СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад о освоении ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                 ТРИЗ в ДОУ

      Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

     Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер —родом из Баку изобретатель и писатель-фантаст. Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

     ТРИЗ - педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности

Просмотр содержимого документа
«Доклад о освоении ТРИЗ»





Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11города Беслана» Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания.





Доклад: «Освоение содержания и методов технологии ТРИЗ»







Воспитатели:

Гариева Джульетта Зелимхановна

Ахсарова Зарина Казбековна

2017 г.




























































ТРИЗ в ДОУ

Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер —родом из Баку изобретатель и писатель-фантаст. Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

ТРИЗ - педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности

В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка». Основная задача использования ТРИЗ – это привить ребёнку радость творческих открытий.

Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).





       Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Занимаясь в детском саду по технологии ТРИЗ, дети знакомятся с миром и учатся мыслить самостоятельно, решая поставленные перед ними задачи. Приведем для вас примеры игр ТРИЗ для дошкольников, чтобы вы могли яснее понять суть этой методики.

Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем. Вся эта система обучения основывается на мировом опыте. Разработано огромное количество различных

изобретательских задач, к решению которых ребенка должен аккуратно и грамотно подтолкнуть преподаватель.

         Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно -  мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.   Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

        В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка.





Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие  

    ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.

        Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

   Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. 
     Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. 
    Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. 
    ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм



решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется идеальный конечный результат; выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

1. Игра «Теремок». Кроме того, что она развивает аналитические способности ребенка, при помощи этой игры можно научиться сравнивать, выделяя общее и находя различия. Использовать для игры можно игрушки, картинки или любые другие, окружающие вас предметы.

Правила игры. Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

- Кто в теремочке живет?

- Я, пирамидка. А ты кто?

- А я – кубик-рубик. Пусти меня к себе жить?

- Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

2. Игра «Маша-растеряша». Тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.

Правила игры. Один из детей берет роль Маши-растеряши, остальные детки ведут с ней диалог:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла ложку (либо что-нибудь другое). Чем я теперь кашку кушать буду?

Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки. Самый лучший ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.





3. Игра «Красная шапочка». Развивает детское воображение. Для этой игры необходимо приготовить бумагу и фломастеры.

Правила игры. Вспоминаем тот момент в сказке, когда волк пришел к бабушке. И придумываем вместе с ребенком, как бы могла спастись бабушка. Например, она превратилась в вазу с цветами. Теперь рисуем эту самую вазу, с головой и руками бабушка. Одного из ребятишек выбираем «бабушкой», остальные разговаривают с ним:

- Бабушка, а почему ты такая прозрачная?

- Чтобы видеть много ли я съела.

И все в том же духе, объясняя в игре все «странности» бабушки. Затем обдумываем вариант бабушкиного спасения от волка, к примеру, цветы из

вазы отхлестали волка, вода вылилась на него, ваза разбилась и уколола серого осколками, а потом склеилась и т.д.

Помимо игр существуют еще и обычные вопросы, разного уровня сложности. Перед ребенком ставится цель, которую он должен осуществить. Как пронести воду в решете? Не многие родители знают ответ на этот вопрос, а вот малыши, обучающиеся по методу ТРИЗ, скажут, что воду для начала нужно заморозить.

Программа обучения в детском саду, имеющая в себе игры с элементами ТРИЗ обычно идет «на ура».

Думаем и вам самим понравились те упражнения, которые мы здесь рассказали. Согласитесь, не сложно,но зато как полезно и увлекательно