СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад об исследовательской работе социологического характера "Взаимосвязь системы общего и специального образования в представлении учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа моей ученицы заняла II место в районной научно-практической конференции

Просмотр содержимого документа
«Доклад об исследовательской работе социологического характера "Взаимосвязь системы общего и специального образования в представлении учащихся"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Кожурлинская средняя общеобразовательная школа»




районная научно - практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»


Секция «социально-историческая»




Взаимосвязь системы общего и специального образования в представлении учащихся


Доклад об исследовательской работе

социологического характера





Автор: Дьяченко Елена Сергеевна

МКОУ «Кожурлинская средняя школа», 11 класс,

с. Кожурла Убинского района Новосибирской области

Научный руководитель:

Ласковец Анастасия Николаевна,

учитель истории и обществознания

Контактный телефон руководителя:

8-960-783-32-92





с. Кожурла, 2019

Оглавление Введение……………………………………………………………………………………….. 3 Глава I. Теоретические аспекты образования……………………………………………..4

1. 1. Понятие «образование»…………………………………………………………………..4

1.2. Современные тенденции в образовании………………………………………………..7

Глава II. Анализ анкет учащихся 8-11 классов, раскрывающих их представления о системе образования…………………………………………………………………………..10
2.1 Анализ анкет 8-9 классов………………………………………………………………...10

2.2. Анализ анкет 10-11 классов……………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………………………….15Список используемой литературы………………………………………………………….17

Приложения……………………………………………………………………………………18























Введение

Современное образование – тема актуальная, широко обсуждаемая. Одна из проблем, постоянно звучащая, в том числе и в СМИ – это отношение учащихся к занятиям в школе, к чтению книг, к своему образованию и т. д. Широко распространено мнение, что большая часть учеников не сознательно относятся к обучению в школе, не нацелены на получение знаний, приобретений компетенций, а большую часть времени проводят в гаджетах и не думают о своем будущем в профессии. Мне стало интересно это проверить.

Во-первых, я сама являюсь выпускницей, и мне интересно узнать, что думают о своем образовании мои сверстники. Во-вторых, я хочу в дальнейшем связать свою жизнь с педагогикой. Поэтому мне интересно узнать, как ученики относятся к общему образованию, особенно на примере моей школы.

Многие педагоги пытаются найти пути решения проблем, существующих в области образования. Одна из проблем – это качество знаний выпускников, степень их образованности после завершения общего образования. Я попытаюсь найти возможную причину этого явления. Другая значимая проблема, стоящая перед выпускниками – это выбор будущей профессии. Существует мнение, что многие выпускники школы до последнего не могут определиться с будущей профессией, а, следовательно и с учебным заведением. Отсюда подготовка к экзаменам по выбору начинается поздно. В своей работе я попробую это проверить.

Цель моей работы: выявить представления учащихся о системе общего и специального образования, выяснить прослеживается ли связь между этими ступенями образования.

Задачи:
1) Изучить литературу, раскрывающую тему образования.

2) Разработать анкету для исследования представлений учащихся о системе образования.

3) Провести анкетирование среди учащихся 8-11 классов.

4) Проанализировать данные анкет и сделать выводы на основе полученных данных.

В качестве источников для раскрытия темы я буду использовать данные анкет 8-11 классов моей школы. Эти классы выбраны, как наиболее приближенные к моменту окончания школы, ведь некоторые завершают общее образование на ступени основного общего образования.

Изученная литература отражена в списке литературы, сам процесс образования учеными исследован достаточно широко, но именно выбранная мной тема имеет большой исследовательский потенциал, так как педагоги отмечают, что каждое новое поколение по-разному относиться к своему образованию.

Глава I. Теоретические аспекты образования.

  1. 1. Понятие «образование»

Слово «образование» знакомо всем. Каждый сможет дать ему примерное определение. В толковых словарях мы можем найти его краткое обозначение. Например, в словарях Д. Н. Ушакова, С. И. Карантинова дается схожее определение, что «образование - это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение»1, «это получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение»2.

В педагогических словарях это понятие раскрывается полнее. Например, «образование – это процесс и результат становление «образа» человека, то есть его личности на базе усвоения культуры и накопленных человечеством опыта, знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование). Как процесс включает в качестве ведущих компонентов обучение, воспитание, развитие, здоровье сбережение, социальную адаптацию».3

В федеральном законе «Об образовании в РФ» (№273 - ФЗ от 29.12.2012) указано следующее понятие: «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

П.И. Пидкасистый в своей работе «Психология и педагогика» рассматривает образование как педагогический процесс, состоящий из обучения, воспитания и развития человека. В результате этого процесса формируется образованность - интегративный результат образования.

То есть в широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.

Курс обществознания раскрывает образование в трех основных аспектах:

  • как систему знаний;

  • как процесс обучения и формирования знаний;

  • как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.

Отсюда видно, что общее и профессиональное образования тесно связанны и являются социальными институтами, которые наряду с прочими занимаются становлением личности, и как следствие помогают достичь успеха в жизни.

   Исследователи выделяют ряд важнейших функций образования: во-первых, это обучение, то есть передача накопленных человечеством знаний, во-вторых, это воспитание, развитие духовности человека, в-третьих, социализация, то есть приобщение человека к жизни в социуме, к определенным правилам, нормам жизни общества. Еще одной функцией является подготовка профессиональных кадров, что имеет большое значение не только для отдельной личности, но и для государства в целом. Всё это ещё раз подтверждает тесную связь общего и профессионального образования.

Многие исследователи рассматривают образование в качестве социального института. Пидкасистый П.И. полагает образование гуманитарной сферой, создаваемой обществом для успешной самореализации индивида. И.И. Катанаев в работе, опираясь на научные построения Б. Малиновского, использует результаты его «Функциональной теории» и излагает структурно-функциональный подход к трактовке образования как социального института.

И.И. Катанаев, опираясь на работу А. Радлиффа - Брауна, выделил следующие признаки образования как социального института: профессиональная иерархически выстроенная структура, материальная база, правила и нормы поведения, миссия (цель), территориальная упорядоченность, временная детерминация. Эти перечисленные элементы взаимообусловлены и взаимоопределены. Образовательному институту свойственна собственная сопротивляемость, определяемая традициями, следовательно, присуща некоторая устойчивость и даже инертность. Образование хоть изменяемая система, но его главные постулаты остаются неизменными.

Образование как комплекс специальных учреждений состоит из: дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений среднего специального образования, учреждений высшего профессионального образования, послевузовского образования. Сюда же входят частные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, а также самообразование (самостоятельное обучение). Из этого мы можем сделать вывод, что общее образования это далеко не полное образование, это фундамент для получения дальнейшего образования и дальнейшего развития. Для успешного освоения профессионального образования необходимо иметь хорошую базу.


В.П. Зинченко в работе «О целях и ценностях образования» рассуждает о ценностях образования, ценности образования должны быть тождественны общим ценностям, но при этом они должны специфично преломляться и воплощаться. Институт образования должен участвовать в формировании и поддержании духовных, интеллектуальных и социальных измерений человеческой жизни. Функции образования как социального института: общественная (поддержание социальной стабильности приведение в соответствие поведения членов социальных групп образцам социальных ролей), экономическая (образование социально-профессиональной структуры общества), социальная (формирование социализированной личности, стимулирование социальной мобильности) и культурная (развитие материальной и нематериальной культуры различных групп общества, создание образовательного уровня и т.д.).

Анализируя все выше изложенное, необходимо отметить, безусловно, важное место образования в жизни общества. Образование это одно из самых главных составляющих в дальнейшем развитии и процветании государства. Так как образование представляет собой систему, взаимосвязь общего и профессионального образования очевидна.




















1.2. Современные тенденции в образовании.

В стандартах нового поколения, в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) заложены, на мой взгляд, две важнейшие идеи. Первая - это преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. А вторая – это то, что сегодня учащемуся нужно в большей степени не готовые знания, а определенные компетенции, важнейшие из которых, по-моему, мнению, это поиск нужной информации и её критическое осмысление.

В наше время существует широкий доступ ко всей необходимой информации, в первую очередь благодаря сети Интернет, но представленная там информация иногда противоречива, поэтому нужно уметь её критически воспринимать.

Бурное развитие техники, науки, технологий в наше время выдвигает определенные требования к человеку, который хочет быть конкурентоспособным на рынке труда. Такой человек должен постоянно заниматься своим развитием, усовершенствовать свои умения, приобретать все новые знания. Отсюда в XXI веке приобрела популярность идея непрерывного образования. Смысл идеи заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель непрерывного образования.

Идея непрерывного образования издавна привлекала к себе внимание выдающихся умов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский также говорил о том, что человек должен и будет учиться всю жизнь4. Однако только во второй половине XX в. условия социально-экономического развития человечества, быстрое увеличение объема информации и получаемых знаний позволили перейти к процессу реализации идеи непрерывного образования в образовательную практику.

Одна из основных целей непрерывного образования – расширение образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение жизни. Это значит, что образование это процесс бесконечный и что человек должен пополнять свои знания, полученные в школе всю свою жизнь. Непрерывное образование часто приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения. Однако это напрямую касается и выпускников, ведь многие так и не найдя для себя подходящей профессии или учебного заведения, становятся безработными, и как следствие образуется прослойка социально не защищенных граждан, которые тянут экономику страны вниз.

Основной путь получения образования – это обучение (которое нам предоставляют субъекты образования) и самообучение, самообразование. Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных заведений, без помощи преподавателя. В самообразовании зачастую выделяет два момента, две направленности. Первая - это целенаправленная деятельность вовне, переосмысление окружающей действительности и своего места в ней. И вторая – направленность внутрь – самообогащение, самопознание, саморазвитие.

Непрерывное образование предполагает включенность в него субъекта, меняющегося, совершенствующегося, обучающегося, приобретающего новый опыт, новые качества и новое отношение к окружающей действительности. Таким образом, в непрерывном образовании на первый план выдвигается идея самообразования и самовоспитания.

Экспертами ЮНЕСКО были сформулированы основные принципы системы непрерывного образования, которые отображают его цели, важнейшие из которых:

– охват образованием всей жизни человека;

– включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров до подготовки, формальных, неформальных и вне институциональных форм образования;

– вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, после школьным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);

– акцент на самоуправление; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;

– индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний, их качества; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;

– динамичный подход к знаниям – способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов;

Таким образом, современная система непрерывного образования превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая переплетена со всеми другими областями общественной жизни.
































Глава II. Анализ анкет учащихся 8-11 классов, раскрывающих их представления о системе образования.

2.1 Анализ анкет 8-9 классов

Анкета, разработанная мной, состоит из 11 вопросов с разными видами вопросов (см. прил. 1). В большинстве вопросах были предложены варианты ответов, для удобства анализа. Значимость школьного образования предлагалось обозначить в баллах. Для того чтобы получить максимально объективную информацию, анкетирование было анонимное. Чтобы никто не стеснялся честно ответить на вопросы. Всех принявших участие в анкетировании я разделила на 2 группы, в соответствии с той ступенью образования, на которой они находятся в данный момент: 8-9 кл. – основное общее образование, 10-11 кл. – среднее общее образование. Начну анализ с категории учащихся 8-9 классов.

Всего в анкетирование в этой категории приняло участие 27 человек, из них 16 юноши и 11 девушек.

Анализируя данные, я ставила перед собой 3 ключевых вопроса:

Во-первых, выяснить представление учащихся об образовании, для этого я использовала ответы на вопросы №1,2,3,7.

Подавляющее большинство (88 %) ответили, что для них образование - это комплекс школьных занятий и самообразования (см. прил. 2). При этом 8% уверены, что это только школьные занятия.

Почти половина опрошенных указала, что время, которое они тратят на самообразование - это более часа (54%), почти треть (29%) тратят менее 30 мин и 17% - от 30 мин. до часа (см. прил. 3)

При ответе на вопрос о наиболее актуальных формах самообразования можно было выбирать несколько вариантов, поэтому в диаграмму (см. прил. 4) заносились суммарные данные. Самые популярные ответы – это использование интернета (39%), просмотр телепередач (23%) и чтение литературы (20 %).

Так же опрос показал, что они считают, что воспитание это часть образования, так ответили 92 % опрошенных (см. прил. 7).

Во-вторых, меня интересовало отношение опрашиваемых к общему образованию, на это нацелены вопросы №4 и №5.

Важность школьного образования нужно было оценить в баллах от 0 до 10, где 0 б. – не имеет важности, 10 б. – очень важно. Среднее арифметическое полученных баллов – 8. Самый низкий указанный балл – 0 (так ответил 1 человек), максимально возможные 10 баллов указали – 10 человек (37%).

Только 4 % признались, что занимаются в школе и готовят домашнее задание в полую силу своих возможностей. Большая часть (71%) отметили, что они стараются, но у них не всегда получается. И четверть опрошенных (25 %) признались, что иногда могут позволить себе не работать на занятиях и не готовиться дома (см. прил. 5)

И в-третьих, я пыталась выявить отношение учащихся к профобразованию, используя ответы вопросов № 6,8,9,10,11.

Большая часть опрошенных нацелена на получение высшего образования (39%), 33 % отметили, что им достаточно основного общего образования, то есть 9 классов, 20 % нацелены на получение среднего полного общего образования, и лишь 8% стремятся к получению среднего специального образования (см. прил. 6).
С будущей профессией определилась почти половина опрошенных (45%), примерно столько же рассматривают несколько вариантов будущей профессии (40%), остальные еще не определись (см. прил. 8).
Большая часть учащихся (52%) собираются в будущем работать в сфере «человек-человек», еще примерно треть (28%) – в сфере «человек-техника» (см. прил. 9).

О будущей профессии 48% знают лишь самое необходимое, 35% знают, по их мнению, все и 17% не знают ничего (см. прил. 10). При этом 59% опрошенных уже сейчас готовятся к будущей профессии (см. прил. 11). Но вопрос, как именно они готовятся, все проигнорировали.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы:

Во-первых, большая часть учащихся 8-9 классов понимают системность процесса образования, осознают важность и школьных занятий и самообразования. Воспитание воспринимается опрошенными как часть образования.

Во-вторых, большая часть учащихся нацелена на получение высшего профессионального образования, определились с будущей профессией, о которой уже знает некоторую информацию и пытается уже на данном этапе к ней подготовиться.

В-третьих, были обнаружены ряд проблем.

25% опрошенных признают, что не всегда готовятся к занятиям и работают на уроке.

Основные формы выбранного самообразования – это Интернет и телепередачи, а это представляет определенную трудность. Интернет представлен огромным количеством хаотично расположенной информации и при этом ещё не всегда правдивой, что зачастую приводит к дезинформации, либо к растерянности от большого количества информации, которую целиком освоить, никогда не получиться, а для систематизации и выделения главного необходимы определенные умения.

О будущей профессии почти половина опрошенных (48 %) знает только минимальную информацию, а это чревато в будущем профессиональным разочарованием, так как человек не знает всех плюсов и минусов будущей профессии, может, поэтому окончившие учреждения профессионального образования зачастую идут работать не по специальности.































2.2 Анализ анкет 10-11 классов

Всего в анкетирование в этой категории приняло участие 19 человек, из них 2 юноши и 17 девушек, рассматривала я аналогичные вопросы:

1)Представление учащихся об образовании.

90 % опрошенных ответили, что образование это комплекс школьных занятий и самообразования (см. прил. 12). Более половины (53%) учащихся тратят на самообразование более часа, 26 % от 30 мин. до часа и 21 % менее получаса (см. прил. 13).

Формы образования, наиболее востребованные учащимися старшей школы (см. прил. 14) – это использование Интернета (39%), чтение литературы (31%), просмотр телепередач (14%).

Воспитание понимается как часть образования подавляющим большинством (95%) (см. прил. 17).

2) Отношение к общему образованию.

Среднее арифметическое балов, указывающих важность общего образования для получения дальнейшего образования - 8,3. Наименьший из указанных ответов – это 5 баллов, так ответили 5 человек (26 %). Максимально возможные 10 баллов выбраны 6 респондентами (32%).

68 % указали, что стараются заниматься, но не всегда получается, 16 % занимаются в полную силу, и еще 16 % иногда могут не готовиться и не работать на уроке (см. прил. 15).

3) Отношение к профобразованию.

74 % учащихся нацелены на получение высшего образования, 16 % на получение среднего специального образования и еще 10 % ответили, что им достаточно 11 классов (см. прил. 16). При этом большая часть (42%) до сих пор имеет несколько вариантов будущей профессии, 32 % вообще не определились, и лишь 26 % точно знают, кем они хотят стать (см. прил. 18).

Наиболее популярные ответы на вопрос о будущей трудовой сфере: 32 % ответили, что планируют работать в сфере «человек-человек», 23% - в сфере «человек – знаковая система», в сфере «человек-техника» - 18% (см. прил. 19) .
26 % ответили, что ничего не знают о будущей профессии, 42 % знают минимальную информацию и только 32 % полностью представляют свою будущую профессию (см. прил. 20). Большая часть (63%) никак не готовиться к будущей профессии (см. прил. 21). Оставшаяся часть ответила, что готовиться, но вопрос как именно проигнорировала.

Итак, по результатам анкетирования большинство учащихся 10-11 кл., также как и 8-9 кл., видят образование как комплекс школьных занятий, самообразования и воспитания, так же отмечается важность общего образования для дальнейшего обучения. Средний бал, характеризующий важность школьного образования у учащихся 10-11 кл. чуть выше 8, 3 (в сравнении с 8 балами у 8-9 кл.).

Как оказалось 53% старшеклассников тратят на самообразование более одного часа (в категории 8-9 кл. практически то же значение – 54 %), что очень хорошо, учитывая большую загруженность в школе и домашнее задание. Но проблема в том, что главным источником для 39% (также как и для первой категории) опрошенных является интернет. Вторая по популярности форма самообразования (в отличие от 8-9 кл., где на второй позиции находиться просмотр телепередач) – чтение литературы.

Подавляющее большинство (74%) учащихся старшей школы нацелены на получение высшего образования, это намного больше, чем у учащихся 8-9 кл. (39%).

Выбор будущей трудовой сферы у 10-11 кл., разнообразнее. На первом месте в обеих группах стоит сфера «человек - человек». Если на втором месте у 8-9 кл. стоит сфера «человек - техника», то у 10-11 кл. – «человек - знаковая система» (которая у первой категории опрошенных не популярна – 4 %). Работать с техникой планируют 18% учащихся 10-11 кл. Учащиеся старшей школы в большей степени отдают предпочтение сфере «человек-природа» (13% против 4 % в 8-9 кл.).

Больше половины опрошенных 10-11 кл. (63%) указали, что они не как не готовятся к будущей профессии, в отличие от 8-9 кл., где 59% отметили, что они готовятся. Но напомним, все респонденты, ответившие, что они готовятся к будущей профессии, не ответили, как именно они готовятся.

Основная проблема в том, что будущие выпускники в большей степени ещё не определились с профессией, при этом рассчитывая на получение высшего образования, зная о будущей профессии только её общие характеристики и что им нужно сдавать для поступления в учебное заведение. Зачастую это приводит к не правильному выбору профессии, и как следствие и нежелание обучаться данной профессии.







Заключение

В процессе работы над моей темой я последовательно выполнила поставленные перед собой задачи: я изучила литературу, необходимую для раскрытия моей темы, связанной с процессом образования, самостоятельно разработала анкету для исследования представлений учащихся о системе образования, провела анкетирование среди учащихся 8-11 классов и, проанализировав данные анкет, я пришла к ряду выводов.

Данные проведенной мною анкеты совпадают с теоретическим материалом, а это значит что у учащихся 8-11 классов, принимающих участие в анкетировании, правильное представление о системе и структуре образования. И как показали результаты, они видят прямую зависимость общего и профессионального образования, при этом они понимают, что общее образование это лишь необходимая основа, а их дальнейший успех зависит от них, непрерывности их образования и самообразования.

Обе группы опрошенных готовы тратить свое время на самообразование, большая часть и 8-9 кл. и 10-11 кл. тратят более часа, что учитывая большой объем школьных занятий и домашней работы, очень хорошо. В качестве самой распространенной формы самообразования выступает Интернет, что в современное время оправдано, бумажные книги стоят дорого, в библиотеках, а особенно в сельской местности, не всегда есть нужная литература, а в Интернете можно найти намного больше. На мой взгляд, трудности, возникающие при работе с интернет-источниками, указанные выше, можно преодолеть путем объяснения учащимся, как работать с Интернет-ресурсами, каким источникам можно доверять, а какие требуют проверки. Например, мне бы было интересно посещать элективный курс, посвящённый этому.

Существующая проблема, связанная с выбором профессии актуальна в большей степени именно для учащихся 10-11 классов, что, на мой взгляд, связано с их психологическим состоянием, когда тянуть дальше с выбором предметов для сдачи ЕГЭ, с будущим самоопределением нельзя, близиться момент окончания школы. Большая часть учащихся 8-11 классов планируют работать в сфере «человек-человек», что подтверждает сообщения СМИ о том, что выпускники неохотно идут в рабочие профессии.

Я считаю, что необходимо:

  1. Увеличить информированность выпускников о профессиях (проводить тематические классные часы, различные ярмарки профессий, проводить лекции, приглашать в школу представителей разных профессий и чтобы они сами рассказали о своей профессии и т.д.)

  2. Так же привлечь к этому различные высшие и средне – специальные заведений, для знакомства учеников не только с будущей профессией, но и с обучением по данной профессии. Предоставление полной и более нужной информации ( льготы, соц. программы).

  3. Ознакомить выпускника с рынком труда, а именно какие профессии нужны и востребованы в данном регионе и в стране в целом.

Полученные мною результаты могут использоваться педагогами, родителями, службами, занимающимися профориентированием.

В моем представлении выбранная мною тема имеет потенциал для дальнейшего исследования, было бы интересно сравнить данные полученные на базе моей школы с аналогичными данными района, области, страны. А также через 2 года провести пободное анкетирование в 10-11 классах (нынешние 8-9 кл.) и посмотреть, поменялось ли что-нибудь в их представлении об образовании и их отношении к будущему профессиональному самоопределению.
























Список используемой литературы

  1. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. – М.: Дом Славянской книги, 2011. - 960 с.

  2. Зинченко В. И. О целях и ценностях образования. - / Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://eidos.ru/journal/1999/0330-04.htm

  3. Катанаев И. И. Структурно-функциональный подход к осмыслению образования как социального института. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strukturno-funktsionalnyy-podhod-k-osmysleniyu-obrazovaniya-kak-sotsialnogo-instituta

  4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / (В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.) под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 714 с.

  1. Психология и педагогика: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд.,

  2. Репина Е.Г., Драницына Е.Г. О различных подходах к трактовке понятия «образование» URL: https://publikacia.net/archive/2017/1/2/16

  3. Толковый словарь русского языка для школьников / сост. С. И. Карантинов. – М.: Дом Славянской книги, 2003. 506 с.

  4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.; Л., 1988. Т. 2. 492 с.

  5. Федеральные государственные образовательные стандарты URL: https://fgos.ru/

  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

  7. ЮНЕСКО. Международная конференция по образованию. 40-я сессия. Женева, 1986. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/77758627












Приложение 1.

Анкета

ПОЛ: Ж М Возраст: __________ Класс _______________

1)Для вас образование это?

А. Только школьные занятия Б. Школьные занятия и самообразование В. Преимущественно самообразование

2)Сколько времени в день вы тратите на самообразование?

А. 10-30 мин Б. 30мин.-1ч В. Более часа Г. не занимаюсь самообразованием.

3) Какие формы самообразования вы используете? (можно выбрать несколько ответов)

А. Чтение литературы Б. Практическая деятельность (опыты, моделирование и т. д.) В. Посещение музеев, выставок, учреждений доп. образования Г. Просмотр телепередач Д. Использую сеть Интернет (дистанционные курсы, консультации, лекции и т. д.) Е. Другое (указать что).

4) На сколько важно (по вашему мнению) школьное образование для дальнейшего профессионального образования (укажите в баллах от 0 до 10, где 0 – не имеет важности, 10 – очень важно)?

5) На сколько добросовестно вы относитесь к школьным занятиям:

А. Занимаюсь в полную силу. Б. Стараюсь, но не всегда получается. В. Иногда могу не готовиться и не работать на уроке Г. Спустя рукава.

6)На получение какого образования вы ориентированы?

А. Основное общее (9 классов) Б. среднее общее (11 классов) В. средне - специальное Г. Высшее

7) Воспитание – это часть образования?

А. Да Б. Нет. В. Не знаю.

8)Определились ли вы с будущей профессией?

А. Да Б. Нет В. Есть несколько вариантов

9)В какой сфере вы планируете получить образование:

А. Человек- человек Б. Человек - техника В. Человек – природа Г. Человек – знаковая система Д. Человек - художественный образ.

10) Насколько много вы знаете о будущей профессии?

А. Всё (что нужно сдавать, где учиться, её + и - и т.д.) Б. Самое необходимое (что нужно сдавать) В. Ничего

11) Готовитесь ли вы самостоятельно к будущей профессии?

А. Да (Как?) Б. Нет









Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.


Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.



Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.


Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.



Приложение 14.

Приложение 15.

Приложение 16.

Приложение 17.

Приложение 18.

Приложение 19.


Приложение 20

Приложение 21


1 Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. – М., 2011. С. 488.

2 Толковый словарь русского языка для школьников / сост. С. И. Карантинов. – М., 2003 С. 257.

3 Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М., 2008. С. 21.

4 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.; Л., 1988. Т. 2. С. 65


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!