УДК 94 (47) (091)
Методическая разработка учителя истории - как инструмент формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся
Щученко Александр Васильевич
г.Барабинск МБОУ СОШ №93 Барабинского района
Новосибирской области
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы организации учебно-воспитательного процесса на основе интеграции урочной деятельности, проектно-исследовательской деятельности и занятий военно-патриотического клуба при формировании у подрастающего поколения гражданско-патриотических ценностей.
Ключевые слова: методическая разработка учителя, интеграция, гражданско-патриотические ценности, интеллектуальная и эмоциональная сфера обучающихся, Великая Отечественная война.
Methodical development of a history teacher - as a tool for the formation of civic and patriotic values of students
Shchuchenko Alexander Vasilyevich
, Barabinsk MBOU secondary school No. 93 of the Barabinsky district
Novosibirsk region
Abstract: The article discusses the problems of organizing the educational process based on the integration of academic activities, design and research activities and classes of the military-patriotic club in the formation of the younger generation of civil-patriotic values.
Keywords: methodical development of teachers, integration, civil-patriotic values, intellectual and emotional sphere of students, the Great Patriotic War.
Формирование гражданско-патриотических ценностей у подрастающего поколения требует от учителя постоянного поиска наиболее эффективных приёмов, форм и методов учебно-воспитательной работы для выполнении этой трудной задачи. Современные дети перегружены информацией, поэтому учителю необходимо постоянно, методично и ненавязчиво пробуждать их интерес через участие в различных формах деятельности, позволяющих в течении продолжительного периода воздействовать на их интеллектуальную и эмоциональную сферу. Отдельные уроки или внеурочные мероприятия не связанные общей целью обречены на неуспех и безразличное отношение со стороны обучающихся. Необходима система постоянной работы с детьми, которая включает в себя: уроки, занятия военно-патриотического клуба, проектно-исследовательскую деятельность, постоянный мониторинг учителя основанный на знании возрастных особенностей детей с постоянным контактом с родителями, с чётко отлаженной системой оценивания результатов. В 2021-2025 г.г.началась и продолжается череда знаменательных дат, 80-летие: начала Великой Отечественной войны, битвы за Москву, прорыв блокады Ленинграда, Сталинградской битвы, Курской битвы, операции "Багратион", Берлинской операции и других великих побед нашего оружия в годы второй мировой войны. В течении 2021-2023 г.г. учителем реализованны интеграционные информационно-просветительские и учебные проекты посвящённые битве за Москву .Сталинградской битве, блокаде Ленинграда. В данный момент с ребятами 6-7, 9 кл., реализуется проект посвящённый 80-летию Победы в Курском сражении. Для его реализации используется грант в 65000 рублей, полученный в ходе участия и победы в конкурсе общественных стартапов для ВПК "Со мной регион успешнее". Основное содержание методической разработки заключается в интеграции урочного занятия, проектно-исследовательской деятельности и деятельности военно-патриотического клуба, что позволяет учителю активно воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферу детей. Каждый из элементов разработки решая конкретные учебные и воспитательные задачи, в итоги создают условия для формирования устойчивых компетенций и знаний воспитанников на основе деятельностного подхода Это позволяет учителю более тонко и ненавязчиво, с учётом возрастных особенностей формировать гармонично развитую личность с чёткими гражданско-патриотическими и интеллектуально-культурными взглядами на основе национально-цивилизационной идентичности России. Практической применение методической разработки начинается с создания штаба проекта (учитель истории и руководитель военно-патриотческого клуба и 3-4 обучающихся), который определяет под руководством учителя основные направления деятельности. Первым этапом работы является анкетирование обучающихся, после обработки результатов которой, учитель получает представление об интересах детей и формирует чёткий план учебно-воспитательных событий. Источниками плана являются: календарно-тематическое планирование по истории, календарный план-график работы военно-патриотического клуба, статьи закона РФ о Днях воинской славы, КТП "Разговоры о важном". Также учителем разработана программа дополнительного образования детей "Мы в ответе за память о героях Великой Отечественной войны", в которой акамулируются главные дидактические и методические инструменты по формированию гражданско-патриотических ценностей обучающихся. Реализация плана должна быть расчитана на достаточно продолжительный период, лучше это делать в теченнии 3-4 месяцев. Только в этом случае можно расчитывать на успех. В течении этого периода учитель на уроках истории, занятиях клуба и в проектной деятельности синхронно развивает тему Курского сражения. Это происходит следующим образом: на уроках Введения в Новейшую историю России девятиклассники изучают ход Курской битвы, часть из них делает сообщения на уроке, а другая группа начинает работу по проекту "Исторической значение Курской битвы", который представит в ходе последующих мероприятий. Обучающиеся 6-7 классов принимают участие в областной онлайн-викторине "Под Курском решающий бой", посвящённой 80-летию Победы в Курской битве . Следующим этапом является посещение музея в г. Татарск, где обучающиеся знакомятся с экспозицией "Оружие Победы". Далее учитель организовывает просмотр на широком экране фильма "Курская битва" из документального сериала "Великая война". Знание эпизодов великой битвы обучающиеся демонстрируют в ходе военно-исторической интеллектуальной игры "Что я знаю о Великой Отечественной войне", посвящённой 80-летию Курской битвы. Проект завершается музыкально-поэтической композицией. В ходе учебно-воспитательных событий учитель и дети объединяют усилия, происходит интеграция различных групп детей на основе совместной деятельности. Постоянные события проекта в течении значительного временного периода, создают условия для осознания детьми роли Курского сражения Великой Отечественной войны и причин нашей Победы, в истории нашей страны. В сознании обучающихся происходит становление и закрепление гражданско-патриотических ценностей.
Сочетание различных форм деятельности учителя - уроков, проектно-исследовательской деятельности и занятий впк, позволяет превратить учебно-воспитательный процесс в единое целое и добиться поставленных целей.
Главными итогом применения авторской методической разработки (интеграции уроков истории, занятий военно-патриотического клуба, проектно-исследовательской деятельности) являются следующие личностные результаты: сформировано понимание исторической правоты России в современных сложных геополитических условиях, обучающиеся приобщены к изучению военной истории и патриотических традиций русской армии, утверждены в сознании и чувствах детей патриотические ценности, заложены у обучающихся основы положительной мотивации к службе в армии; метапредметные результаты: обучающиеся приобрели социальный опыта общения и совместной деятельности, сформированы навыки работы по организации мероприятий, ответственности и проявления разумной инициативы, повысилась самооценка детей; предметные результаты: расширены и углублены знания обучающихся по военной истории нашей страны, изучены - этапы Великой Отечественной войны, подвиг нашего народа в тылу и на фронтах, ратный путь земляков-барабинцев, оружие Победы, партизанское движения, подвиги пионеров и комсомольцев, полководческий талант наших военноначальников, произведения искусства о Великой Отечественной войне.
Главными результатами применения авторской методической разработки (интеграции уроков истории, занятий военно-патриотического клуба, проектно-исследовательской деятельности) является следующее: углубляются знания обучающихся - по истории, программному материалу военно-патриотического клуба и качеству проектно-исследовательской деятельности.
Данная методическая разработка была сформирована и апробирована к 2010 году. На протяжении всех лет её использования , на основе постоянного мониторинга, учитель корректирует и вносит необходимые изменения. Наличие методических публикаций позволяет учителю на основе постоянного мониторинга обобщать свой опыт и постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.
Список источников и литературы
1.Указ Президента РФ от 9 ноября2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"
2.Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О днях воинской славы и памятных датах России"
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании В Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
5. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение. Образование. Карьера. Общество. Педагогическая копилка.- 2017.- №3. с. 46-50.
6.Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е издание - Ростов-на-Дону: РПИ, 2007. - с. 165-173.