Тема выступления: «Организация образовательного пространства для детей с ОВЗ при реализации специальных федеральных государственных образовательных стандартов (СФГОС)» (слайд 1)
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (слайд 2)
Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования лиц с ОВЗ является формирование в обществе, в том числе у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.
СМЫСЛ РАЗРАБОТКИ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (слайд 3) состоит в том, чтобы
гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
- степени тяжести нарушения психического развития;
- способности к освоению цензового уровня образования;
- вида учебного заведения;
- региона проживания.
СПЕЦИФИКА СФГОС (слайд 4)
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития. На сегодняшний день выделяют следующие нозологические группы (т.е. виды нарушений):
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- нарушения речи;
- нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА);
- задержка психического развития;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм;
- множественные нарушения развития.
ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (слайд 5)
Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» разработан в соответствии: с ч.6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
- Конституции РФ;
- Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;
- Конвенции ООН о правах инвалидов;
- региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.
ТРЕБОВАНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ФГОС: (слайд 6)
- требования к структуре и объёму образовательных программ общего образования обучающихся с ОВЗ;
- требования к условиям реализации программ;
- требования к результатам освоения программ начального образования детьми с ОВЗ.
К концу 2017 года все школьники, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ОВЗ, будут вовлечены в процедуру независимого оценивания (периодичность: 1 раз в 3 года).
ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (слайд 7)
Образовательная программа | Сопоставимость с образованием здоровых детей | Календарные сроки обучения | Особые образовательные условия | Возможность перехода на другой вариант ОП |
ВАРИАНТ 1 (ВАРИАНТ А) | Полностью сопоставима | Нормативные | - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ | Предусмотрена |
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ (ВАРИАНТ А) НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ЗПР
Этот вариант адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить ООП НОО совместно с нормально развивающимися сверстниками, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.
ООП НОО дополняется программой коррекционной работы. Данный вариант применяется в виде инклюзивного обучения ребенка в среде нормально развивающихся сверстников (таким образом будет построено обучение в общеобразовательных учреждениях – МОУ «Елань-Коленовская СОШ №1» и др.)
(Слайд 8)
Образовательная программа | Сопоставимость с образованием здоровых детей | Календарные сроки обучения | Особые образовательные условия | Возможность перехода на другой вариант ОП |
ВАРИАНТ 2 (ВАРИАНТ В) | Полностью сопоставима | Прологнированные | - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов | Предусмотрена |
ВТОРОЙ ВАРИАНТ (ВАРИАНТ В)
Данный вариант также является цензовым. При этом учащиеся получают образование в специальных коррекционных школах или классах, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Например, период начального школьного обучения глухого ребёнка составляет 6 лет, а не 4 года; ребенка с ЗПР – 5 лет.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ (ВАРИАНТ В) НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ЗПР (слайд 9)
Адаптированная основная общеобразовательная программа имеет комплекс характеристик: объём, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
АООП НОО самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с ФГОС и с учетом примерной АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР.
АООП НОО при необходимости индивидуализируется, к ней может быть создано несколько учебных планов, в т.ч. индивидуальные учебные планы, учитывающие потребности обучающихся с ЗПР.
Вариант может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
СТРУКТУРА АООП НОО (ВАРИАНТ В) НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ЗПР (слайд 10)
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися;
Учебный план;
Программы отдельных учебных предметов;
(Слайд 11)
Программа нравственного развития;
Программа коррекционной работы;
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР;
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
Программа внеурочной деятельности;
Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями стандарта.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ВАРИАНТ В) НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ЗПР (слайд 12)
Области | Дисциплины |
Филология | 1. Русский язык. Родной язык 2. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке 3. Иностранный язык |
Математика и информатика | 1. Математика |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | 1.Окружающий мир (человек, природа, общество) |
Основы религиозных культур и светской этики | 1. Основы религиозных культур и светской этики |
Искусство | 1. Музыка 2. Изобразительное искусство |
Физическая культура | 1. Физическая культура 2. Адаптивная физкультура |
Технология | 1. Технология (труд) |
Коррекционно-развивающая область | 1. Коррекционно-развивающие занятия 2. Ритмика |
(Слайд 13)
Для первой ступени общего образования обучающихся с ЗПР представлены два варианта базисного учебного плана:
вариант 1 — для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке;
вариант 2 — для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени составляет 34 недели, в 0-1 классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 0-1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВАРИАНТ В), ДЕТИ С ЗПР: (слайд 14)
коррекционно-развивающее,
спортивно-оздоровительное,
нравственное,
социальное,
общекультурное.
Направления реализуются в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Время, отводимое на внеурочную деятельность на ступени начального обучения, составляет 1680 часов.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА): (слайд 15)
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);
2) общая характеристика учебного предмета (курса);
3) описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса);
5) содержание учебного предмета (курса);
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТ В, ДЕТИ С ЗПР) (слайд 16)
Сроки освоения АООП - 5 лет (0 –IV классы).
Целесообразно обучение в первую смену по режиму продленного дня с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия /уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий.
Продолжительность уч. занятий не превышает 40 мин. Продолжительность уч. занятий в 0 классе - 35 мин. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 мин каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 мин каждый; январь-май − по 4 урока по 40 мин каждый).
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ (ВАРИАНТ В, ДЕТИ С ЗПР): (слайд 17)
Педагоги должны иметь высшее образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики.
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики.
(слайд 18)
Музыкальный работник, учителя физической культуры, рисования и другие педагоги, занятые в начальном общем образовании детей с ОВЗ в вариантах В, С, D, должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или ПК в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной документом установленного образца.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ (ВАРИАНТ С) (слайд 19)
Образовательная программа | Сопоставимость с образованием здоровых детей | Календарные сроки обучения | Особые образовательные условия | Возможность перехода на другой вариант ОП |
ВАРИАНТ 3 (ВАРИАНТ С) | Частично сопоставима | Прологнированные | - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов | Предусмотрена |
Этот вариант ФГОС является нецензовым. Осваивая третий вариант, ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ. При этом образовательная среда организуется таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение особых потребностей каждого обучающегося.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ (ВАРИАНТ D) (слайд 20)
Образовательная программа | Сопоставимость с образованием здоровых детей | Календарные сроки обучения | Особые образовательные условия | Возможность перехода на другой вариант ОП |
ВАРИАНТ 4 (ВАРИАНТ D) | Не сопоставима | Прологнированные | - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов | Предусмотрена |
Этот вариант также является нецензовым (это индивидуальный уровень образования). Содержание образования при четвёртом варианте разрабатывается исключительно с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка.
КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ВАРИАНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СФГОС (слайд 21)
Определение варианта осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка с ОВЗ.
При этом согласно части 3 статьи 44 родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК формы получения образования и формы обучения, организации, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией.
ВИДЫ ПРОГРАММ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СФГОС (слайд 22)
Вариант стандарта | Программа |
Первый (А) | Основная образовательная Программа (1), в структуру которой обязательно включается Программа коррекционной работы (2). |
Второй (В) | Адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. |
Третий (С) | Адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. |
Четвёртый (D) | Адаптированная основная образовательная программа, созданная на основе индивидуального учебного плана. |
ДВА КОМПОНЕНТА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ФГОС (слайд 23)
«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
«Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.
Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися с обучающихся с ОВЗ компонентом жизненной компетенции.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ: (слайд 24)
- Требования к организации пространства (доступность)
- Требования к организации рабочего места (возможность ПОСТОЯННО находиться в зоне внимания педагога)
- Требования к специальным: учебникам, тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения С УЧЕТОМ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ с ЗПР
ДАТА ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА (слайд 25)
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1.09.16 г. для обучения по адаптированным программам, осуществляется по ним ДО ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ (слайд 26)
8