СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Роль молодых педагогов в духовно-нравственном воспитании детей"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре молодых специалистов. Доклад на тему: "Роль молодых педагогов в духовно-нравственном воспитании детей"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Роль молодых педагогов в духовно-нравственном воспитании детей"»

Доклад

на тему:

«Роль молодых педагогов в духовно-нравственном воспитании детей»









Выполнила: учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Комсомольская СОШ»

Гимбатова А. С.







2017 год


I.Введение.

Выпустившись из стен института, нам пришлось быстро реагировать на сменяющиеся запросы общества, изменения в системе образования и учебном процессе, осваивать новые информационно-коммуникационные технологии, одним словом суметь адаптироваться к постоянно сменяющейся образовательной среде, дабы не слететь с движущегося, пока не знаю куда, поезда. Зачастую нас называют учителями 21 века.

Учитель 21 века — это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю.

На нас возлагают большие надежды, и иногда возникает страх не оправдать ожидания, и мы стараемся достигнуть вершин, стать лучшими в своем деле, но нас мало.

Главная цель образования в школе — развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Уроки русского языка и литературы — это всегда уроки добра, нравственности и красоты.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.


II.Основная часть.

  1. Влияние личности учителя на нравственное воспитание учащихся

Много внимания раскрытию проблемы личности педагога в деле воспитания и образования уделено в трудах В. А. Сухомлинского. Он, в частности, писал: «Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя…»(В. Сухомлинский).

В своих выступлениях и педагогических трудах В. А. Сухомлинский постоянно писал о том, что этика учителя, его нравственные качества являются решающим фактором воспитания личности учащегося.

Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Поэтому необходимо развитие у педагога эмоционально-мотивационной сферы.

«Есть некоторый особенный путь общения души через сердце. - Пишет Ф. Затворник. - Один дух влияет на другой чувством». Если учитель малоэмоционален, если у него неразвита «сердечная сфера», неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир своего ученика.

По существу своего призвания учитель является верным гражданином своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций представляет собой великую воспитательную силу, поэтому педагог должен сам быть патриотом и пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Подобное воспитывается подобным.

Важным нравственным качеством учителя является педагогический оптимизм. Он включает доброту, чуткость учителя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении, вера учителя заставляет и учеников поверить в своё исправление.

Доказано, что почти все школьники улавливают настроение учителя, и на большинство из них это настроение влияет положительно, если настроение учителя хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда учитель в хорошем настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче усваивается, урок не кажется скучным, ученики меньше устают. Когда же учитель в плохом настроении, то и у учащихся всё валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к уроку.

Еще одним из важных качеств учителя является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя. Если ученик почувствует, что учитель ведёт с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и учеником возникает барьер недоверия.

Одним из ведущих нравственных качеств учителя является гуманизм, характеризующий отношение учителя к людям вообще и к ученикам в частности.

Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.

  1. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Под ―духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, я обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.

При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. На доске записана пословица:

«Кто один раз солжѐт, тому в другой раз не повезѐт».

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

На уроках можно предложить учащимся объяснить пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

Безгранична мудрость дагестанского народа, отраженная в его многочисленных пословицах, поговорках, изречениях, сказаниях…

Я назову некоторые пословицы, связанные с нравственными качествами человека.
1. Любовь к родному очагу, народу, родной земле («Человек без родины, что соловей без песни», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть», «Родина -- мать, а чужбина — мачеха»;


2. Справедливость и честность: "Лжец на почетном месте однажды только может сесть, пока еще не всем известно, кто он на самом деле есть", «Чужого не бери — вдруг кто-то охраняет, чтобы ни было — не ври, вдруг кто-то правду знает», «Сидеть можно и криво, но говори только прямо);

3. Доброта, великодушие, милосердие («Добро добром оплатишь — молодец, на зло добром ответишь — ты мудрец", «Злому ослу — тяжелая ноша");

4.Честь и собственное достоинство («Чем без чести жить— корпеть, лучше с честью умереть», «Кто себя не уважает, тот не уважает и других»);

5. Скромность («Не задирай голову, расшибешься о скалу»);

6. Рассудительность («Сначала подумай, затем выскажись», «Была бы голова, а папаха найдется»);

7. Дружба и коллективизм («Джамаат захочет —войлочный кол в землю войдет», «Колос к колосу — сноп получается», «Топнет народ — земля затрясется», «Коль есть друзья , так сбереги, не сбережешь, они враги»);

8.Уважение к людям («Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет», «Кто людей уважает, тот вовек не погибает»);

9. Трудолюбие («Дерево ценится плодами, человек — трудами», «Друг сделал - телу легче, сам сделал — душе легче», «Начало работы терпкое, конец же сладок», «Труд и терпение превращаются в золото»);


10.Бережливость («Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем», «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить»).

После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.

Я часто прибегаю к творчеству Расула Гамзатова. Творчество Расула Гамзатова, вобравшее талант, мудрость народов Дагестана, является важным средством духовно-нравственного воспитания детей.
Гамзатов в книге «Мой Дагестан» писал: «Времена меняются и жизнь тоже. Изменились не только головные уборы, но и мысли под шапками у молодых людей. Но каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю, чтобы стать представителем своего народа. Человеку дают имя, папаху, человека с колыбели учат родным песням. В какие бы края не забросила судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня».
Сущность понятия «человек» в горской среде лаконично и удачно раскрыта в «Моих уроках» Гамзата Цадаса и «Моем Дагестане» Р. Гамзатова. Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!» - Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком». Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня!». Осуждение горцев: «Не тратьте на него слова. Он не человек!». Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека». 
Моральная ценность человека не мыслится без взаимного уважения друг друга, горцы ревностно хранили благородство, мудрость и уважение в отношениях между собой.

На уроках использую тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики делятся тем, что значит для них Родина, гражданский долг, любить свое отечество.

При повторении темы «Типы и стили речи» можно использовать тексты, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Приведу пример.

Послушайте старую аварскую сказку:

«Жила очень давно мать, растила сыновей, и, повзрослев, отправились они в мир. Каждому она дала совет, как верного выбрать товарища. Одному сказала: « Нарошно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не предложит помочь - не товарищ он тебе». Другому сказала: «Проголодаешься, достань лепёшку, протяни спутнику, чтобы делил. Возьмёт он себе большую часть, а меньшую отдаст – жаден, не иди с ним».

1. Определите тему и основную мысль текста. (Тема О чертах настоящего человека.

Основная мысль : как верно выбрать товарища.)

2.Определите тип речи. К какому стилю речи относится данный текст? (Художественный стиль).

3. Уже в этой давнишней сказке намечены черты настоящего человека. Какие они?

Назовите эти качества.

(верность, преданность, чуткость, справедливость, совестливость, честность).

Очень интересны кодексы (кодекс – совокупность правил поведения, привычек, убеждений) народов России (несколько пунктов записаны на карточках, учащимся предлагается вытянуть любую и зачитать вслух):

Аварец завещает сыну не деньги, мебель, дом, а дело, мысли, мечту.
Завещает быть мужчиной. (
смелость, мужественность)

У народов севера уже при рождении мальчика вручали ему топорик и
какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. Когда девочка
появлялась на свет, ей дарили маленькую прялку. Приобщали к труду. (
трудолюбие)

А вот чукчи: Заповедь гласит:

С младенчества усвой: будь добр с природой, так и говорили: «Земля кормит оленей, олени кормят нас». Цветок ... если нужен сорви, если нет -просто полюбуйся и уйди.

(любовь к природе, бережность)

У нанайцев есть такая заповедь:

Человека не заставить стать сильным. Надо, чтобы он этого захотел. (целеустремленность)

Сибиряки считали, что настоящий человек состоит из силы души,
верности и справедливости.

Учитель. Больше всего в людях ценятся у всех народов такие качества, как смелость, трудолюбие, доброта, любовь к природе).

Далее проводим комплексную работу по этому тексту.

Духовные ценности и нравственные нормы у всех народов имеют в целом единое содержание.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.



  1. Русская литература – основа воспитания.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.

Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.

И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина – хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова пожертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу.

У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью.

На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.

В 6 классе изучаем рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», главный герой, обманувший бабушку, был не прав, что так поступать нельзя, даже если очень хочется что-то получить.

А в 8 классе проходим рассказ Л.Н.Толстого «После бала», которое условно можно разделить на две части: «На балу», где главный герой, полковник, очень вежлив, учтив, благороден со всеми, вызывает симпатию не только у рассказчика, но и у читателей, и «После бала», где описывается наказание татарина прохождением сквозь строй солдат, которым руководит тот же полковник. Я стараюсь подвести учеников к адекватному восприятию текста, т.е. к правильному пониманию авторской позиции, к тому, что полковник на самом деле жестокий человек, а в первой части на нем была лишь маска великодушия.

Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций.



  1. Культура речи в современном мире

На уроках русского языка и литературы учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, проводят внеклассные мероприятия на эту тему, занимательные беседы, учат любить русский язык, раскрывают его красоту, призывают беречь его. А после занятий дети общаются друг с другом СМСками, искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это – технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение.

В наше время дети часто самостоятельно черпают свои знания и пополняет жизненный опыт через сеть Интернет. Поэтому, насмотревшись различных роликов из сети, подростки хотят быть похожими на героев этих сюжетов. А это не всегда положительные персонажи. Отсюда берутся жестокость, грубость, равнодушие, ненависть к окружающим. Мы не можем закрыть этот негативный поток. Но в наших силах скорректировать, направить детей в нужное русло. Конечно, это тяжелейший труд для преподавателя.

Л.Н. Толстой говорил: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Писатель высоко оценивал нравственное воспитание. Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Как воспитывать таких детей? Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам.

Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой), его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.





III.Заключение.

Уроки русского языка и литературы — это всегда уроки добра, нравственности и красоты. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Чтобы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников.

Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих отечественной словесности.

































Литература

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.

4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

6. Интернет-ресурсы.