СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на ЦМК специальных дисциплин

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на ЦМК специальных дисциплин "Активизация познавательной деятельности студентов"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на ЦМК специальных дисциплин»

Доклад на ЦМК специальных дисциплин.

Тема: Активизация познавательной деятельности обучающихся на практических занятиях


Активизация познавательной деятельности обучающихся  одна из основных задач в обучении. Именно познавательная деятельность является одним из стимулов формирования и развития познавательного интереса, который не только активизирует умственную деятельность обучающихся в определённый момент, но и направляет её к последующему решению различных задач, творческой деятельности в будущем.

Небольшой опыт моей работы показывает, что каким бы интересным не было содержание учебного материала, если обучающиеся не вовлечены в активную познавательную деятельность, у них не развивается познавательный интерес. Мною, в настоящее время, приобретается опыт работы по активизации познавательной деятельности обучающихся через применение на практических занятиях исследовательского метода обучения. Цель проведения сегодняшнего урока: распространение и диссеминация педагогического опыта работы в рамках «Школы педагогического мастерства». Во время теоретической занятия  кратко характеризуется исследуемый материал, доказывается результативность деятельности обучающихся.   Во время практической части: приводятся примеры использования исследовательского метода обучения на практических занятиях. В ходе занятия учащиеся:

  • изучают разработки по теме занятия;

  • участвуют в обсуждении полученных результатов;

  • задают вопросы, получают консультации;

  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы;

  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем;

  • участвуют в учебном занятии;

  •  выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной    модели учебного занятия

                 Преподаватель выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу студентов и управляет ею. Совместно с ними проводится обсуждение авторских моделей учебного занятия. В конце занятия проводится дискуссия по результатам совместной деятельности преподавателя и студента.

Всем известно, что «учение с охотой» гораздо эффективнее,  чем учение под принуждением. Существует проблема, и ни для кого это не секрет, что к нам приходят выпускники школ, не имея достаточно сильного желания к выбранной профессии.  Во-первых, изначально, любой поступающий мало знает о профессии. Во-вторых, среди них немало таких, у которых отсутствует интерес к занятиям, желание учиться, стремление к расширению и углублению знаний. У ребят отсутствует познавательный интерес, так как познавательная деятельность для него лишена какого либо смысла. Любые требования  бессильны, если обучающиеся не хотят учиться. Познавательная деятельность является одним из стимулов формирования и развития познавательного интереса, который не только активизирует умственную деятельность обучающихся в определённый момент, но и направляет её к последующему решению различных задач, творческой деятельности в будущем.

                Кроме того,  ребята играют две роли:  обучающихся  и экспертов, я предлагаю им сотворчество в решении проблемы.  Они   выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия с использованием элементов исследования, тем самым, возможно, они помогают мне совершенствовать мою работу в дальнейшем.

                В требованиях к условиям реализации Государственного образовательного стандарта по профессии сказано, что образовательное учреждение должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование активных форм проведения занятий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Мы должны организовывать самостоятельную деятельность обучающихся. По моему,  исследовательский метод обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы обучающиеся активно включались в работу, самостоятельно добывали знания, учились выражать свои мысли. Использую не только исследовательский метод, но и объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, так как практическое занятие делится на этапы и невозможно использовать только тот или иной метод обучения.

                 Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

  • преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

  • знания обучающимся не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнивают различные варианты получаемых ответов.

  •  деятельность преподавателя сводится к управлению процессом решения проблемных задач;

  • учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.

Практические занятия – это самые удобные формы учебных занятий для проведения исследований, потому что:

  • 6 часов учебное время – этого достаточно для проведения исследования;

  • Структура урока удобна для исследования (вводный инструктаж, текущий инструктаж, заключительный инструктаж).

  • Истинное знание и плодотворное понимание, как правило, приходят в результате собственной практической деятельности.

                Конечно, подготовка к уроку более сложная при использовании исследовательского метода обучения, но есть китайская поговорка: «Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки». Преподаватель должен обладать определёнными умениями и знаниями:

  • Выбирать и обосновывать тему исследования;

  •  Подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, Интернет-ресурсы и т. п.;

  • Определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность обучающихся.

  •  «Немного играть», импровизировать.

                Почему выбран  именно этот метод?

Потому, что исследовательский  метод обучения позволяет  изменить        характер познавательной деятельности: акцент во время исследования ставится  на не на запоминание,  а на  понимание. Запоминание я не отвергаю, но важно помнить, что при самостоятельном изучении запоминается 10% материала, слух даёт возможность запомнить 20% из сказанного, в дискуссиях запоминается 50-70%, а если обучающийся что-то делает своими руками, он запоминает 90% .

В процессе обучения нужно уметь настроить учащихся на восприятие материала, обеспечить возникновение положительных эмоций у них по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, формам и методам осуществления. Важно создать на занятиях производственного обучения эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку.

Стимулирование обучающихся на высказывание гипотезы

Гипотеза (предположение) должна озвучиваться самими обучающимися. Например, цель исследования (ещё не озвученная): Определить разницу между очагами 1, 2, 3, 4 и 5 групп. Нужно обосновать в какую группу будет определен очаг, как и когда будут проводиться обследования этих очагов. Обучающиеся должны предположить, как, на основании каких данных они определяют принадлежность очага к той или иной группе,  какой план мероприятий будет проведен медицинским работником. Озвучивание гипотезы начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Как вы думаете, какие мероприятия вы будете проводить в очагах туберкулезной инфекции?

Или в течении какого времени вы проведете обследование очага? И т.д.

Они должны ответить на вопросы, затем мы переспрашиваем: «Значит,  вы предполагаете, что…? Почему?». Гипотезы может быть две или даже больше. После этого вы озвучиваете цель исследования и предлагаете проверить предположение. Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе. Даже если вы уверены, что гипотеза не подтвердится,  говорить об этом нельзя!!! Затем вы озвучиваете задачи, они вытекают из обучающей и исследовательской цели. Например,  всё те же очаги, задачи:

  • произвести первичное обследование очага;

  • определить группу эпид. очага;

  • составить план мероприятий по наблюдению за очагом;

  • сравнить и определить разницу между очагами разных групп;

  • сделать выводы по исследованию, оформить результаты в карту эпид обследования.

Во время текущего инструктажа мы должны не забывать  контролировать все этапы работы обучающихся (лучше всего выполнять вместе с ними),

Напоминать обучающимся, что необходимо делать выводы по исследованию. И самое главное во время всей работы важно эмоциональное стимулирование обучающихся, создание ситуаций успеха.

Во время заключительного инструктажа

  • Обучающиеся формулируют выводы по исследованию;

  • Выясняется, подтвердилась гипотеза или нет.

  • Подводится итог урока.

Для обеспечения возникновения положительных эмоций, обучающихся необходимо поблагодарить за работу, обязательно похвалить.

Результативность

Анализ показывает, что на уроках с  применением исследовательского метода обучения, обучающиеся:

  • С  интересом воспринимают учебный материал;

  • Стремятся к лучшему результату работы, сосредоточены во время выполнения задания;

  • Дружно работают в малых группах (по два человека);

  • У них развивается мышление (посредством сравнения);

  • Развивается память;

  • Развивается речь (самостоятельно делают выводы по исследованию).

  • Уроки способствуют формированию  общих компетенций:

Заключение.

Одной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача преподавателя – повышение в структуре мотивации обучающихся удельного веса внутренней мотивации учения.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном уроке, когда обучающемуся интересен предмет изучения.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы независимо от способностей обучающегося. Следует развивать творческие возможности у слабых студентов, не давать остановиться в своем развитии более способным, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!