МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МКОУ «Буркиханская СОШ»
Доклад
на заседание МО учителей родного языка
на тему:
«Пути повышения эффективности преподавания родной литературы в школе»
Подготовила: учитель родного языка
и лит – ры МКОУ «Буркиханская СОШ»
Нухова И.Г.
2025 г.
В работе учителя в современной школе встречаются немало проблем и трудностей. Главной проблемой, на мой взгляд, является нежелание школьников учиться, незаинтересованность в учебе, в получении и усвоении знаний. На этом фоне, еще более остро стоит изучение родного языка и литературы в нашей школе. Диалектные языки, являющийся родным для моих учеников, в корне отличается от литературного языка. Это и фонетические, и лексические, и морфологические различия, а также различия в построении словосочетаний и предложений. Мои ученики дома и на улице разговаривают на русском, по телевизору и в школе на уроках, кроме уроков родного языка и литературы, говорят на русском языке. Поэтому агульский язык является для них как бы иностранным языком. Недавно моя коллега призналась мне, что ее сын, ученик 3-го класса нашей школы, отказывается посещать уроки родного языка и чтения, так как вообще не понимает агульский язык. Мальчику приходится зубрить и механически запоминать слова, правила, стихи, а то и целые произведения. А ведь мальчик-то способный. Очень трудно бывает ответить на вопрос уже взрослых старшеклассников, которые прямо заявляют, что агульский язык нигде не нужен: «Эльмира Омаровна, а где понадобится нам агульский язык?»
Конечно ответы бывают разные, но всегда я говорю: «Если ты агулец, агулка, ты должен знать свой язык. Где вы видели русского, который не знает русский язык, немца, который не знает немецкий и англичанина, который не знает английский язык».
Часто привожу цитату великого Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть....»
Все это заставляет всерьез задуматься над всей традиционной системой преподавания агульского языка и литературы, а также над путями повышения эффективности преподавания родного языка и, в частности, родной и дагестанской литературы. Очень часто бывает, что учащиеся не понимают слова, а то и тест в целом. Чтобы учащиеся понимали смысл слов, очень важно, по моему мнению, проводить словарную работу. На уроках родной литературы должен проводиться анализ текста, работа со словами должна проводиться на каждом уроке, потому что, если ученик не понимает слова, он не поймет смысл текста, такой ученик анализировать и разбирать текстовой материал не способен.
Методы ведения словарной работы очень разнообразны. Это словарный диктант, запись непонятных слов, составление предложений, нахождение синонимов, антонимов и т.п.
Словарная работа с фразеологизмами, которых очень много встречаются в произведениях классиков дагестанской литературы, а также работа с устаревшими словами, т.е. архаизмами, носит зачастую чисто информативный характер. Но я стараюсь расширить эту работу, заставляя учащихся придумывать предложения с этими фразеологизмами, синонимичные словосочетания. Для словарной работы на уроках родной и дагестанской литературы использую словари: «Фразеологический словарь», «Агульско-русский словарь» и т.п..
Еще одним путем повышения эффективности преподавания, а также интереса учащихся я считаю ролевые игры на уроках родной литературы. К примеру, в пятом классе при изучении народной сказки «Волк и осел», учащиеся вяло пересказывали, отвечали на уроках. Ситуация резко изменилась, когда я предложила учащимся разыграть сказку. С каким энтузиазмом взялись дети изображать волка и осла. Все остались довольны результатом, потом часто
« играли в театр».
Повышению интереса учащихся к изучаемому материалу способствует и тестирование. В мировой практике в школах широко применяется метод тестирования. Я провожу тестирование в форме конкурса или игры. Соревновательный дух, девиз « Кто лучший знаток родной литературы?» заставляют учащихся вдуматься в ответы и взвешенно отвечать, лучше, чем другие.
Также особую тревогу вызывает речь учащихся. Работа над темой микроисследования является, на мой взгляд, источником решения таких проблем, как недостаточный уровень культуры речи учащихся, отсутствие навыков делового или бытового общения, нарушения языковых норм в устной и письменной речи, бедность словарного запаса учащихся.
Речь-показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры; ее совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Поэтому, задача учителя –словесника- воспитать у учащихся чувство гордости за свой язык, который воплощает в себя культурные и исторические традиции нашего народа.
Но утверждать, что речь большинства наших агульцев отражает богатство и величие национального языка, нельзя. Состояние современного агульского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения с использованием половины русских слов) не может не вызывать беспокойство как специалистов-филологов (учителей родного языка), так и представителей агульской общественности.
Снижение уровня речевой культуры разных слоев дагестанского общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки, на всех ступенях образования. Но начинать надо со школьников, так как это важное звено в образовании и обучении умению грамотно общаться друг с другом на родном агульском языке.
Для повышения эффективности преподавания любого предмета учитель должен работать над собой, над своим самообразованием. Самостоятельное повышение уровня образования способствует лучшей подготовке к урокам, приемам ведения урока. Учитель является не только носителем знаний, он является воспитателем в учащихся эстетических, этических, нравственных начал.