СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД на заседании МБМ учителей начальных классов на тему: «Формирование самооценки младших школьников, как одного из критериев личностных УУД»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительная часть

Известная притча гласит: чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на заседании МБМ учителей начальных классов на тему: «Формирование самооценки младших школьников, как одного из критериев личностных УУД»»

ГОУ ЛНР «Артемовская средняя школа № 8»











ДОКЛАД


на заседании МБМ учителей начальных классов

на тему:

«Формирование самооценки младших школьников, как одного из критериев личностных универсальных учебных действий»









Подготовила: 30.10.2019 года

Чевокина Елена Анатольевна

учитель начальных классов

ГОУ ЛНР «Артемовская средняя

школа № 8»













2019




«Формирование самооценки младших школьников, как одного из критериев личностных универсальных учебных действий»


Вступительная часть

Известная притча гласит: чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

В соответствии с методическими требованиями, ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты.

Для современного общества недостаточны даже прочные и обширные знания, так как объём информации удваивается каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться уже недостаточными. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, у ребёнка необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией.

Необходимость формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе закреплена Государственным Образовательным стандартом начального общего образования.


Основная часть

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке.

Тема моего выступления:  «Формирование самооценки младших школьников как один из критериев личностных УУД».

 Цель: показать приемы организации самооценки в начальных классах.

 Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

В «Планируемых результатах начального общего образования» сказано: «Выпускник получит возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся самостоятельному совершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе. В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Что же такое самооценка? Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.

Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка ученика как один из компонентов его деятельности. это не простое выставление оценок себе: при самооценке ученик дает содержательную и развернутую характеристику результатов по заданным критериям, анализируя свои успехи и недостатки, а также ищет пути их устранения.

Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Основные функции самооценки:

обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном;

констатирующая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, выясняет, что из изученного материала он знает хорошо, а что недостаточно;

-мобилизационно - побудительная функция- заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, отмечает, что ему многое удалось в работе, но в этом вопросе он разобрался не до конца;

мотивационная функция - обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий;

- воспитывающая и развивающая функции - связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно;

- аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена новая система оценки образовательных результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) с предыдущего образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Главная задача - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, контролировать свою деятельность, так как формирование самооценки, а именно адекватной и самоконтроля - залог успешности ученика.

Обучение самооценке организую поэтапно:

Приведу примеры последовательно усложняющихся заданий:

1 класс

-сравнивать результат с образцом;

-воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

-выполнять действия по развёрнутой инструкции;

-осуществлять самопроверку по плану (1-2 пункта);

-использовать для самоконтроля составленные учителем схемы и модели;

2 класс

-сравнивать промежуточный результат с эталоном;

-перечислять последовательность действий и операций контроля;

-выполнять действия по инструкции с отсутствующими звеньями;

-осуществлять самопроверку по плану (3-4 пункта);

-участвовать в деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам;

3 класс

-сравнивать результат деятельности с образцом, заданным через систему условий;

-самопроверка по плану с отсутствующими звеньями;

-составление моделей деятельности под руководством учителя;

4 класс

-сличение результата с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

-определение состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом объективных трудностей;

-выполнение действий по общей инструкции;

-самостоятельное корректирование плана проверки;

-целенаправленная разработка общего способа контроля всех подобных задач под руководством учителя.

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Алгоритм самооценки –это вопросы, на которые отвечает ученик:

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик. Начиная со 23-го класса, к этому алгоритму могут быть добавлены вопросы.

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

-Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)

-В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)

-Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Практические примеры

Для адекватной самооценки младших школьников используется следующие приёмы: Начиная с первого класса, использую следующие формы самооценки:  «Светофор» Предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудности при изучении нового материала все понятно , рисует на полях зеленый кружок : « можно двигаться дальше.» Небольшие затруднения, нужна небольшая помощь - желтый кружок. Значительные затруднения - ученик не смог справиться самостоятельно то красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»

«Говорящие рисунки»

- если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающееся лицо

- если тебе временами было непросто, не все получалось, рисуй спокойное лицо

- если на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо

«Лесенка успеха»

1 -я ступень -ученик не понял новое знание, не запомнил, осталось много вопросов, с самостоятельной работой не справился;

2-я и 3-я ступени -остались вопросы по новой теме , в самостоятельной работе допущены ошибки;

4-я ступень- ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допущено.

Во 2-ом классе я использую знаковый прием становления рефлексивной самооценки.  «Карточка сомнений» В рамках данного приема, позволяющего начать учебную самостоятельность школьника, развивается способность различать понятия: «это я уже знаю и умею», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»,« это я еще совсем не знаю, надо узнать».

В 3-ем классе дети свои успехи оценивают знаками: 

«+» - знаю, умею, могу.

«?» - сомневаюсь.

«-» - трудно, сложно - но задание усложняется, теперь самооценку проводим на каждом этапе урока.

В результате выполненной работы заполняем таблицу.

Начиная с 3 класса я использую листы самооценки. На листах самооценки оценивают этапы урока, сначала цветовыми знаками, символами, потом в баллах. В 4 классе учащиеся оценивают работу по критериям в баллах, фиксируют в таблице самооценки.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока с использованием листов самооценки (образцы уроков).

В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, необходимо провести самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используют следующие вопросы: – Что удалось в этой четверти? – По каким предметам результаты получились лучше? – Что не получилось? В чем причина? – Какую цель поставишь в следующей четверти? В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого использую следующие вопросы: Какими результатами первой четверти можешь гордиться? – Над чем еще необходимо поработать? – По каким предметам возникали затруднения? В чем причина? – Какую цель поставишь на следующую четверть?

Уделяю внимание формированию  рефлексивной самооценки, то есть знанию о собственном знании и незнании, о  собственных возможностях и ограничениях. Учу детей фиксировать трудность и анализировать её причину. Это в итоге развивает способность себя, а значит осознанно выбирать уровень сложности заданий.  «Я уверен в себе», «Я хочу сделать эти задания», «Мне это по силам», «Я постараюсь быть внимательным и решить правильно все задачи»  -  так     обосновывают дети свой выбор сложности заданий. усвоения материала.

На этапе рефлексии эффективно использование словесных приемов. В конце урока задаю вопросы :

- Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

-Какие задания тебе понравились?

-Какие задания тебе показались трудными?

-Достиг ли ты поставленной на уроке цели?

Параллельно я использую в помощь учащимся наглядное пособие 

- Сегодня на уроке я …

- Мне удалось…

- Я могу похвалить…

- Я недостаточно …

- Я старался…

Таким образом, развитие умения самооценки у учащихся способствует положительной динамике по всем основным показателям учебной деятельности, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Портфель достижений ученика начальных классов является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования и включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ГОС. Цель формирования Портфолио – системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, а также выявление динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах. Ценность Портфолио заключается ещё и в том, что он способствует появлению адекватной самооценки ученика, раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Портфолио помогает самому ребенку знать многое о себе, учиться анализировать свои достижения и промахи, стремиться к новым вершинам и целям и преодолевать препятствия. Портфолио может стать хорошим помощником самому ученику, особенно тогда, когда он вместе с учителем начнет анализировать те материалы, которые собираются в его папке.

Какого результата я достигаю при работе, о которой я рассказала в своём выступлении?

Во-первых, подвожу ученика к предстоящей деятельности с учётом достигнутых успехов. Во-вторых, позволяю ученику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы. В-третьих, активизирую внутренний потенциал ученика. И наконец, формирую навыки самооценки.


Итог. Вывод

Сформированная самооценка будет подлинным регулятором деятельности ученика в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход. Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Ребёнок с адекватной самооценкой корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!