СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседании педагогического совета школы -"Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетентности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседании педагогического совета школы -"Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетентности"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседании педагогического совета школы -"Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетентности"»

Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетентности

Аннотация:

1. Профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры. 2. Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности. 3. Во многих исследованиях зарубежных и отечественных ученых обращается внимание на тот факт, что эмоциональную культуру, как и любую другую культуру, следует формировать и воспитывать. 4. Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение. Если педагог не работает со своими отрицательными эмоциями, то самочувствие его ухудшается, а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому «эмоционального выгорания». 5. Для профилактики синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога важное значение имеет систематическая работа с психологами по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. 6. Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя. 7. Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.

Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетентности

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компе­тентным.

Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности.(5)

Профессиональная компетентность педагога, высту­пая условием становления и развития его педагогического мас­терства, составляет содержание педагогической культуры.

Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осущест­влении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личнос­ти педагога.

Учителем я работаю совсем недавно, но сразу для себя отметила, что профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности. Работа учителя требует от него затрат огромных душевных сил. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека. (3)

Специфика педагогической деятельности такова, что педагогу необходимо развиваться не только как специалисту в области своего предмета, но и как личность. А развитие личности не представляется возможным без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания: чем более познание связано с сердцевиной «Я», тем в большей мере в нем задействованы эмоции (1).

Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком.

Во многих исследованиях зарубежных и отечественных ученых обращается внимание на тот факт, что эмоциональную культуру, как и любую другую культуру, следует формировать и воспитывать. Тем не менее на сегодняшний день целостной работы формирования и повышения эмоциональной культуры у будущих и сегодняшних педагогов пока нет.

Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции я наблюдала не только у молодых педагогов, но и учителей со стажем. Многие педагоги нашей школы отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается (головные боли, расстройства пищеварения, заболевания сердечно-сосудистой системы и т. д.), а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому "эмоционального выгорания«.(6)

Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.(2)

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду и к ученикам.

Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.

Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога важное значение имеет систематическая работа с психологами по повышению уровня эмоциональной культуры педагога.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя.(7)

Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.(5)

Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир.

Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.

Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.(4)

Итак, проанализировав материал, посвященный данной проблеме, можно сказать, что эмоциональная культура учителя является динамическим образованием личности, характеризующее эмоциональную направленность стиля профессионального поведения и проявляющееся во владении механизмами управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом учащихся, в стремлении к совершенствованию своего эмоционального опыта.

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.

 

Литература

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

2. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет.

3. Масленникова В. Ш., Юдин В. П. Педагог и культура. Казань, 1994.

4. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М., 2001 г.

5. Резниченко М. Г. Введение в педагогическую деятельность. Самара, 2003.

6. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. М, 2002.

7. Стивен Стайн, Говард Бук. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех. Статья 2000.

 »


Начало формы