MКОУ «Медвенская СОШ им. героя Советского Союза Г.М.Певнева»
Доклад
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА В ГПД КАК ФАКТОР ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ФГОС »
Подготовила:
воспитатель Мирнова Н.В.
Медвенка 2017
Свое выступление хочу начать со слов Льва Толстого
«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем»
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя и воспитателя, а также использование «других», адекватных новым требованиям технологий, форм и методов обучения. Педагог теперь не просто транслятор знаний, а организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала.
Для максимально-эффективной работы ГПД необходимо чёткое, продуманное планирование всех направлений работы, а также комплексный,системный подход к организации обучения, воспитания, развития издоровьесбережения обучающихся.
Главная цель ГПД-создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению.
Задачи ГПД
1.Создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе.
2.Способствовать развитию навыков самообразования и повышать интерес школьников к обучению.
3.Развивать нравственные качества личности.
4.Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Основные формы воспитания в ГПД, которые мы используем в нашей школе:
Познавательные: чтение, применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях, изучение графических материалов, экскурсии.
Творческие: тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами.
Досуговые: прогулки, развивающие игры, ролевые игры, деловые игры, в том числе и электронные, динамические паузы.
Данные формы воспитания направлены на формирование универсальных учебных действий.
Досуговая деятельность в ГПД.
Долгое время досуговой деятельности в процессе образования уделяли незначительное внимание. Но с внедрением новых стандартов ситуация изменилась и досугу уделяется большое внимание.
Задача воспитателя –сделать досуг ребят, посещающих ГПД,насыщенным, интересным, разнообразным. Цель досуговой деятельности ГПД-раскрыть потенциал детей, создать благоприятную психологическую атмосферу, научиться переключаться с одного вида деятельности на другой. И, разумеется, максимально эффективно использовать мощный педагогический потенциал игры.
Внеучебное время учащихся можно разделить на два периода: после учебных занятий до приготовления домашних заданий и после приготовления домашних заданий до ухода домой.
Поскольку первый период следует непосредственно за учебными занятиями и предшествует приготовлению домашних заданий, он наиболее ответственен в отношении выбора видов деятельности, способствующих быстрому и полному восстановлению работоспособности учащихся. В это время противопоказаны все виды деятельности, представляющие дополнительную нагрузку на нервную систему учащихся: лекции, беседы, занятия в кружке. Поэтому, в это время дети собираются в группе продленного дня и мы играем в спокойные игры, не требующие умственного напряжения, в игрушки.
Обязательна ежедневная прогулка. Она способствует укреплению здоровья детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Движение, бег, игра благоприятно влияют на рост и развитие детей, способствуют совершенствованию дыхательных навыков и умений.
Существуют разные виды прогулок. На игровой прогулке детям предлагается несколько подвижных игр средней интенсивности. На прогулке-экскурсии дети знакомятся с отдельными предметами или явлениями природы. На прогулке-поиске – поиск заранее спрятанного пакета. Во время спортивной прогулки проводятся соревнования. Виды прогулок постоянно чередуются.
Отдых на улице очень важен, так как он благотворно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы детей и помогает лучше подготовиться к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения
От организации второго периода внеучебного времени, который наступает в конце дня после приготовления домашних заданий, во многом зависит степень восстановления работоспособности детского организма. Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения домашних заданий, заполнялись разумно, интересно. Для этого воспитатель должен увлечь детей интересным делом, дать выход энергии, предоставить возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. С этой целью в работе с детьми используются различные формы организации досуга и разработаны разнообразные игровые программы.
Игры используются разные и чередуются: подвижные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, интеллектуальные, творческие. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умения постоять за себя. В ходе игры интересно и организованно проверяются, углубляются знания у детей, общая осведомленность и образованность. Игра для детей- важное средство самовыражения, проба сил. Она помогает сплотить детский коллектив, включает в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В них воспитывается сознательная дисциплинированность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Ежедневно проводим тематические занятия. На них организуем беседы о вредных привычках, правильном питании, режиме дня. ( «Овощи и фрукты на нашем столе», «Во саду ли в огороде», «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»). На занятиях уточняются и обобщаются знания о народных приметах, животных и растениях.(Беседы: «День защиты птиц», «Береги родную природу»…).Обычно перед каникулами проводятся беседы о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице и дома, о мерах предосторожности («Капель. Сосульки.» «Я и речка.»).
Несколько занятий отводятся на обучение детей игре в шахматы и шашки. Занятия шахматной игрой воспитывают ценные качества характера, а также развивают память и внимание. Шахматы- наиболее удобная модель развития логического мышления. Таким образом, ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Они учатся принимать и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность.
На занятиях «Этикет и культура поведения» дети учатся общению друг с другом, взрослыми. Дети вспоминают словесные формы выражения вежливости и учатся пользоваться ими уместно- в зависимости от ситуации. Обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу («О поведении в школе», «Уважай старших!», «Ежели вы вежливы»…). Большое внимание на занятиях отводится правилам поведения дома, на улице и в общественных местах. («Ты и твоя семья», «Меня пригласили в гости», «О поведении с членами семьи», «О поведении с друзьями»).
Большую роль в патриотическом воспитании детей играют музеи. Раз в четверть мы обязательно проводим занятия в школьном музее, где знакомимся с историей села, биографиями наших земляков. На этих занятиях я стараюсь воспитывать любовь к нашему селу, нашей Родине
В практике моей работы - занятия«Очумелые ручки», где ребята делают различные поделки своими руками. Для того, чтобы занятие было наиболее интересным я провожу беседу. Предлагаемые мной беседы связаны с темой занятия и содержат информацию, которая позволяет углубить интерес ребят к работе. На занятиях «очумелые ручки» проводится работа с различными материалами: бумагой, природным материалом, пластилином. Эти занятия имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии.
На занятиях «В мире сказок» мы с ребятами читаем и анализируем различные произведения. Эти занятия способствуют расширению кругозора, обогащению словаря, уточнению и обобщению знаний, развитию речи. Дети учатся умению грамматически правильно строить фразы.
В группе продленного дня вся учебная и внеклассная работа протекает при рациональном режиме под руководством воспитателя, а также под постоянным воздействием детского коллектива. Все эти факторы, вместе взятые, положительно влияют на учащихся. В группе более эффективно решаются образовательные и воспитательные задачи: повышение качества знаний, развитие интересов и способностей школьников, подготовка учащихся к общественно полезному труду, воспитание коллективизма и взаимопомощи.
ГПД много даёт детям. Всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, активная социализация и общение со сверстниками. То, чего лишены многие современные дети. К тому же ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное, неконтролируемого влияния улицы.