СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Образовательная система на основе организации образовательного процесса по индивидуальным образовательным про-граммам учащихся»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Образовательная система на основе организации образовательного процесса по индивидуальным образовательным про-граммам учащихся»»

















«Образовательная система на основе

организации образовательного процесса

по индивидуальным образовательным программам учащихся»







Подготовила: Шеменёва Г.А.

учитель физики и математики












2019



ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося.

ИУП (индивидуальные учебные планы) – совокуп­ность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.

Переход на ИУП - это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в ОУ;

ИОП – это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п.

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут)–это целенаправленно про­ектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образователь­ной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддер­жки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей обучающихся.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.

  1. целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребнос­тей ученика при получении образования);

  2. содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, меж­предметных и внутрипредметных связей);

  3. технологический (определение используемых педагогических техноло­гий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

  4. диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

  5. организационно-педагогический (условия и пути достижения педаго­гических целей).

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образователь­ ного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

6) результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Таким образом, ИУП (индивидуальные учебные планы) - ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ).

ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;

  • это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской).

«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.

В научно-методической литературе указывается, что ИОП ребенок проектирует для себя сам, а педагог его лишь консультирует. В реальности, считаем необходимым предложить обучающемуся несколько вариантов ИОП или отдельных модулей в составе образовательной программы объединения или коллектива.

Схема 1. Последовательность проектирования



ИОП:

  1. Учитывает виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п.

  2. Составляется на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом ОУ.

  3. Представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период.

Авторский коллектив под руководством А.П. Тряпицыной разработал следующие теоретические подходы к конструированию ИОП (схема 2).

Схема 2. Структурные компоненты индивидуальной образовательной программы


Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:

  1. цели и ценности образовательной программы;

  2. адресность образовательной программы;

  3. учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительную записку к нему;

  4. характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;

  5. описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;

  6. систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;

  7. описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.

ИОП может быть дополнена другими программами, например, программами элективных курсов, программами дополнительного образования детей и т.д.

Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:

  1. ценности образовательной программы (определяет обучающийся);

  2. цель образовательной программы (определяет обучающийся);

  3. индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);

  4. характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);

  5. описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ (составляют педагоги);

  6. систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

  7. описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

  8. описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);

  9. другое.

Таким образом, проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

ИОП выполняет следующие функции (таблица 2).

Функции индивидуальной образовательной программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора

Таким образом, очевидно, что ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП.

ИОМ является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Функции педагога в ходе реализации ИОП

  • Тьюторство - осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся

  • Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность

Педагог-тьютор:

  • Разрабатывает задания

  • Организует обсуждение

  • Работает с субъектным опытом обучающегося

  • Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого

  • Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений

  • Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности


В обязанности педагога, ведущего индивидуальное обучение, входят:

  • оценка готовности обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;

  • выбор совместно с ним индивидуального образовательного маршрута;

  • регулярные встречи с обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;

  • корректировка образовательного маршрута;

  • контакты с родителями;

  • оформление результатов аттестации.

Индивидуализация процесса обучения - есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.


Содержательную основу обучения по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.

ИОП реализуется различными способами обучения

  1. Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.

  2. Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).

  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения.

  4. Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.

  5. Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.