СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседании МО классных руководителей "Воспитательная работа классного руководителя в современных условиях".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседании МО классных руководителей "Воспитательная работа классного руководителя в современных условиях".          

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседании МО классных руководителей "Воспитательная работа классного руководителя в современных условиях".»

МБОУ ООШ р. п. Чаадаевка Городищенского района

Пензенской области














на заседании МО классных руководителей










Классный руководитель

7 класса МБОУ ООШ

р. п. Чаадаевка

Мамелина Н. А.






Январь 2013 г.

Школа создаёт самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни. Периоды быстрых социальных изменений становятся своеобразным экзаменом для всех взрослых, а также и для меня, как учителя, которого мучают вопросы:

Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?

Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Понимаю, что эти качества личности нужны людям и вижу, что люди благодарны за работу. Это и будет моё кредо, которое актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена программа учительского труда, его общественная польза и значимость.

Я думаю, что главные составляющие воспитательного процесса:

знать возрастные особенности школьников;

применять современные педагогические технологии в воспитательном процессе;

воспитывать ребёнка на успехе, удивлении, уверенности;

союз семьи и школы.

За период своей тридцатилетней педагогической деятельности я изучила, осмыслила множество статей, пособий, книг педагогов-новаторов по воспитанию школьников и пришла к выводу:

  • цени в своих детях индивидуальность, самостоятельность, то, что они необычны, неординарны, не такие как все. Не бойся того, что они иногда не вписываются в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки – талант. А талантливые люди золотой фонд нации, их надо беречь;

  • воспитывай в ребёнке гордость: “ Я есть в мире, я ценность!” Человек, который сам себя уважает,– уважаем другими, сам себя любит,– любим другими;

  • помни и то, что неуважения к себе ребёнок не прощает, и то, что любят ни за что, а уважают за что-то.

Отсюда я ставлю перед собой цель:

Создание условий для развития социально-адаптированной личности в условиях гуманизации и стандартизации образования.

Для достижения поставленной цели выделила следующие задачи воспитания:

1. Воспитательный процесс строить таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания.

2. Вести работу по сплочению коллектива.

3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса.

4. Уметь применять нормы взаимоотношений с другими людьми во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, спортивной, художественной, общественной.

Моя воспитательная система основывается на идеях:

идея личностно– ориентированного подхода;

идея творчества.

Руководствуясь данными идеями, содержание и организационные формы воспитания разрабатываю на основе принципов:

индивидуальность (проведение диагностик, анкет, опросов как родителей, так и детей, составление карты по интересам);

самостоятельность (выбор коллективно-творческих дел, подготовка к проведению, выполнение обязанностей в классе);

– гуманизм (все дети талантливы);

– творчество (развитие творческих способностей каждого ребёнка, участие в школьных и районных мероприятиях);

коллективизм (работа по сплочению коллектива).

Я, считаю, что огромное значение в воспитательной работе в школе, имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию эмоций ребёнка.

Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие школьники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей. Интерес возникает и укрепляется, когда ребёнок действует сам без особого нажима. Тогда результаты получаются быстрее. Поэтому я организовываю воспитательную деятельность так, чтобы ученик имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений. Моя положительная реакция на активность ребёнка, одобрение словесное или жестовое его деятельности, вызывает у ученика ещё одну радость – это радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребёнка в детском коллективе.

Поэтому я ставлю одну из важнейших задач – создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. В психологии, начиная с Л. С.Выготского, кризисы возраста рассматриваются как внутренне необходимые этапы развития, как определённые качественные скачки, в результате которых психика ребёнка поднимается на новый уровень. Отсюда ясно что я, как классный руководитель, призвана не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей, фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям 7 лет или 12 лет совершенно неуместен. Я предусматриваю новые этапы в развитии личности школьника и постоянно изменяю содержание и формы работы с детьми. Для выявления межличностных и межгрупповых отношений я провожу диагностику Дж. Моренко (“Социометрия”), методику “Письмо” и другие. Обычно на начальном периоде 5 класса результатом данных диагностик и наблюдений является следующее:

– класс не дружен и разбит на микрогруппы;

– дети по воспитанности и образованности очень разные;

– выявляются дети, которые выпадают из общего круга общения.

Поэтому, мне как классному руководителю следует ориентировать детей на овладение способами общения с людьми, на создание благоприятной обстановки в коллективе. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создаётся под влиянием двух факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в целом, второй – это коллектив класса. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемыми моральными нормами и интересами. Поэтому обязательным условием развития личности ребёнка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время – это прежде всего единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. С 5 класса я использую такую методику как оказание помощи другим, упорство, опрятность, творчество.

Я, считаю, что одной из главных форм внеклассной работы, является классный час, форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений с окружающим миром. Темы классных часов, их содержание определяю вместе с детьми. Во время таких встреч я учу своих ребят умению говорить логично и чётко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению. Дети учатся подчиняться воле большинства, умению доказывать своё мнение и бороться за него, если оно убедительно. Я считаю, что классный час не должен превращаться в нотацию учащимся. Он должен быть интересным и необычным. В основном мы ведём беседы на морально-этические темы, о культуре поведения, об охране жизнедеятельности, о правилах дорожного движения, проводим встречи с интересными людьми. Например:

Права и обязанности школьника,” “Поговорим о вежливости”, “Друг в моей жизни”и т.д.

Многте школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В классе, указывая на необходимость поддержания порядка, назначаются дежурные по классу.

Для выполнения различных обязанностей из состава учащихся выделены комиссии (трудовой, учебный, культ-массовый, спортивный и дисциплины и порядка), а затем общим голосованием выбираем командира класса (первого помощника учителя). На классном часе ответственные за тот или иной сектор отчитываются о проделанной работе. Ребята добросовестно относятся к своим поручениям, учатся понимать значимость своего труда, оценивают труд своих товарищей.

В своей воспитательной системе ведущее место я отвожу коллективной деятельности, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой цикл традиционных и нетрадиционных дел: День знаний, праздники “Осень золотая”,“Зима”,“Весна”, Новогодний праздник, День защитника Отечества, 8 марта, День моей семьи, совместные походы и поездки.

Как я работаю над коллективно-творческим делом?

Любое коллективное творческое дело начинаю с классного часа, где рассматривается план работы и ставится определённая цель.

Далее садимся дружно и распределяем поручения.

Третья стадия – стадия тесного общения детей, родителей, учителя.

Четвёртая стадия, когда все эти таланты выплёскиваются в дружный коллектив.

Пятая стадия – разговор о том, что получилось, а что можно было сделать по-другому.

Здоровье – одна из существенных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизни, способности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции. По мнению специалистов-медиков,75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями? По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся на “4”и “5”,проводят за письменным столом дома не менее 2 часов, а в основных и того больше. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова)– но и появляются трудности в учении. В первую очередь это концентрации внимания, памяти, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной полноценной и интересной жизнью? Всё это очень волнует меня. Я пришла к выводу, что решить эти вопросы я могу через идеи формирования здорового образа жизни.

В нашей школе, соответственно в своей работе я, вопросы здорового образа жизни решаю путём реализации программы “Здоровье”, цель: сохранение, укрепление и улучшение психического, нравственного и физического здоровья учащихся в ходе реализации образовательного процесса. Задачи:

– формирование устойчивой мотивации “на здоровье” учащихся, родителей;

– воспитание и обучение основам здорового образа;

– организация и проведение пропагандисткой работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;

– осуществлять психолого – педагогическую поддержку, обеспечивающую психологический комфорт обучающихся.

Исходя из этого, определила следующие направления работы:

– спортивно-оздоровительная (соревнования, праздники, Дни здоровья, двигательные минутки, подвижные игры на свежем воздухе, родительские соревнования с другими классами);

– туристическо – краеведческая (походы, экскурсии, изучение флоры нашего микрорайона, сбор гербарий);

– через нестандартные уроки (урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра);

– санитарно-просветительская (классные часы “Познай себя”,о правилах питания, создание паспорта здоровья по годам);

– профилактическая (беседы школьной медсестры, встречи с детскими врачами, инструктажи по технике безопасности, о правилах дорожного движения);

– социально-психологическая (диагностика– микроклимат в классе, взаимоотношения: учитель-ученик, родители – ребёнок).

В свою работу я включаю не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Я считаю, что мало научить чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Учу заботиться друг о друге. Если заболевает ребёнок из класса – дети ему звонят, стараются помочь после болезни, дают советы.

Моя работа по сохранению и формированию здорового образа жизни находит своё отражение в воспитательном плане и поурочных разработках.

Процесс становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Я считаю их первыми своими помощниками. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Здесь я придерживаюсь следующих принципов:

– полное взаимопонимание и согласованность действий классного руководителя и родителей. Взаимодействие школы и семьи – решающее условие моей системы воспитания. Учитель-ученик – родители – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить воспитательный процесс на принципах гуманно – личностного подхода к детям;

– постоянный контакт с родителями, надёжными помощниками учителя;

– опора на положительный опыт воспитания детей в семье.

Я считаю, что развитие личности ребёнка происходит прежде всего в учебно – познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления личности. Я должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга. Однако в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то я отмечаю, что они разные. Всех родителей я делю на три группы:

  1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми. В классе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива класса.

  2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

  3. Родители, которые по разным причинам не хотят заниматься со своими детьми, дети предоставлены сами себе.

В классах, в любом наборе, есть “трудные семьи”, где родители не уделяют должного внимания своим детям. Беседовать с такими родителями нелёгко, в школу они не ходят ни на собрания, ни на утренники, учёба детей их не волнует. Поэтому бывают ситуации, когда я обращаюсь к кому-нибудь из родителей, и те со мной посещают дома учеников, чьи родители заняты своими личными проблемами. Я думаю, что не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и моя задача – научить их этому желанию.

Самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, я не могу заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребёнок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

В школу приходит человек, у которого есть свои представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом, и важно знать не только то, какие представления сформировались у ребёнка, но и в каких условиях происходило это формирование. Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного пространства, часто вспоминаю выражение: “ Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому”.А этих домов у них теперь два: со мной рядом и с родителями, значит мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях. Вот почему каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, налажу ли я с ними контакт, сделаю их союзниками в деле воспитания?

Методы изучения семьи всем известны: это наблюдение, беседы, анкетирование и т. д. Каждый раз, когда я беру класс, в сентябре я собираю родительское собрание, на котором знакомлю с возрастными особенностями детей, своим видением воспитания и образования, провожу анкетирование. Мне бы хотелось остановиться на анкетировании, которое мне, как классному руководителю, помогает в работе по выявлению многих вопросов, касающихся воспитания ребёнка в семье. Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как родители не всегда дают истинные ответы. Иногда эти ответы требуют уточнения. В таком случае я одновременно даю анкету для заполнения родителям, их детям и сама стараюсь ответить на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребёнка. Получив ответы от родителей и детей, имея свою характеристику каждого ребёнка, можно сделать определённые выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании. При изучении воспитательной активности семьи также провожу такую анкету, которая даёт материал для постановки на обсуждение разнообразных вопросов о дефиците общения родителей и детей и его последствиях; о свободном времени семьи и вреде пустого времяпрепровождения; о любимых занятиях

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения.

Велика роль учителя в развитии и становлении личности ребёнка. С одной стороны он должен быть личностью, соответствовать идеалу, который ждёт от него ребёнок, а с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие ребёнка.

Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение по пути познания и творчества


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей