СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: «Организационно-методическое сопровождение одаренных и талантливых детей в воспитательном процессе и во внеурочной деятельности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад: «Организационно-методическое сопровождение одаренных и талантливых детей в воспитательном процессе и во внеурочной деятельности»

Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Организационно-методическое сопровождение одаренных и талантливых детей в воспитательном процессе и во внеурочной деятельности»»


Тема доклада: «Организационно-методическое сопровождение одаренных и талантливых детей в воспитательном процессе и во внеурочной деятельности»


Лев Семенович Выготский, советский педагог, психолог, отметил: “Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества”.


Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом». Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве». Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.

Немецкий психолог XX века Вильям Штерн предлагает: «Умственно одарен тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных условиях и в различных областях».

Одаренный и талантливый часто употребляют в литературе как синонимы. Но многие исследователи считают, что одаренные это те, которые имеют высокую степень способности к какой-либо специальной деятельности, а талантливые - те, у которых имеется творческий элемент и доминируют природные качества, то есть любой талантливый ребенок вместе с тем одарен этими качествами, но не каждого одаренного ребенка можно назвать талантливым.

Коллектив педагогов и руководство школы должны считать, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

  • Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.


Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон.



        Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции.





Цель организации работы с одаренными детьми:
  • создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Задачи организации работы с одаренными детьми:
  • Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

  • Организация системы исследовательской работы учащихся.

  • Организация участия учащихся в школьных, муниципальных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных проектах.

  • Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования (музей, детская библиотека, ЦДТ).

Ожидаемые результаты:
  • Повышение интеллектуального уровня учащихся.

  • Творческая самореализация выпускника школы.

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.


Всё это способствует поддержке и развитию способных и талантливых детей, формирует навыки поисковой и познавательной деятельности всех субъектов внеучебного процесса. Таковыми являются учащиеся, родители, и многочисленные социальные партнеры школы. Каждый учебный год по своему строится в зависимости от развития памяти, мышления, восприятия, внимания, осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей детей.

В современном мире существует много возможностей, благодаря которым люди могут решать жизненно важные задачи и добиваться успеха в любой области.

В настоящее время активная молодежь становится одним из ключевых факторов развития нашей страны. Она представляет собой будущее общества, где дети и молодежь становятся его основными строителями.

Одним из современных направлений успешной самореализации школьников в образовательной организации является вовлечение их в деятельность общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение Первых".

Это участие в различных проектах, чемпионатах, фестивалях, социальных акциях и мастер-классах, классных встречах с интересными людьми, которые помогают школьникам развивать необходимые навыки и компетенции. 

Благодаря Движению Первых можно научится организовывать и проводить мероприятия. С Движением можно расти каждый день, решая сложные задачи.

Повышение мотивации к обучению является одной из ключевых задач современного образования. В условиях быстро меняющегося мира, где информация доступна в любой момент, важно не только передавать знания, но и формировать у учащихся желание учиться, исследовать и развиваться. Мотивация к обучению влияет на их отношение к учебному процессу и, в конечном итоге, на будущую профессиональную деятельность.

С этой целью в школе проводятся акции, встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, дискуссии, игровые программы, конкурсы, мастер-классы, проекты, соревнования, экскурсии и др.

Данные мероприятия направлены на обязательную активизацию творческого воображения, развитие фантазии, которая находит воплощение в практической деятельности, помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь взглянуть на проблему под иным углом зрения.


Цель проекта «Движение первых» — расширить формы социальной активности школьников через участие в этом движении.


Некоторые формы и методы внеурочной работы с одарёнными детьми

в Движении первых:

проводятся

  • Предметные недели. Они позволяют дополнительно раскрыть творческий потенциал учащихся и учителей. В рамках таких декад применяют разнообразные формы и методы: уроки мужества, викторины, плакатную деятельность, историческую лабораторию по исследованию исторических событий и другие.

  • Театрализованные праздники. Особая форма работы с одарёнными детьми. В таких праздниках дети могут реализовать актёрские способности, проявить творческие навыки, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству. 

  • Олимпиады и конкурсы по предметам. Одна из форм работы с одарёнными детьми. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь». 

  • Факультативы. Позволяют учесть индивидуальные возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности, расширить познавательные возможности, сформировать навыки исследовательской, творческой и проектной деятельности, связанные с личностным развитием школьников.

Некоторые из них:

  • Развитие творческих и лидерских способностей. Вовлекаясь в активную общественную деятельность, ребята учатся организовывать свою жизнь, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельными и инициативными.

  • Формирование навыков коммуникации. Учащиеся развивают умение эффективно общаться, слушать и выражать свои мысли через участие в дебатах, обсуждениях и групповых проектах.

  • Получение реального опыта. Участие в волонтёрских проектах даёт возможность помочь другим, получить практический опыт и применить теоретические знания, что способствует развитию уверенности в себе и своих способностях.

  • Возможность попробовать разные виды деятельности. Участие в социально значимых проектах и мероприятиях позволяет школьникам определить свои предпочтения и лучше понять свои возможности.

Наши мероприятия.


Выводы:


одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях.