Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Хоронхойский филиал ГБПОУ «БРТСиПТ»
Доклад на ЦК воспитательного отдела
на тему: «Роль воспитателя в воспитании личности»
Докладчик: Р.Н. Немчинова,
воспитатель
Хоронхой
2017г
Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что это такое. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако наиболее верным является следующее, предложенное Х.И. Лийметсом «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».
Сегодня в педагогику вернулись идеи важности сотрудничества, диалога и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования. Главным из этих документов является Закон РФ «Об образовании». Государственные документы дают возможность воспитателю четко определить цели и задачи воспитания, определить приоритеты успешности воспитательной работы.
Данные документы обращают внимание воспитателя на необходимость координационного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: студентов, педагогов, родителей. В них говорится о том, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности.
Опираясь на свой небогатый педагогический опыт, я определила для себя, что основное в деятельности воспитателя – это воспитание студентов и сплочение их в дружеский коллектив, развитие познавательных интересов и способностей, а также проведение мероприятий по их профессиональной ориентации.
Для реализации этих целей, я провожу работу по четырем направлениям:
Помощь студентам в организации учебной работы для этого изучается и контролируется выполнение студентами правил внутреннего распорядка, организуется рейтинговая оценка образовательных достижений студентов,
Индивидуальная работа со студентами - в этом направлении ведется диагностическая и коррекционная работа со студентами, нуждающимся в специальной поддержке, оказывается помощь студентам и преподавателям в решении индивидуальных учебных конфликтов;
Формирование и развитие студенческого коллектива проводятся мероприятия по обеспечению хорошего настроя в студенческом коллективе, оказывается помощь преподавателям в обеспечении качественной учебной дисциплины студентов, организуется участие группы в общественных мероприятиях Техникума;
Сотрудничество с родителями по воспитанию студентов в этом направлении регулярно организуются индивидуальные консультации с родителями, на которых они получают информацию об успешности обучения студентов.
Эффективность работы воспитателя во многом зависит так же и от задач, которые он перед собой ставит в процессе взаимодействия со студентами и их родителями.
В своей профессиональной деятельности, я ориентируюсь на следующие задачи:
диагностические – правильная организация системы воспитания. Для этого воспитателя должен знать своих студентов, их личностные качества и индивидуальные характеристики.
воспитательные – связаны с ориентаций студентов на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни.
процессуальные - выбор эффективных средств, планирование работы с группой.
Воспитатель ставит воспитательные задачи, стремиться приучить студентов к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов. Одних нужно вовремя поощрить, других – умело наказать за нарушение Правил внутреннего распорядка. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Надо хорошо знать своих студентов, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и интересов.
Являясь воспитателяом в общежитии, я не получаю сформировавшийся студенческий коллектив. Поэтому очень важно на первом этапе грамотно и результативно использовать диагностические методики для изучения проживающих в общежитии.
Наряду с традиционными методами, такими как наблюдение, опросники, анкеты, изучение личных дел студентов, на практике широко применяются, и не традиционные, например:
1. Метод «Памятные даты моей жизни» - студентам предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Данная диагностика позволяет мне увидеть нравственную суть значимых для студента поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира студента.
2. Метод «Самореклама» - студентам предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность, объективность, самокритичность.
3. Метод «Готовность к саморазвитию» - студентам предлагается определить наличие или отсутствие у себя следующих качеств знаком (+) или (-):
1) Иногда мне хочется побольше узнать о себе
2)Я всегда уверен в своих силах
3) Мне хочется учиться лучше и результативнее
4) У меня нет желания знать свои плюсы и минусы и др.
В результате, в зависимости от ответов можно сделать два вывода: хочу знать о себе, могу совершенствоваться.
Если студенты доверяют, мне как воспитателю, то они достаточно откровенны, и это позволяет увидеть трудные моменты в жизни студентов и помочь в решении наболевших проблем.
Используя данные методики, процесс воспитания становится увлекательным, значимым не только для студентов, но и для родителей и для педагогического коллектива Техникума в целом.
Студенты проводят в Техникуме большую часть своей студенческой жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные задания по учебным дисциплинам, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. – все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому могут интересные, увлекательные классные часы, которые способствуют всестороннему развитию личности.
Общение со студентами в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми студентами, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы. Кроме того, час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть студентов в естественной, не наигранной атмосфере общения и решить серьезные нравственные задачи.
Классный час я стараюсь проводить в неназидательном тоне, не подавляя инициативу студентов, их желания высказать свое мнение, выступить с критикой. Свободная манера общения на классном часе способствует желанию студентов жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию и саморазвитию.
При подготовке классного часа: определяется тема и задача, ключевые моменты, распределяются задания между участниками и группами. Для того, чтобы классный час был интересен всем студентам и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, я сообщаю ребятам в начале учебного года темы всех классных часов, планируемых в учебном году, и предлагаю, откорректировать тематику по их личным интересам . При этом разработка тем классных часов производится по следующим направлениям:
- «здоровье» – предполагается использование педагогических технологий для демонстрации студентам значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения;
- «нравственность» - предполагает обучение пониманию смысла человеческого существования;
- «интеллект» - умственное развитие, уровень интеллектуального развития, креативность, практический и социальный интеллект;
- «гражданин» - формирование у студентов соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством:
- «семья»- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Формы классного часа бывают самые различные, при этом можно выделить, такие как: беседа, диспуты, викторины по разнообразным областям знаний, различные тренинги, информационные классные часы и т.д.
В качестве примера, остановлюсь на такой форме, как - психологические игры и тренинги, которые оказывают большую помощь, воспитателю, поставившему цель помочь ребятам познать себя и научиться коммуникации. Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка ребятам, студенты осваивают приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах. Вот некоторые из таких тренингов:
1. «Волшебный магазин»
Воспитатель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь»
2. «Всеобщее внимание». Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Необходимо определить, кому это удалось и за счет каких средств.
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами К.Д. Ушинского «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания»
Воспитатель: Р.Н.Немчинова
4