Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко» муниципального образования
городской округ Симферополь
Республики Крым
Доклад
на тему: «О деятельности школьного методического объединения математики»
Подготовила:
руководитель ШМО учителей математики
Шалугина Н.В.
г. Симферополь,
2021 г.
Школьное методическое объединение насчитывает 12 учителей математики, из них 6 учителей высшей категории, 2 учителя первой категории и 4 молодых (малоопытных) специалиста.
Одной из главных задач обучения математики - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися практическими навыками, которые нужны в повседневной жизни и для дальнейшего образования. Поэтому работа учителей математики школы основана на постоянном поиске новых приемов, средств и методов обучения, критической оценки результатов своего труда, готовности поделиться положительным опытом с коллегами.
За период с 2018 по 2021 год учителя математики работали над следующими проблемами:
1.«Повышение мотивации учащихся к обучению в условиях реализации ФГОС»;
2.«Система контроля достижений образовательных результатов обучающихся»;
3.«Современные требования к качеству урока – ориентиры на обновление содержания образования».
Для решения данных вопросов перед учителями были поставлены следующие цели:
1. Совершенствование системы контроля достижений образовательных результатов обучающихся и создание базы ФОС.
2. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, создание условий для их личностного развития и повышения квалификации.
3. Повышение качества образовательного процесса с помощью:
- применения информационно-коммуникационных технологий в урочном процессе и внеурочной деятельности;
- осуществления компетентностного подхода в обучении и воспитании;
- формирования положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
- обеспечения усвоения обучающимися обязательного минимума содержания основного, среднего (полного) общего образования на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта;
- работа с обучающимися по подготовке к сдаче выпускных экзаменов в формате ГИА (ОГЭ, ГВЭ, ЕГЭ);
4.Повышение теоретических и практических знаний педагогов в области методики проведения современного урока с использованием цифровых технологий и ресурсов учебных онлайн-платформ.
И задачи:
1. Осваивать информационные технологии для решения профессиональных задач. Использовать информационную и техническую поддержку при подготовке к занятиям и различным видам внеурочной деятельности; внедрять интерактивные методики в процесс преподавания, практиковать обмен опытом, обзоры методической литературы; посещать образовательные сайты Интернета для учителей; повышать квалификацию путём самообразования, саморазвития.
2. Работать над повышением успеваемости и качества знаний по предмету: применять современные, инновационные методы обучения; вести целенаправленную работу по ликвидации пробелов знаний учащихся; вести работу по подготовке учащихся к ГИА (ОГЭ , ГВЭ и ЕГЭ).
3. Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся в изучении математики . Для этого вести работу по следующим направлениям: осуществлять дифференцированный подход в изучении предмета ( разноуровневые контрольные работы, тесты, творческие домашние задания и т. п.); готовить учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предмету; планировать внеклассные мероприятия по предмету ; организовывать творческие конкурсы учащихся.
4.Создать условия для изучения педагогическим коллективом основ работы в дистанционном режиме, дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
5.Организовать ознакомление обучающихся с учебными онлайн-платформами;
6. Расширить области использования информационных технологий при проведении уроков с учетом возможностей информационно-образовательной среды «ЯКласс», «Российская электронная школа», «Учи.ру» и т.д. для самостоятельного поиска и обработки информации школьниками;
В ходе методической работы часть целей была достигнута: создан фонд оценочных средств, достаточно активно проводится работа на учебных онлайн платформах. Тем не менее, как показала жизнь, а в частности, антиковидные ограничения, невозможно учителю повышать свою квалификацию только путем саморазвития, без живого взаимообмена опытом, без взаимопосещения уроков, без всеобщего обсуждения современных методик и практик. Уверена, что в ближайшее время мы уже вернемся к проведению мастер-классов, круглых столов и других эффективных форм методической работы.
За прошедший период наши учителя прошли следующие курсы (помимо основных, стандартных):
№ | Ф и о учителя | Название курсов, дата прохождения, продолжительность (часов) |
| Кондрашова Е.П. Шалугина Н.В. | «Инновации в школьном естественнонаучном и инженерно-математическом образовании: межпредметные технологии и опыт инженерно-проектировочной деятельности» |
| Гуцалюк Ю.С. Лобачева Т.Т. | «Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса» |
| Лобачева Т.Т. | «Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения» |
| Мартыненко Т.А. | « Образовательные технологии Учи.ру как инструмент повышения интереса ребёнка к учебе» |
| Шевель И.А. | «Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта» |
| Шевель И.А. | «Формирование предметных и метапредметных компетенций у учащихся основной школы на уроках математики» |
| Шевченко Ю.Д. | «Методика эффективной подготовки к заданиям с развернутым ответом профильного уровня. Задание 13. Основные типы заданий, разбор возможных затруднений при их выполнении» |
| | Методика эффективной подготовки к заданиям с развернутым ответом профильного уровня. Задание 15. Основные типы заданий, разбор возможных затруднений при их выполнении» В объеме 2 часа |
Что говорит о том, что наши учителя стремятся повышать свой уровень педагогических компетенций, т. е. есть кому делится опытом и есть с кем делится опытом. Также за период с 2018 по 2021 годы учащиеся под руководством наших учителей результативно участвовали в конкурсах разных уровней и олимпиадах:
Название конкурса, олимпиады | Уровень | Данные участников (Ф. И., класс) | Результат | Ф. И. О. руководителя |
Всероссийская олимпиада по математике | Муниципальный | | Победитель 43призер 19 | Гуцалюк Ю.С. Жидков С.И. Кондрашова Е.П. Лобачева Т.Т. Шевченко Ю.Д. Мартыненко Т.А. |
Всероссийская олимпиада по математике | Региональный | | Победитель 4 Призер 25 | Гуцалюк Ю.С. Жидков С.И. |
Будущие исследователи будущее науки | Муниципальный | | Призер 15 | Жидков С.И. Гуцалюк Ю.С. |
Покори»Воробьёвы горы» | федеральный | | Победитель 2 Призер 1 | Жидков С.И. |
Олимпиада «Физтех» по математике | федеральный | Учащиеся 11 классов | 1 место – 3 Призёр - 21 | Жидков С.И |
Олимпиада «Ломоносов» по математике | федеральный | Учащиеся 11 классов | Победитель 1 Призёр 1 | Жидков С.И |
Региональный физико- математический бой в г.Севастополе | Региональный | 1.Команда 10-11 классов 2.Команда 8-9 классов | I место II место | Жидков С.И. |
Турнир Юных математиков г.Симферополя | Муниципальный | Команда 8 класса | I место | Жидков С.И. |
Онлайн олимпиады(Учи.ру, Фоксфорд+ Кенгуру | Всероссийский, Международный | | Победитель 30 Призер 36 | Шалугина Н.В. Лобачева Т.Т. Мартыненко Т.А. Кондрашова Е.П. Дынту Е.И. |
Математический бой | Муниципальный | Команда учащихся 8-х классов | призер | Гуцалюк Ю.С. |
ΧΙΙΙ муниципаль-ный конкурса-игра «Математик-лингвист»(2 года подряд) | Муниципальный | | призер | Кондрашова Е.П. |
«Геометрия Симферополя» | Муниципальный | Команда учащихся 8-х классов | призер | Токарь Н.Э. |
Среди учителей нашей кафедры на сегодняшний день 6 экспертов по проверке ГИА в 9-х классах, 3 эксперта по проверке ГИА в 11-х классах, 2 члена жюри ВОШ муниципального уровня, 1 член жюри ВОШ регионального уровня, а также учителя постоянно принимают участие в работе жюри различных муниципальных конкурсов. За активную работу наши педагоги награждались грамотами, дипломами, благодарственными письмами, сертификатами:
№ | Педагог, ф.и.о. | Награда, поощрение |
1. | Мартыненко Т.А. | 4 |
2. | Шевель И.А. | 7 |
3. | Шалугина Н.В. | 6 |
4. | Жидков С.И. | 5 |
5. | Гуцалюк Ю.С. | 3 |
6. | Лобачева Т.Т. | 5 |
7. | Токарь Н.Э. | 1 |
8. | Шевченко Ю.Д. | 3 |
9. | Кондрашова Е.П. | 1 |
Также педагоги принимают участие в семинарах, вебинарах, конференциях и проектах:
Название конкурса, семинара, конференции и проекта | Ф.И.О. педагога | Результат |
Участие в вебинаре: «Подготовка к итоговой аттестации в условиях дистанционного обучения»; | Лобачева Т.Т. | Сертификат участника вебинара ( 2ч. 07.05.20г . «Бином. Лаборатория знаний») |
Участие в вебинаре: «Организация итогового повторения с помощью онлайн ресурсов» | Лобачева Т.Т. | Сертификат участника вебинара ( 2ч. 06.05.20г. г.Москва. АО издательство «Просвещение») |
Участие в вебинаре «Подготовка школьников к ЕГЭ. Формирование умений решения текстовых задач с экономическим содержанием» | Лобачева Т.Т. | Сертификат участника вебинара (2ч. 06.05.20г. г.Москва. АО издательство «Просвещение») |
Мастер-класс на тему «Создание цифровой среды на уроке в современной школе» | Шевель И.А. | Сертификат участника (3.12.2019г 3 часа) |
Телепроект «Домашнее задание» 1 Крымский телеканал. Видеоуроки по геометрии 10-11 класс | Жидков С.И. | |
Семинар « Приобщение школьников к математике» (27.11.2019г.) | Мартыненко Т.А. | |
Вебинар «Организация итогового повторения с помощью онлайн ресурсов» (06.05.2020г) | Мартыненко Т.А. | Сертификат участника |
ВОШ муниципальный этап, член жюри | Жидков С.И | член жюри |
ВОШ Региональный этап, член жюри | Жидков С.И | член жюри |
Старший эксперт по проверке работ ЕГЭ и ОГЭ | Жидков С.И | Старший эксперт |
VIIIмуниципальный конкурс для молодых и малоопытных педагогов «Педагогический дебют» (апрель-май 2019 г) | Шевченко Ю.Д. | IIместо в номинации «учителя математики», |
Конкурс «Геометрия Симферополя» | Кондрашова Е.П. | Член жюри |
Семинар-практикум «Школа молодого учителя» (декабрь 2018 г). | Шевченко Ю. Д. | сертификат |
Семинар «Построение школьного курса алгебры 7, 8, 9, 10, 11 в новых учебниках А. Г. Мордковича на основе приоритетности функционально-графической линии» (ноябрь 2018 г). | Шевченко Ю. Д. | сертификат |
Семинар «Инновации в школьном естественнонаучном и инженерно-математическом образовании: межпредметные технологии и опыт инженерно-проектировочной деятельности» (ноябрь-декабрь 2018 г). | Шевченко Ю. Д. | сертификат |
VIII муниципальный конкурс для молодых и малоопытных педагогов «Педагогический дебют» (апрель-май 2019 г) | Шевченко Ю.Д. | I место в номинации «учителя математики», III место в суперфинале |
Построения школьного курса алгебры 7,8,9,10,11 классов в новых учебниках А.Г.Мордковича на основе приоритетности функционально графической линии 14.11.2018 | Токарь Н. Э. | посещение |
Инновации в школьном естественнонаучном и инженерно-математическом образовании | Токарь Н.Э. | посещение |
«Инновации в школьном естественнонаучном и инженерно-математическом образовании: межпредметные технологии и опыт инженерно-проектировочнойдеятельности» | Лобачева Т.Т. | Участие в семинаре (29.11.-01.12.) |
«Эффективная информационно-образовательная среда-залог высокого качества образования» | Лобачева Т.Т. | Участие в семинаре (8 часов) |
Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса | Шевель И.А. | 18.08.20 сертификат «Олимпиум» |
Образовательные технологии Учи.ру как инструмент повышения интереса ребенка к учебе | Шевель И.А. | 03.11.20 сертификат uchi.ru |
Методика эффективной подготовки к заданиям с развернутым ответом профильного уровня. Задание 13. Основные типы заданий, разбор возможных затруднений при их выполнении. | Шевель И.А. | 03.11.20 сертификат Э-2020-11-57808 «Легион» |
Конференция Яндекса о людях и технологиях в образовании | Шевель И.А. | 10.11.20 сертификат |
Методика эффективной подготовки к заданиям с развернутым ответом профильного уровня. Задание 15. Основные типы заданий, разбор возможных затруднений при их выполнении. | Шевель И.А. | 10.11.20 сертификат Э-2020-11-062978 «Легион» |
Цифровые инструменты учителя для организации обратной связи в дистанционном пространстве | Шевель И.А. | Сертификат |
Вебинар «Портфолио современного учителя:создаём эффективную презентацию с помощью инфографики» | Шевель И.А. | Сертификат № 1002211001 от 10.02.2021г. |
Конференция Яндекса о людях и технологиях в образовании | Шалугина Н.В. | 10.11.20 сертификат |
Ф. И. О. автора | Название статьи, брошюры, книги | Издательство, сайт |
Лобачева Т.Т. | Технологическая карта урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | Инфоурок. Ноябрь 2020г |
Лобачева Т.Т. | «Задачи на вероятность. Подготовка к ЕГЭ». «Самостоятельная работа по тригонометрии.10 класс». «Итоговая контрольная работа по алгебре. 7 класс». «Подготовка к ЕГЭ». | httpHYPERLINK "https://multiurok.ru/"sHYPERLINK "https://multiurok.ru/"://HYPERLINK "https://multiurok.ru/"multiurokHYPERLINK "https://multiurok.ru/".ru/ свидетельство о публикации – MUF1163880, MUF1163900, MUF1163893, MUF1163857 26.05.19г. |
Лобачева Т.Т. | https://multiurok.ru/tomchik60/ | Опубликованы: тест «Признаки делимости» (5 класс), тест «Сложение и вычитание векторов»(8 класс), С.Р. «Построение вектора суммы и вектора разности».(8 класс). |
Шевель И.А. | Отрицательные числа и модуль числа | Infourok.ru 04.11.2020 ЙЯ01731101 |
Учебно-методическое обеспечение преподавания математики
Образовательные организации для использования при реализации образовательных программ выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников (приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254); учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
Учебники по математике в общеобразовательных организациях Республики Крым полностью соответствуют ФГОС для 5-11-х классов, входят в завершенные линии, соблюдают преемственность с уровнем начального общего образования, входят в состав разработанных учебно-методических комплексов
Таблица 2. Учебники и программы по математике.
№ | Учебники | Сборники рабочих программ |
5-6 классы |
| Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. И др. «Математика 5 класс», «Математика 6 класс», − М.: Просвещение | Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразов. организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014 (2016, 2018).- 80 с., |
7-9 классы |
| Макарычев Ю.Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И. И др. «Алгебра 7 кл.», «Алгебра 8 кл.», «Алгебра 9 кл.» − М.:Просвещение (базовое изучение) | Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014 (2016, 2018). Алгебра. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016 (2016, 2018). |
| Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 кл. – М.: Просвещение (базовое изучение) | Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014 (2016, 2018). Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016(2018). |
10-11 классы |
| Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс», «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс». – М.: Просвещение (базовое и профильное изучение) | Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016 (2018). |
| Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11 кл. – М.: Просвещение (базовое и профильное изучение) | Геометрия. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций/ сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016 (2018). |