СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседание МО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение уровня мотиваций учащихся с ОВЗ на уроке математики

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседание МО»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru









«Повышение уровня мотивации учащихся с ОВЗ на уроке математики»












Учитель математики:

Селифонкин Д.Н.









2021

Мое выступление – результат поисков и размышлений над тем, чему и как учить детей с ограниченными возможностями здоровья: попытки приподнять «потолок» ребенка, шире открыть ребенку увлекательный мир математики, научить видеть математику вокруг себя.

Сложная задача у учителей коррекционных школ:

  • уметь уважать незнание и непонимание;

  • искать причины, мешающие ребенку воспринимать мир «как» все;

  • устранять или ослаблять эти причины.

Нашим учащимся так мало надо: чувствовать себя умным и сообразительным, быть о себе высокого мнения. Не секрет, что положительные эмоции обладают созидающей силой. Маленькие успехи в учении вдохновляют учащихся на новые успехи. А счастливого ребенка легче всего учить и воспитывать.

За годы работы каждый учитель становится «философом» со своей системой идей, взглядов на процесс обучения учащихся. Я часто задавала себе вопросы: «Почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Почему некоторый материал плохо воспринимается учащимися? Как изменить способы преподнесения учебного материала для более успешного усвоения учащимся? Как сделать этих детей любознательными? Возможно, ли изменить ситуацию в пользу ребенка? Какие условия необходимы для развития психических процессов, чтобы ребенку была доступна математика?». Вопросов было много, когда я пришла в эту школу!

Все это натолкнуло меня на идею создания таких условий, когда ребенку было бы комфортно, интересно на уроках математики. Учеба была бы в радость. Когда каждый смог бы научиться анализировать, оценивать себя и других, когда легко бы понимал предмет.

Мое кредо: «Школа - огромный сад. Дети – цветы, а учитель – садовник, вносящий

семена знаний, которые потом вырастают и дают свои плоды».

Принципы работы: 1) будь преданным профессии;

2) делись своими идеями:

3) учись у коллег;

4) не бойся говорить о трудностях;

5) стремись к совершенству.

Идея личностно ориентированного обучения принята сегодня школой. Это означает, что учителя отказываются от авторитарного, инструктивно - репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. В своей работе я решил реализовывать эту идею:

  1. Повышать падающий интерес школьников к обучению вообще и обучению математике в частности;

  2. Изучая специальную литературу, меня заинтересовала идея рассматривать обучение как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам);

  3. Именно эта идея актуальна, т.е., отвечает потребностям нашего времени. Существенным итогом пребывания ребенка в школе должно быть формирование тех качеств личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения не только сегодня, но и завтра;

  4. Мой предмет имеет широкое практическое применение в любых сферах жизнедеятельности.

Но часто получается, что ученик, имея знания, не владеет ими. А, как известно, первый компонент развития – умение применять полученные знания на практике. Это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Очень важный компонент личностно ориентированного обучения – развитие мотивации учебной деятельности.

По З. Фрейду: «Личность – это звено между мотивацией и ее реализацией».

Мне, например, дети часто говорят, что им тогда все понятно, когда интересно. Надо иметь в виду, что интерес это синоним учебной мотивацию По И.С. Якиманской цепочка обучения выглядит так: хочу – могу – выполняю с интересом – личностно значим каждому. Интерес стоит в центре этого построения. Как его сформировать?

Стиль отношений учителя и учеников должен быть такой:

Не запрещать, а направлять;

Не управлять, а соуправлять;

Не принуждать, а убеждать;

Не командовать, а организовывать;

Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Суть личностного индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от изучения предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Как на практике осуществить индивидуально личностный подход к каждому ребенку?

  • Отказаться от ориентировки на среднего ученика.

  • Искать лучшие качества личности, умение видеть в каждом ученике личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. «Все дети талантливы», - таково должно быть убеждение учителя.

  • Применение психолого-педагогических диагностик личности (интересы, способности, качества характера, особенности мыслительных процессов).

  • Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили радость.

  • Исключение прямого принуждения, необходимость понимания детского незнания и неправильного поведения, и устранение их, не унижая ребенка, не нанося ущерба его достоинству.

  • Предоставление возможности и помощи детям в реализации себя в положительной деятельности («В каждом ребенке – чудо, помоги ему проявиться»).

Простого однозначного ответа нет на все поставленные вопросы и быть не может. Все зависит от личности учителя, ученика, от среды, в которой проходит обучение.

Я работаю в классах с различной математической подготовкой, и заповедь своей работы сформулировал бы словами китайской притчи: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и пойму».

Изучая литературу, анализируя опыт других учителей по проблеме и собственный опыт работы, я пришел к выводу: чтобы повысить эффективность уроков математики, обеспечить возможность обучать всех детей в одинаковом темпе и по одинаковой программе, необходимо решить проблему эффективного использования элементов технологии дифференцированной помощи, письменных инструкций, наглядности, памяток с целью развития познавательной активности, мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, следует разрабатывать систему диагностики, состояния познавательной активности и контроля над процессом усвоения учащимися программного материала по решению различных математических задач; разрабатывать дифференцированные задания; повышать математическую грамотность на уроках, внеклассных занятиях; осознанному подходу к решению различных задач.

Для реализации вышеуказанных целей и задач я использую следующие методы работы:

  1. Теоретический анализ и обобщение методической литературы.

  2. Изучение документов психолого-медико-педагогической комиссии.

  3. Диагностику.

  4. Статистическую обработку информации.

  5. Мониторинг.

  6. Наблюдение.

  7. Анкетирование.

  8. Анализ продуктов учебной деятельности учащихся.

В процессе обучения, я, как учитель, должен найти правильный и индивидуальный подход к каждому ученику. Учащиеся, обучающиеся в нашей школе, резко отличаются друг от друга не только способностью усвоением математических знаний, но и характером: одни нуждаются в одобрении, другие – в помощи, одного надо спросить первым, иначе его внимание рассеется, и он перестанет работать с классом, другого первым спрашивать нельзя, т.к. он в себе не уверен и т.д.

Установив на что способен каждый ученик, изучив его знания, возможности овладения программным материалом, я могу наметить пути дальнейшей работы по обучению математике. Для полноценного изучения предмета необходимы следующие условия:

  1. Наличие определённого запаса знаний, умений, навыков в соответствующей области;

  2. Личностные и характерологические качества: интересы, организованность, целеустремленность, настойчивость;

  3. Индивидуальные психологические особенности сенсорной и интеллектуальной сферы, сформированность восприятия, памяти, внимания; развитие интеллектуальных функций; сформированность речевых функций.

При обучении математики возникает много преград: и недостаточно развиты речевые функции, ограниченные возможности, своеобразное развитие психических функций и низкий уровень самоорганизации психической деятельности.

Основой успешного освоения программы по математике является знание учителем возможности учеников, темпов их работы, особенностей личности каждого ребенка.

Моя работа по повышению учебной мотивации строиться при помощи различных памяток, опорных схем, таблиц, индивидуальных записных книжек – памяток, специальных тетрадей. Эту работу я разделил на три этапа:

1 этап направлен на создание у школьников действий на формирование познавательной активности в процессе принятия задания и проявления у них положительной мотивации: серии уроков, дополнительных занятий. Чтобы как то немного помочь детям не ограничиваться рамками уроков, факультативов, я решил организовать консультации. На них учащиеся могут задавать интересующие их вопрос, получать разъяснение, переписать работу. Все это происходит в свободном общении с учащимися каждый день утром до уроков или в большую перемену, не ограничивая их определенными днями недели.

Основное назначение первого этапа - помочь ученику войти в конкретную учебную ситуацию, проанализировать её, спланировать предстоящее действие. Использую: особые формы преподавания учебного материала (собственные разработки); решение практических задач; специальные меры поощрения, одобрения, положительные оценки, создание ситуации успеха)

Для формирования у учащихся потребности в точном выполнении правил без наглядной основы предлагаются задания с четким соблюдением правил. Уменьшается объем инструкций, формируются действия самоконтроля при обучении программированной деятельности.

2 этап предусматривает обучение действиям самоконтроля в процессе выполнения задания с помощью вспомогательных средств: общих и индивидуальных планов, схем, и т.д; обучение учащихся самостоятельно без вспомогательных опор осуществлять контроль над ходом решения простых задач.

3 этап направлен на формирование оценочного компонента, который предполагает анализ и оценку конечного результата работы на основе его сличения с заданными правилами, инструкциями и внесение в него необходимых коррективов:

  1. Обучать учащихся давать адекватную оценку результата своей деятельности по образцу учителя. На основе выделенных совместно с учащимися критериев выполнения даю полную, развернутую оценку и осуществляю в дальнейшем постепенный переход на оценивание результата самим ребенком (по пятибалльной системе);

  2. Формирование у учащихся оценочного компонента, который проходил по двум направлениям: а) совершенствование оценки учеником результата труда других детей; б) оценка качества собственной деятельности по предложенным критериям, причем аргументировать оценку в развернутой речевой форме (Я ставлю себе оценку «4», потому что …). Этот этап является логичным продолжением предшествующей работы и предполагает постепенный перевод учащихся от конкретизации на оценке учителем по каждому критерию к самостоятельному оцениваю общего результата деятельности;

  3. Формирование у учащихся умения самостоятельно оценивать качество своей работы.


Для составления задач учащимся предлагается папка «Дидактический материал с дифференцированными заданиями», каталоги, «Задачи в таблицах».

Тесты, предназначенные для учащихся школы, разработаны в соответствии с новым типовым положением, со стандартом общего образования детей с нарушенным интеллектом, а также с учетом результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методики обучения математики. Использование тестов способствует повышению эффективности обучения на этапе закрепления знаний. Наличие разных по трудности и объему заданий в тестах позволяют учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

Результаты тестирования определяют не только уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и динамику умственного развития, которая произошла под влиянием обучения. Тесты играют значительную роль в коррекции недостатков мыслительной деятельности, произвольного внимания, зрительного восприятия школьников.

Наблюдения показали, что ученики с большим интересом относятся к тестированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности.

Дифференцированные задания при обучении решению задач - способ управления и формирования познавательной активности детей с отклонениями в развитии.

Оценивая эффективность подготовки учащихся к выполнению различных видов задач, возможность работать самостоятельно, продуктивность деятельности ученика на различных этапах урока, учитывая особенности отдельных групп учащихся, характер затруднений, пути коррекционного воздействия на основании дефекта учащихся, все это дало мне возможность разработать систему дифференцированного обучения при решении задач. В эту систему входят: а) дидактический материал с дифференцированными заданиями; б) дифференцированные проверочные и контрольные работы по математике для 5, 6, 7, 8 классов; в) тесты.

Назначение дифференцированных заданий в данном случае – управлять поиском способа решения задачи. Формируя у различных групп учащихся умение анализировать задачу, можно использовать различные виды дифференцированных задании.

Воспитаны навыки учащихся по применению ранее усвоенных знаний в новых ситуациях, умение решать учебные проблемы, увеличивается интерес учащихся к выполнению различных заданий по математике на уроках, коррекционных занятиях, во внеклассных мероприятиях.

Участие в неделе математики не просто расширило кругозор, но и пробудило учащихся к исследовательской деятельности, стимулировало интерес, воспитывало самостоятельность, ответственность. Деятельность в неделе математики обогатило речь, учило применять полученные знания в игровой форме через создание ситуации успеха, способствуя подвижности и гибкости мышления, воспитывало чувство товарищества и умения разделять чувство успеха, радости.

Формируется и накапливается опыт познавательной деятельности учащихся при решении различных задач, как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях, расширился кругозор.

Главное – учащиеся не просто решают нестандартные задачи, находят способ решения, а расширяют и обогащают свои возможности и способности.

Результаты подтвердили возможность формирования познавательной активности умственно отсталых учащихся, страдающих ДЦП, в специально созданных психолого-педагогических условиях коррекционной работы:

  1. формирование познавательной активности возможно при такой организации учебной деятельности, которая учитывает возрастные закономерности и возможности в становлении этой способности у детей, специфику психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

  2. варьирование заданий математического содержания, упражнений, форм и методов их преподнесения с учетом зон развития всех действий в соответствии со структурой учебной деятельности;

  3. разумное сочетание вербального материала и наглядной основы (в частности – опор);

  4. использование различных форм групповой и индивидуальной работы на уроке и вне его; проведение индивидуальных коррекционных занятий с целью своевременной и результативной интериоризации внешних практических действий (т.е. формирование внутренних структур человеческой психики, посредством внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становление психических функций и развитие в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мышления мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим);

  5. формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка как субъекта учебной деятельности;

  6. оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, эмоциональной стимуляции учеников, обеспечение своевременного речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка;

  7. ведущая роль в процессе формирования познавательной активности принадлежит целенаправленному и квалифицированному педагогическому управлению.


Не стоит решать в школе много задач, необходимо решать немного, но так, чтобы решение каждой задачи приносило учащимся какую-то пользу, чтобы они узнавали что-то новое, овладевали каким-то новым умением или закрепляли, развивали, углубляли уже имеющиеся у них знания и умения.


«Когда задачи решаются легко, это служит доказательством того, что силы, которые математика должна была развить, уже развились».

Джон Радфорд Юнг.




9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!