Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседание педагогического совета школы "Гражданское образование детей и подростков в современных условиях "»
Гражданское образование детей и подростков в современных условиях
Гражданское…………………………..
ГРАЖДАНИН
1)лицо, чья принадлежность к государству закреплена законом. Наделен правами, свободами и обязанностями, отличающими его от иностранных граждан, находящихся в данном государстве.
2) свободный, полноправный член государства, активно и ответственно участвующий в его делах, заботящийся о благе своего государства.
Авторитарность педагога -главный враг гражданского образования!!!!!
………………………… образование (компетентность)
Мировоззренческий компонент
Деятельностный компонент
Знаниевый компонент
- Мотивацию
- Потребность
- Ценностные установки (готовность применять знания)
Умения учащихся применять эти знания
Содержание предметов
история,общество,ОБЖ,литерату-ра, иностранный язык и т.д.
умения:
- критически мыслить, анализировать получаемую информацию из многих источников;
- понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
- принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию; реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности; устанавливать конструктивные отношения с людьми, уметь работать в группе: выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека; проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков толерантного поведения.
знания:
- правовые, политические, морально-этические;
- основы знаний в области социальной экологии;
- основы философских знаний, экономические, основы знаний о социальной сфере общества;
- основы культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края.
- уважение прав и достоинства человека;
- внутренняя свобода
- мирный способ разрешения конфликтов;
- сотрудничество;
- терпимость;
- справедливость;
- открытость;
- честность;
- законопослушание;
- ответственность;
- патриотизм;
- настойчивость;
- уважение власти и ее представителей;
- уважение чужих и своих трудовых усилий
Стратегии работы педагога
1. Пассивные стратегии.
2. Активные стратегии.
3. Интерактивные стратегии.
Модели гражданского образования и воспитания
1. Предметная.
Акцент делается на передачу подрастающему поколению определенных знаний и развитию гражданских умений в ходе изучения отдельных дисциплин, таких как граждановедение, обществознание, обществоведение, правоведение, социология, экономика, культурология,ОБЖ и др. Гражданское образование также может осуществляться на уроках истории, литературы, иностранного языка. Учащиеся приобретают не только знания, но и ряд умений, способов деятельности, а также демократические ценностные ориентации. Однако делается это в рамках учебного предмета. Эффективность данной модели гражданского образования повышается в случае установления межпредметных связей и координации деятельности преподавателей всех учебных дисциплин. Недостатками данной модели являются: жесткие временные рамки учебной деятельности; опасность предметной разобщенности; излишняя теоретизация и формализация знаний; тематическая ограниченность.
2. Институциональная модель.
Первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления.
3. Проектная модель.
Данная модель предполагает разработку и осуществление школьниками социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Проектная деятельность учащихся предполагает их активную деятельность по выбору определенной социальной проблемы, ее анализу и разработке вариантов решения. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в окружающем сообществе.