«Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
К.Д.Ушинский.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания школьников в наше время – основная задача учителя начальных классов. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать учителя современной школы.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Это способность подчинять свое поведение свойственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Существенным признаком самостоятельной работы учащихся начальных классов является элемент творчества, напряжения мысли в процессе этой работы. Очень важно, чтобы учитель создал положительный эмоциональный настрой, пробудил желание и интерес к самостоятельному поведению и действию. Необходимо побуждать учащихся к вопросам, ответы на которые они будут находить в самостоятельно получаемых знаниях, способствовать подготовке их к активной работе ума, стремлению получить новые знания, преобразовывать детскую любознательность в жажду знаний, как свойство личности, духовную потребность.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Это можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения и воспитания. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование. Если под развитием понимается выращивание собственных смыслов, ценностей, приобретаемых знаний и умений, то тогда речь идёт о личностно-ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё, то хорошее, что заложено в него от природы.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно, учебной деятельности.
Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.
Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования; внедрение технологий развивающего, личностно - ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава.
В своей работе я применяю нестандартные формы обучения и воспитания, которые способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, а так же их творческой самостоятельности, благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация таких уроков подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты; снимают напряжение, оживляют мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом. Ещё одно важное отличие нестандартных уроков: в основу обучения положена именно деятельность ученика. На урок приходят исследовательская деятельность школьников, групповая работа, разработка и реализация проектов. Такие уроки позволяют каждому ученику осваивать материал в своём ритме, максимально реализовывать свои интересы.
Кроме привычных знаний, умений, навыков, школа особое внимание уделяет личностному развитию ребёнка, его умению осваивать не отдельные предметы, а воспринимать мир в целостности и многообразии. А значит, в конечном итоге, учиться самостоятельно, быть активным, целеустремлённым, максимально реализовывать себя как в школе, так и в жизни в целом.
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности. Такие формы используются на различных уроках по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.
Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.
Нестандартные уроки:
- решают психологические задачи: идет определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типа личности; формирование компонентов учебной деятельности; выявление качества внимания, памяти, мышления, работоспособности;
- решают предметно-дидактические задачи - разработка учебного материала; структурирование, обеспечивающее сходство структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся;
- реализуют принцип «воспитывающего обучения».
Соблюдение организационной формы и логики действий учеников и учителя в ходе нестандартного урока является задачами оперативного, тактического плана. Они позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную позицию.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д.
Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При разработке уроков я преследую определённые цели и реализую их в конкретных формах.
Например:
– развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча;
– становление творческих способностей учащихся: урок - сказка, урок-творчество;
– расширение кругозора: урок - экскурсия, урок – путешествие;
– развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс - опрос;
– стимулирование познавательного интереса: урок - КВН, урок “Что? Где? Когда?, урок-викторина.
При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.
Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решении общих задач.
Нестандартные уроки приносят свои результаты:
- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность;
- меняется характер взаимоотношения между учащимися;
- растёт самокритичность;
- формируются навыки учебного делового общения.
В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты, и не только для новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель.
Использование нестандартных форм и методов определяет главное в уроке:
- отказ от шаблона в проведении урока;
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность; различные формы групповой работы;
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
- поддержка альтернативности, множественности мнений;
- развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям;
- использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).
Применение ИКТ на уроках:
- усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
- повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);
- расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Используя нестандартные формы и методы, учитель создаёт условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности и т. д. Он выступает уже не только как главное действующее лицо на уроке, но еще как понимающий, сопереживающий помощник.
Таким образом, уроки, достаточно традиционные по структуре, но совершенно необычные по содержанию и средствам, благодаря этой необычности содержания методов и форм придают необходимое ускорение развитию личности.
Чтобы развивать познавательный интерес у учащихся, необходимо, чтобы они почувствовали удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем дети могут войти в мир творчества. Дети всегда ждут чего-то интересного, необычного, непонятного и загадочного. Задача учителя – создать этот непонятный, загадочный мир, заинтересовать ребенка.
Чтобы учащимся было интересно идти по «трудной» дороге знаний, провожу нестандартные уроки. Для меня важно, чтобы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.
Изучение влияния нестандартных уроков на развитие познавательной деятельности учащихся позволяет мне сделать следующие выводы:
- отмечается положительное отношение к обучению, высокий познавательный интерес;
- формируется процедура творческой деятельности;
- учебный процесс протекает без ущерба здоровью учеников;
- степень обученности соответствует уровню обучаемости;
- отмечается низкий уровень школьной тревожности и высокая степень адаптированности младших школьников;
- создаются положительный эмоциональный климат, благоприятная атмосфера для сотрудничества учителя и ученика, общения детей.
Мною разработаны и проведены следующие уроки: урок-путешествие по родному краю с героем казахских народных сказок Алдаром-Косе в 1 классе на тему: «Числа в пределах 10»; урок – сказка «Мальчик - Звезда ищет маму» по математике в 4 классе на тему: «Задачи на движение»; урок – поход в цирк по математике в 1 классе на тему: « Нахождение значения буквенного выражения а + 7, а – 7»; урок-экскурсия по познанию мира во 2 классе на тему: «Астана – столица нашей Родины», урок-сказка «В гости к Мухе - Цокотухе» по математике во 2 классе на тему «Прием вычитания числа из суммы».
Использование технологии нестандартных уроков способствует формированию умения учиться. Ведь такие уроки повышают интерес учащихся к предмету, развивают познавательную активность, учат их самостоятельно искать выход из различных проблемных ситуаций и формируют положительные мотивы к учебной деятельности.
Как с большей эффективностью провести нестандартный урок?
Он обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят.
В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе, он анализирует ответы, предположения детей и незаметно ведёт их к решению проблемы.
Различаются следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок и т.п.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, панорама, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
6. Интегрированные уроки.
7. Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Рекомендации:
1. Нестандартные уроки желательно использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.
4. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков.
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Соотношение традиционных и нестандартных форм уроков
Элементы | Традиционный урок | Нестандартный урок |
Концептуальная основа | Недостатки: субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом | Достоинства: субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися. |
Содержательная часть |
Цели | Достоинства: формирование знаний, умений и навыков | Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся |
Содержание учебного материала | Достоинства: наибольший объем информации, систематичность | Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. Недостатки: меньший объем изучаемого материала |
Процессуальная часть | Достоинства: четкая структура урока. Недостатки: шаблонность, однообразие | Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности. Недостатки: большие затраты времени |
Организация учебного процесса | Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления | Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления |
Методы и формы учебной деятельности школьников | Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя | Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя |
Методы и формы работы учителя | Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками | Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя |
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала. Диагностика учебного процесса | Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения Недостатки: слабая обратная связь | Достоинства: сильная обратная связь Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения |
Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
1. Подготовительный
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д).
2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)
Первый этап.
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап.
Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп. Очевидно, что рассмотренные частности - это только ориентиры, наметки для педагогического творчества. Но они помогают начать, устанавливая некоторые "точки опоры". Более подробное ознакомление с не совсем обычными методами обучения и уроками, которые распределены в соответствии с известной классификацией, позволит выбирать все новые и новые основания для учебной деятельности.
Нестандартные уроки – это один из путей, который реализует познавательный интерес школьника, реализует поисковую активность в разного вида творчестве, вовлекает в процесс «открытия» новых знаний, помогает в решении задач проблемного характера.
Нетрадиционные формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
Существует огромное число используемых либо пока еще не апробированных разнообразных нестандартных форм уроков (это дело ближайшего будущего). Но все они имеют общее значение – привлечь внимание учащихся, повысить их работоспособность, увеличить результативность урока.
Нестандартные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Главное – огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют знания.
Таким образом, в свете новых требований к школе учителя ищут такие формы, которые наилучшим образом способствовали бы их решению. В данной работе приведены формы, применяемые мною на уроках в начальных классах.
Исходя из личного опыта и результатов работы, хочу выразить свои мысли по организации и проведению нестандартных типов урока:
– требуется творческий подход от учителя, необходима тщательная подготовка к уроку, возможна предварительная работа с учащимися;
- выбор типа урока требует учета возрастных особенностей детей, уровня их развития;
- нестандартные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто, однако, должна быть определенная система в их проведении;
- не всегда и не все содержание материала темы или тем может быть представлено в игровой форме, но это можно сделать на отдельном этапе урока;
– нестандартные типы уроков призваны обеспечить творческое применение знаний, дают возможность расширить образовательное пространство;
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Учителю всегда приходиться искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными, а значит, разработка таких уроков развивает творческий потенциал не только школьников, но и самого педагога.
Используемая литература
1. Балмагамбетова Г.Е. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа Казахстана. 2006 г. № 2.
2. Бектурганова А.А. Дидактические игры как средство повышения эффективности уроков//Начальная школа Казахстана. 2005 г. №3
3. Васильева А.П. Личностно-ролевая форма организации учебного процесса //Преподавание в начальных классах по всем предметам. Алматы.2008 №6
4. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках //
Начальная школа. 2007 г. № 6.
5. Жунисбекова Е.А. Виды нетрадиционных методов обучения//Начальная школа Казахстана. 2004 г. №1
6. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа Казахстана. 2006 г. № 12.
7. Каражигитова Е.А. Технологии развивающего обучения//Начальная школа Казахстана. 2002 г. №2
8. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа Ростов-на-Дону «Феникс», 2003 г.
9. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 2000 г.
10. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 2001 г.
11. Активизация познавательной деятельности младших школьников.
Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. 2001 г.
12. Интернет ресурсы.