бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
« Большереченский сельскохозяйственный техникум»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора БПОУ ОО
«БСХТ »
___________Т.В Шадрина
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению самостоятельных работ
для студентов по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
ПМ.02 Продажа продовольственных товаров
Р.П. Большеречье 2018 год
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК
преподавателей и мастеров п.о
Протокол №____ от «___» _________20___г.
Председатель ЦМК____________
/_И.А. Маслова_________/
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы обучающихся по профессии среднего профессионального образования 38.01.02 Продавец, контролер-кассир по ПМ.02 Продажа продовольственных товаров.
Целью методических рекомендаций является оказание помощи обучающимся при выполнении самостоятельных внеаудиторных работ.
Данные методические рекомендации содержат задания, которые помогут обучающимся овладеть более профессионально теоретическим и практическим материалом учебной дисциплины/профессионального модуля, освоить общие и профессиональные компетенции.
Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ПМ.02 Продажа продовольственных товаров профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир по программе базовой подготовки.
ПМ.02 Продажа продовольственных товаров изучается в течение 2 семестров.
Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по ПМ.02 Продажа продовольственных товаров, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 74 часа.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- углубления и расширения теоретических знаний;
- систематизации и закрепления полученных у теоретических знаний и практических умений;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности);
формирования самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Самостоятельная работа направлена на освоение обучающимися следующих результатов обучения согласно ФГОС профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир и требованиям рабочей программы ПМ.02 Продажа продовольственных товаров, относящихся к МДК 02.01.Розничная торговля продовольственными товарами:
знать:
- классификацию групп, подгрупп и видов продовольственных товаров;
- особенности пищевой ценности пищевых продуктов;
- ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров;
- показатели качества различных групп продовольственных товаров;
- дефекты продуктов; особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных групп продовольственных товаров;
- классификацию, назначение отдельных видов торгового оборудования;
- технические требования, предъявляемые к торговому оборудованию;
- устройство и принципы работы оборудования;
- типовые правила эксплуатации оборудования;
- нормативно-технологическую документацию по техническому обслуживанию оборудования;
- Закон о защите прав потребителей;
- правила охраны труда.
уметь:
- идентифицировать различные группы, подгруппы и виды продовольственных товаров (зерновых, плодово-овощных, кондитерских, вкусовых, молочных, яичных, пищевых жиров, мясных и рыбных);
- устанавливать градации качества пищевых продуктов;
- оценивать качество по органолептическим показателям;
- распознавать дефекты пищевых продуктов;
- создавать оптимальные условия хранения продовольственных товаров;
- рассчитывать энергетическую ценность продуктов;
- производить подготовку измерительного, механического, технологического контрольно-кассового оборудования;
- использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое контрольно-кассовое оборудование;
приобрести практический опыт:
- обслуживания покупателей и продажи различных групп продовольственных товаров
Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам ПМ.02 Продажа продовольственных товаров
Наименование раздела, темы
|
Виды и формы самостоятельной работы
|
Количество часов на ВСР
|
МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарами
|
Раздел 1
Торгово-технологические элементы при организации продажи продовольственных товаров. 9
|
Тема 1
|
• Реферат на тему «Источники поступления товаров, организация доставки»
• составить схему « Технология приемки товаров в магазине»
• составить договор купли-продажи.
|
|
Раздел 2 Подготовка товаров к продаже
|
12
|
Тема 2.1
|
Составить ассортиментный перечень для магазина «Овощи-фрукты», «Гастроном», для магазина ТПС
|
4
|
Тема 2.3
|
Подготовить реферат «Размещение и выкладка товаров в торговом зале»
|
4
|
Тема 2.5
|
Оформить ценники в соответствии с правилами торговли.
|
4
|
Раздел №3 Классификация и ассортимент продовольственных товаров 30
|
Тема 3.4
Макаронные изделия
|
Составить кроссворд по теме «Макаронные изделия»
|
2
|
Тема 3.3. Хлеб и хлебные изделия
|
Подготовить кроссворд по теме "Хлеб и хлебобулочные изделия"
Исследовательская работа «Хлеб в нашей жизни» (презентация, реферат)
|
6
|
Тема 3.6-3.7 Свежие овощи, плоды
|
Подготовить реферат по теме «Экзотические плоды и их использование в диетическом питании»
составить схему классификации плодоовощных товаров
подготовить сообщение "Свежие плоды в рационе питания"
разработать тест по разделу Плодоовощные товары"
подготовить реферат на тему Субтропические и тропические плоды
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3.11 Вкусовые товары.
|
Подготовить реферат по теме «Пряности и приправы — улучшении пищи»
Реферат о вреде пива и табака
подготовить сообщение на тему "Чай и чайные напитки, традиции чаепития в России"
составить карточки задания по теме "Кофе и кофейные напитки"
составить схему Классификация пряностей
составить схему Классификации виноградных вин
|
6
|
|
|
|
Тема 3.30 Яйца и продукты их переработки
|
Сообщение на тему «Яйцо куриное — признаки деления на категории»
|
2
|
Тема 3.31 Пищевые жиры.
|
Реферат на тему «Мягкое масло»
подготовить карточки задания по темам "Маргарин и кулинарные жиры"
|
4
|
|
|
|
Тема 3.36 Рыба и рыбные товары. Семейства промысловых.
|
Составить тесты по теме «Семейство промысловых рыб»
подготовить сообщение по теме "Важнейшие семейства промысловых рыб"
Подготовить сообщение по теме «Информация о сельди - иваси »
подготовить схемы разделки живой, охлажденной и мороженой рыбы
|
4
|
Раздел 4 Основы хранения продовольственных товаров 6
|
Тема 4.2 Консервирование продовольственных товаров.
|
Проанализировать какие виды консервирования наиболее эффективны в домашних условиях
|
6
|
|
|
|
Раздел 5 Эксплуатация оборудования,используемого при продаже продовольственных товаров 12
|
Тема
5.1-5.4
|
Реферат: Весоизмерительное оборудование.
Заполнение таблиц:
- холодильное оборудование для торговых предприятий,
- машина для нарезки гастрономических товаров;
- машины для измельчения продуктов,
- соблюдение правил взвешивания
|
12
|
Раздел 6 Потери товаров в торговле
5
|
Тема 6.1 Виды товарных потерь
|
Анализ на примере какого-либо магазина соблюдаются ли сроки хранения товаров, какие выполняются действия с залежалыми, просроченными товарами.
|
5
|
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы
Оценка результатов зачета
|
Требования к результатам зачета
|
Зачтено
|
Выставляется, если обучающийся выполнил не менее 65% самостоятельного задания без ошибок или с незначительными ошибками
|
Не зачтено
|
Выставляется, если обучающийся выполнил менее 65% задания, не выполнил задание или выполнил его с большим количеством ошибок или не правильно
|
Формы контроля самостоятельной работы
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п. ( на практических занятиях);
- решение ситуационных задач по профессии;
- конспект, выполненный по теме, изучаемый самостоятельно;
- отчет и т.п.;
Методические рекомендации для обучающихся
по конкретным видам самостоятельной работы:
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
2. Подготовка к контрольным работам, экзамену
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
7. Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений; решению задач, расчетов самостоятельной работы, составлению графиков, таблиц и т.д.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- качество уровня освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
- обоснованность и четкость изложения ответа.
3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе
1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.
4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
- логичность изложения ответа;
- уровень понимания изученного материала.
4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме
1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала. Предложенная тема должна содержать проблему, быть связанной с современным состоянием развития металлургической отрасли или отражать потребности работодателя – ОАО «НЛМК».
2. При подготовке доклада, сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.
3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме. (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
5. Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
6. Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.
7. Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- полнота и качественность информации по заданной теме;
- свободное владение материалом сообщения или доклада;
- логичность и четкость изложения материала;
- наличие и качество презентационного материала.
5. Работа со справочной литературой
1. Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме.
2. Обратите внимание, как использовались данные формулы при решении задач на занятии.
3. Выпишите ваш вариант задания, предложенного в данных методических указаниях, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале.
4. Решите предложенную задачу, используя выписанные формулы.
5. В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.
6. Проанализируйте полученный результат (проверьте размерности величин, правильность подстановки в формулы численных значений, правильность расчетов, правильность вывода неизвестной величины из формулы).
7. Решение задач должно сопровождаться необходимыми пояснениями. Расчётные формулы приводите на отдельной строке, выделяя из текста, с указанием размерности величин. Формулы записывайте сначала в общем виде (буквенное выражение), затем подставляйте числовые значения без указания размерностей, после чего приведите конечный результат расчётной величины. Окончательный ответ следует приводить и в системе СИ.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- грамотная запись условия задачи и ее решения;
- грамотное использование формул;
- грамотное использование справочной литературы;
- точность и правильность расчетов;
- обоснование решения задачи.
6. Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите
- Обратитесь к методическим указаниям по проведению лабораторных и практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
- Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
- Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.
- Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
- оформление лабораторных и практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
- качественное выполнение всех этапов работы;
- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
- правильное оформление выводов работы;
- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.
7. Правила составления тезисов текста
Тезисы — это сжато сформулированные основные положения источника (или части его). Тезисы включают не только перечень основных вопросов, но и краткое изложение основного содержания.
- Познакомьтесь с содержанием материала, обратите внимание на шрифтовые выделения: эта «подсказка» поможет тебе в работе.
- Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).
- Определите главную мысль каждой части (можно ее подчеркнуть).
- Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте (цитату).
- Тезисы пронумеруйте — это позволит сохранить логику авторских суждений.
- При записи отделяйте строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.
8. Правила составления опорного конспекта
- Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
- Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком следуют в тексте.
- Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
- Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
- Объедините сигналы в блоки.
- Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.
- Выделите значимые элементы цветом.
9. Правила составления конспекта
Конспект – краткое изложение содержания текста (лекции, книги). Конспект – это не набор цитат. Конспект есть самостоятельное осмысление важнейших положений, доказательств, имеющихся в тексте.
Конспектирование состоит из нескольких этапов:
- Ознакомительный этап. Текст внимательно прочитать, при этом карандашом на полях отметить основные положения, аргументы, определения, которые потом включить в конспект.
- Составление конспекта:
- названия тем писать ручкой с цветной пастой;
- подзаголовки обычной пастой, подчеркивать цветной;
- оставлять свободные поля (до одной трети страницы) для последующей проработки конспекта;
- весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль;
- в каждом абзаце выделяется главное слово, отражающее данную мысль;
- каждый абзац пишется с красной строки;
- между абзацами оставляется чистая строка;
- в конце конспекта сделать вывод, начиная словами «итак» или «таким образом».
Писать конспект кратко, своими словами. Наиболее точные и образные, яркие формулировки включать в конспект как цитату.
- Завершающий этап. Текст еще раз просмотреть. Конспект прочитать и сопоставить с текстом. Пропущенные мысли записать кратко на полях.
10. Правила подготовки доклада и сообщения
При подготовке доклада или сообщения целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:
- Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.
- Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).
- Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.
- Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом), выделяя самое главное по ходу чтения.
- Составьте план доклада, сообщения.
- Напишите текст доклада, составьте презентацию к докладу, сообщению.
Помните!
- Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.
- Не делайте сообщение очень громоздким.
- При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.
- В конце сообщения составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.
- Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.
- Перед тем, как делать сообщение, выпишите необходимую информацию (термины, даты, основные понятия) на доску.
- Никогда не читайте доклад! Чтобы не сбиться, пользуйтесь планом и выписанной на доске информацией.
- Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.
11.Правила подготовки и оформления реферата
Реферат – это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка.
Этапы работы над рефератом
- Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
- Подбор и изучение основных источников по теме (8-10).
- Составление библиографии.
- Обработка и систематизация информации.
- Разработка плана реферата.
- Написание реферата.
- Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражать
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы;
- материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Компоненты содержания
- Титульный лист.
- План-оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).
- Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы).
- Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
- Список литературы (в соответствии со стандартами).
Требования к оформлению работы
- Работа оформляется на бумаге формата А4 на одной стороне листа.
- На титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. руководителя.
- Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу.
- Должна быть соблюдена последовательность написания библиографии.
- Объем работы: 10-15 листов. Текст оформляется шрифтом Times New Roman, начертание – обычное, размер шрифта – 14 пт. (при оформлении таблиц допускается 12 пт.); полуторный межстрочный интервал, выравнивание абзаца по ширине, с отступом первой строки 1,25 см. Для оформления заголовков допускается использование шрифта размером 14 – 16 пт.
12. Рекомендации по подготовке презентации.
В настоящее время бурное развитие компьютерных технологий охватило практически все сферы человеческой жизни. Сегодня для успешного выступления не достаточно просто рассказать о своей идее. Слушатели непременно хотят увидеть сопроводительные фотографии, четко выполненные схемы, грамотные чертежи. Поэтому одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка презентации.
Включенная в состав офисного пакета Microsoft Office, программа Microsoft Office Power Point является простым в освоении и очень мощным инструментом создания презентаций (с программой создания презентаций студенты знакомятся на уроках «Информатики»).
Вся работа по созданию презентаций организуется в несколько этапов.
1. Сбор и изучение информации по теме.
2. Выделение ключевых понятий.
3. Структурирование текста на отдельные смысловые части.
Объём презентации ограничивается 15 слайдами. Составление сценария презентации предполагает обдумывание содержания каждого слайда, его дизайна. Создание слайдов предполагает внесение текстовой информации, а затем поиск и размещение необходимых иллюстраций, схем, фотографий, графических элементов. Важно обращать внимание на особенности визуального восприятия расположенных на слайде объектов. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются необходимостью их четкого рассмотрения с любого места аудитории, предпочтение отдавать спокойным, не «ядовитым», цветам фона. Иллюстрационные материалы располагают так, чтобы они максимально равномерно заполняли все экранное поле. Текстовой информации должно быть очень немного, желательно использовать приемы выделения значимых терминов, понятий. Анимация не должна быть слишком активной. Лучше совсем отказа