетенций обучающихся.

Работа над проектом начинается с выбора темы. На этом этапе педагогу необходимо знать психологические особенности ученика и степень его готовности к выполнению работы. В подборе темы важно также учитывать принцип доступности.

Далее обсудить предложения о форме продукта проектной работы, по необходимости определить обязанности учащихся в группе. Изучить правила поиска информации из доступных источников на первом занятии.

Работа над проектом может проводиться как самостоятельно, так и в группах. Менее подготовленным учащимся можно предложить выбрать задание в соответствии со своими способностями краткосрочные мини - проекты или проекты - рефераты, сообщения, аналитические справки, дающие возможность проявить большую самостоятельность.

На следующем этапе исследования школьники собирают необходимую информацию. Анализируют ее и оформляют работу. Работа с различными источниками информации обеспечивает формирование не только учебно - познавательной, но и информационной компетенции школьников.

На заключительном этапе проводится анализ и оценка деятельности. Особой ценностью проектов можно считать усовершенствование базовых знаний обучающихся по предмету.

На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Грамотное ведение дискуссии поможет гражданам нашей страны в решении многих национальных проблем, а проекты по данным темам создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрослых.

Формы презентации могут быть различными: создание газет, альбомов, буклетов, отчетов в форме мультимедиа, написание газетной статьи, съемка фильмов, ролевые игры. Чем больше выбор форм отчетов, тем больше возможностей у учащихся реализовать свои творческие способность и личностные качества.

Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем. В такой деятельности важно авторское самовыражение.

Необходимо организовать внешнюю оценку проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.

Индивидуальная рефлексия учащихся проводится после заключительного этапа. Учитель и ученик (группа учащихся) анализируют работу, отмечая трудности и успехи. Обязательно обсуждаются вопросы: что узнали нового, а что повторили из курса учебной программы; какие новые навыки приобрели. Желательно использовать вопросы заранее подготовленной анкеты, чтобы проследить за динамикой развития запланированных умений. При запуске нового проекта обязательно учитывать предыдущие ошибки.

Хорошо использовать проекты на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

1. Умение решать проблемы.

2. Умение работать в команде.

3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.

4. Умение критически относиться к проблемам.

5. Умение работать с информацией.

6. Умение ставить цели и определять задачи.

Всего этого можно достигнуть, если следовать основному принципу проектного метода - предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно. Поэтому в методе проектного обучения я придаю большое значение способам постановки проблемы, как начала всякого самостоятельного процесса мышления.

Требования к проекту:

  • Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

  • Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

  • Использование оригинальных идей, исследовательский подход к собранным материалам, использование большого количества первоисточников;

  • Элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;

  • При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;

  • Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

  • Использование в проекте соответствующей научной терминологии;

Используемые источники:

  1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.П. Дубенского - Омск: ОмГУ,2005.

  2. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

  3. Лобанова Т. Ю., Лобанов А. А. Проектная деятельность как способ повышения познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности школьников // Информатика в школе. – 2015. - №4.

  4. Лукоянова Т.В. Метод проектов, как один из новых методов в педагогике //Современные проблемы науки и образования. – 2009. - №6.

  5. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии. // География в школе. – 2005. - № 2.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2004 г

  7. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - http://www.eidos.ru/journal /2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

  8. Щенев В.А. Урок географии в системе личностно ориентированного обучения // География в школе. - 2005. - №5. стр. 37 - 46

  9. http://festival.1september.ru/articles/516410/

  10. http://student39.ru/lector/proektnaya-tehnologiya/