СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на августовскую конференцию педагогических работников

"Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе.»

«Самостоятельность головы
учащегося – единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения».
К.Д.Ушинский



Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.


Ребенок по своей природе – исследователь, его небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленный проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально (с успешными, одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.


Цель организации исследовательской деятельности - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

Основные задачи:

1.Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать,

обобщать, классифицировать изучаемый материал.

2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу

исследования.

3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Основы организации исследовательской деятельности учащихся

Организация исследовательского обучения должна быть реализована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Изучение исторического материала происходит на основе документов и исторической литературы.

Урочная деятельность: исследовательские методы, проекты, творческие задания и др.

Внеурочная деятельность:

Формы проведения учебных занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.

При выборе методов исследования более приемлемым является теоретический вид исследования. Он необходим для того, чтобы факты, подвергшиеся отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению, объяснению и познанию причинно-следственных связей исторических явлений послужили подтверждением выдвинутых гипотез или опровержением.

Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности:

- изучение литературы по теме исследования;

- анализ научной информации;

- планирование исследования;

- проведения исследования;

- оформление и защита результатов исследования.

Такая деятельность позволяет развивать у учащихся исследовательские умения и навыки разного характера.


В своей работе использую следующие методы

-проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;

Приемы, используемые мной на уроках:

- ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;

Проведение нетрадиционных форм уроков:

- урок-конференция,

- семинар по защите творческих проектов,

- ролевая игра, урок-путешествие,

- видеоурок, урок-суд, урок-экскурсия;

формы работы:

  • групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 2-3 человек.

  • Например, в 10-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;

  • коллективная форма – данную форму работы использую для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»;

  • индивидуально-дифференцированная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами


   

Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.

        В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регла­ментированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны организовывать даже рамки самых смелых гипотез. Поэтому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше ме­ста для импровизации.

Все исследовательские работы учащихся можно разделить на типы:

         Проблемно-реферативные — творческие работы, написан­ные на основе нескольких литературных источников, предполага­ющие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

        Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеюще­го известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей резуль­тата в зависимости от изменения исходных условий.

        Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

        Исследовательские — творческие работы, выполненные с по­мощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный эксперимен­тальный материал, на основании которого делается анализ и вы­воды о характере исследуемого явления. Особенностью таких ра­бот является неопредопределённость результата, который могут дать исследования.

Рассмотрим пример.

История России.10 класс

Тема: Образование древнерусского государста.

1.Учитель рекомендует ребятам список литературы.

Н. Карамзин. История государства Российского.

С. Соловьев. История России с древнейших времен.

Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

С. Платонов. Полный курс лекций по русской истории.

Г. Носовский, А. Фоменко. Русь и Рим. Новая хронология.

Основа работы – «Повесть временных лет»

«Повесть временных лет» - летописный свод Древней Руси.

Текст летописи имеется у каждого ученика.

Таким образом, в деятельность учащихся накануне изучения темы включены

элементы поисковой деятельности.

Внеклассные мероприятия:

«Белые пятна в истории ВОВ. Неизвестная блокада Ленинграда», были использованы материалы из книги историка Никиты Ломагина (один из ведущих современных специалистов по истории блокады).

«Трагедия Холокоста», использованы различные документы, видеоряд «Изобразительное искусство и холокост», фотографии «Освенцим», «Бабий Яр»и.т.д.

Изучая тему «Нации и межнациональные отношения», применяю исследовательскую деятельность. Актуализируем тему, формируем исследовательские группы (2-4 человека), организуем и проводим исследование (анкетирование, социологический опрос, изучение документов, СМИ), и провожу урок в форме дискуссии, на котором подводим итоги исследовательской деятельности.

Провожу дебаты, например, «Власть, портит человека», «Засилье иностранных фильмов губит отечественный кинематограф».

Особенно привлекают старшеклассников проблемные занятия по обществознанию. Предлагаю учащимся самим определить те темы, вопросы, которые их волнуют – в результате рождаются интереснейшие семинары или дискуссионные проблемные уроки. (Темы, предложенные учащиеся профильного социально-гуманитарного 11класса в этом учебном году в блоке «Введение в социологию» - увеличение разводов в молодых семьях: как решить проблему, можно ли преодолеть демографическую яму с помощью материнского капитала?, толерантность для россиян – пустой звук?, малолетние мамы - следствие переизбытка или недостатка информации? и др). При этом, данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, в том числе постановлений правительства, других нормативно-правовых актов, работа со статистическими данными. Учащиеся в ходе таких проблемных уроков формируют как предметные, так и ключевые компетентности, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации: ценности бытия, жизни, ответственности за выбор образа жизни, самостоятельных решений; компетенции гражданственности, личностные компетенции.

Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.



Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

Малиновская средняя общеобразовательная школа, отделение №2







Доклад.

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе.





























Подготовила учитель

истории и обществознания:

Груздева Оксана Валерьевна.





2015 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!