Применение здоровьесберегающих технологий на уроках СБО
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье человека – это самое главное! От него зависит и настроение ,и учёба, работоспособность. Данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение болезней происходит в возрастные периоды.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
4 апреля 2003 года приказом по Министерству здравоохранения РФ была утверждена «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность оздоровительных учреждений:
1) комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья учащихся;
2) непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
3) максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
4) интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
5) преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
6) использование простых и доступных технологий;
7) реализация в условиях общеобразовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
Что же необходимо сделать педагогу, чтобы внедрить здоровьесберегающие технологии в учебный процесс?
Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на этой основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева (1995), это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.
Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы 8-го вида (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).
Являясь учителем СБО, моей задачей является не навредить здоровью школьников и научить их беречь своё здоровье. Для того чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и упражнения для рук и пальцев, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, упражнения для осанки.
Очень важен эмоциональный настрой перед началом урока. Например
Утро начинай с зарядки,
Оставляй постель в порядке,
И умыться не забудь, прежде
чем пуститься в путь.
Если ты проснулся в срок,
если выучен урок,
Если сложены тетради, в школе
будет всё в порядке!
При изучении темы «Личная гигиена» записываем пословицы с комментированием о здоровье, Например:
Чистота – залог здоровья!
Чисто жить – здоровым быть.
Мойся белее, будешь милее и т. д.
При изучении темы «Питание» говорим о правильном питании школьника, о гигиенических навыках.
Если мы научим детей со школьной скамьи ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым физически.
На уроках СБО одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Я на своих уроках максимально используют игровые моменты, компьютер для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-игра.
Активно внедряю «физкультминутки» в структуру урока. На своих уроках я провожу различные виды физминуток, стараюсь их разнообразить. Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы.
1. Комплекс упражнений « Мы - спортсмены».
- Мы плаваем (махи руками вперед, назад.)
- Мы - штангисты (ноги на ширине плеч, наклоны, имитируем поднятие штанги).
- Мы – бегуны (имитируем ходьбу и бег на месте).
- Мы – боксеры (руки в кулак, имитируем удары с резким выдохом).
2. Физические упражнения для формирования правильной осанки.
«Великан». Встать на носочки, поднять вверх руки, тянуть туловище вверх, ходить на месте.
-« Обезьянка». Руки вверх, лезем по канату, считаем до пяти, затем руки встряхиваем.
- «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и маршировать как военный, вытягивая носок прямой ноги. Ногу ставить на всю ступню.
- «Ворота». Встать спиной друг к другу, поднять вверх руки и взять соседа за руки. Сделать шаг вперед, спину прогнуть назад.
3. Упражнения для укрепления « мышечного корсета».
Эти упражнения применяются с целью развития силы и выносливости мышечных групп, обеспечивают функцию прямостояния. Выполнять их нужно медленно, руки полусогнуты.
- пальцы сжаты в кулаки, поднимаем руки до уровня плеч.
- пальцы сжаты в кулак, руки поднимаем над головой, тыльные стороны руки соприкасаются, опускаем вниз.
- наклоняем туловище чуть вперед, руки полусогнуты, разводим их в стороны, лопатки «сходятся».
- руки перед собой, сжаты в кулаки. Делаем круговые движения назад, руки разводим за спиной.
4. Упражнения для глаз (И.В. Чупаха).
- движение зрачков влево, вправо, вверх, вниз.
- крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд.
- массаж век, бровей, области вокруг глаз кончиками пальцев.
- созерцание точки на расстоянии 5 метров в течение 10-15 секунд.
- сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо - посмотреть на правый локоть, влево- на левый.
- сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх- следить за пальцами, руки опустить, выдох.
5. Релаксационные упражнения для мимики лица.
- сморщить лоб, поднять брови ( удивиться).
- нахмуриться, расслабить брови (рассердиться)
- расширить глаза ( страх, ужас)
- расширить ноздри ( вдыхаем запах)
- зажмуриться ( ужас)
- поднять верхнюю губу, сморщить нос ( презрение)
- оскалить зубы, ослабить щеки и рот ( улыбка)
.
6. Упражнения, способствующие выработке правильного дыхания.
- вдох через рот, выдох через нос ( и наоборот).
- быстрый вдох, медленный выдох.
- медленный вдох, выдох толчками.
- на одном выдохе произнести звуки: ж, ж ; з , з ; р, р; с,с.
- «свеча» плавно дуть на пламя свечи, как бы положив его.
- «задуй свечу» резкий выдох.
- на вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая паузы.
- произнести скороговорку, считалку на одном дыхании
Слежу за правильностью осанки учеников. На уроках использую релаксации. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоционального состояния учащихся, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. При изучении раздела «Питание», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращаю внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. В ходе изучения тем «Уход за комнатными цветами» обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный с/х труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.
Необходимо последовательно и целенаправленно проводить воспитательную работу в процессе занятий по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания. Проводить профилактическую работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек. Соблюдать гигиенические условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п. Продолжить свою работу с использованием различных методов обучения. Использовать частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях поддерживать спокойную деловую обстановку; Цель уроков с применением здоровьесберегающих технологий - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение данной цели может быть достигнуто через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, привитие детям элементарных навыков гигиены. Через здорововьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток, проветривании и влажной уборки помещения, через специально организованную двигательную активность ребенка, в процессе реабилитационных мероприятий, а также в работе с семьей. Также эти технологии несут в себе резервы повышения качества образования, т.к. здоровый ребенок наиболее успешен, у него нет пробелов в знаниях по причине болезни, он легко адаптируется к любым условиям. Такой подход даёт положительные результаты. Однако есть пробелы в изучении тем о вреде курения, алкоголя и наркомании. Некоторые ребята имеют привычку курить. В дальнейшем следует больше внимания уделить обучающимся, имеющим склонность к применению психотропных средств, и разработать более интересные и продуктивные уроки по темам табакокурения, алкоголя и наркомании.
Вывод: Систематическое использование в учебном и воспитательном процессе комплекса мероприятий в сочетании с современными технологиями способствует формированию у учащихся позитивной мотивации на усвоение норм здорового образа жизни, развитию навыков самоорганизации, учит культуре здоровья на принципах развития жизненных навыков. А тесное сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса – учеников, педагогов, семьи – усиливает эффективность формирования ценностного отношения к своему здоровью
6