Доклад
Тема: «Организация внеклассной работы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида»
Подготовил:
Иващенко Валерий Леонидович,
Учитель физкультуры
высшей квалификационной категории
ГКОУ школы-интерната №23
г.Невинномысск, 2015
СОДЕРЖАНИ
Введение 3
Организация работы по подготовке обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности к выполнению нормативов и требований физкультурно-спортивного комплексаГТО 4
Результаты контрольных нормативов 7
Военно-полевые сборы и соревнования по дартсу с волонтерами Невинномысского энергетического техникума 10
Заключение 11
Список используемой литературы: 12
Введение
Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с воспитанниками детских домов, школ – интернатов для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Основой является создание условий, обеспечивающих возможность физического развития детей, своевременное выявление и устранение факторов, ведущих к ослаблению и ухудшению здоровья, разнообразная спортивно - досуговая деятельность, расширение жизненного кругозора детей.
В предлагаемом опыте работы по теме: «Организация работы по подготовке обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности к выполнению нормативов и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО» дано описание основных форм и способов работы с применением инновационных идей в вопросах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Цель – укрепление физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика соматических заболеваний воспитанников, выполнение детьми нормативов и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО, социализация и интеграция в обществе детей-сирот.
Направление деятельности.
Исследовательская работа, изучение состояния здоровья воспитанников.
Организация работы по подготовке обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности к выполнению нормативов и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Социальное партнерство по вопросам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Волонтерское движение.
Организация работы по подготовке обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности к выполнению нормативов и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений недостатков развития, социальную адаптацию.
Непременным условием правильной организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию в специальных (коррекционных) школах-интернатах является учет особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью. Органическое поражение центральной нервной системы обусловливает сложные дефекты психического и физического развития учащихся. У многих из них отмечается сердечнососудистая патология, функциональная недостаточность органов дыхания, нарушение эндокринной системы, а также диспластичность телосложения, ослабленность и дискоординация деятельности отдельных мышечных групп. Поэтому корреционно-компенсаторная направленность должна пронизывать все разделы внеурочной и внеклассной работы по физическому воспитанию. В основе своей практической деятельности школа-интернат исходит из личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования действий, идей деятельного подхода и педагогической поддержки. Но в первую очередь, реализует учение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка. Именно ориентация на сохранные стороны личности ребенка, его потенциальные возможности, резервы организма является основой деятельности нашего учреждения.
В школе-интернате внеурочная работа по физическому воспитанию строится с учетом задач, определяемых учебной программой с использованием доступных видов физической культуры. Она состоит из физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий. Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают в себя утреннюю зарядку, физкультминутки, зрительную гимнастику, игры на переменах и т.д. Физкультурно-массовые занятия – это спортивные соревнования, Дни здоровья, фигурное катание, плавание в бассейне, прогулки, экскурсии, походы, подвижные игры на свежем воздухе.
В процессе внеклассной работы по физическому воспитанию закрепляются умения и навыки, приобретенные на уроках физической культуры. Физкультурные мероприятия способствуют также организации целесообразного отдыха, укреплению здоровья, исправлению нарушений моторики и расширению двигательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровью, закаливанию организма, нормализации поведения расторможенных легковозбудимых детей, и активизации вялых, пассивных.
В связи с отклонениями в интеллектуальной деятельности и личностными особенностями детей работа по физическому воспитанию во внеурочное время в коррекционной школе не может строиться на самостоятельности учащихся и организуется в рамках спортивной секции. Спортивную секцию «ОФП» посещают две возрастные группы детей, общее количество детей в секции – 30 человек, что составляет 62 % от общего количества воспитанников.
Одним из важных направлений деятельности спортивной секции является подготовка обучающихся к выполнению нормативов и требований физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». ГТО - программная и нормативная основа физического воспитания населения. Подготовка осуществляется в процессе учебных занятий и внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Ступени комплекса ГТО состоят из нормативов, определяющих уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости), и требований, определяющих уровень овладения основными прикладными навыками (плавания, легкоатлетического бега, стрельбы, метаний и т.д.).
В связи с этим в программу спортивной секции внесены разделы:
1. Теоретическая подготовка.
2. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения.
3. Развитие двигательных качеств.
4. Развитие скоростно- силовых качеств:
Беговые упражнения
Прыжковые упражнения
Метания
Упражнения «на быстроту реагирования»
Упражнения для развития силы мышц. Рук и туловища
Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей
5. Развитие общей выносливости:
Ходьба и смешанное передвижение
Бег умеренной интенсивности
Спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол)
Подвижные игры преимущественной направленностью на развитие общей выносливости
6.Упражнения для развития гибкости.
7.Обучение двигательным умениям и навыкам:
Ходьба
Бег
Лазание
Прыжки
Метания
Спортивные игры баскетбол, футбол, волейбол.
Гимнастические упражнения
8.Воспитательно-образовательные мероприятия.
9.Участие в соревнованиях (подготовка к ним, в том числе переводные нормативы).
Результаты контрольных нормативов
Ведётся контроль за ростом физической подготовленности учащихся, начиная с 2 по 9 класс и результаты фиксируются в тестовых карточках каждого ученика.
Виды | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. 60м | 7кл. 60м | 8 кл. 60м | 9 кл. |
сент. | май | сент. | май | сент. | май | сент. | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент. | май |
Бег 30(60м) | 6,4 | 6,0 | 6,4 | 6,2 | 5,8 | 5,8 | 5,2 | 5,4 | 9,4 | 9,2 | 9,4 | 9,0 | 8,8 | 8,6 | 8,4 | |
Прыжки в длину с места | 135 | 142 | 140 | 145 | 142 | 156 | 160 | 158 | 160 | 172 | 210 | 200 | 220 | 238 | 245 | |
Метание мяча | 25 | 24 | 25 | 28 | 30 | 31 | 32 | 29 | 32 | 36 | 35 | 36 | 42 | 42 | 51 | |
Бросок набивного мяча из-за головы сидя | | | | | 3,00 | 3,40 | 3,50 | 4,80 | 3,60 | 3,75 | 3,60 | 4,20 | 5,10 | 5,40 | 6,20 | |
Подтягивание (юноши) | | | | | 4 | 5 | 6 | 6 | 10 | 12 | 14 | 15 | 13 | 13 | 16 | |
Сгибание и разгибание рук в упоре | 15 | 18 | 16 | 22 | 25 | 25 | 28 | 31 | 33 | 35 | 30 | 35 | 32 | 35 | 41 | |
Наклон вперёд из положения стоя. | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 6 | 6 | 8 | 8 | 7 | 10 | 10 | 11 | |
Для занятий физкультурой и спортом приобретено и установлено современное спортивное оборудование. В спортивном зале – шведские стенки, гимнастические бревна, наклонные доски для укрепления мышц живота.
На спортивной площадке установлен комплексный снаряд «Перекладина-брусья».
Современное спортивное оборудование способствует развитию интереса у детей к занятию физической культурой, формирует навыки ведения здорового образа жизни, укрепляет и сохраняет здоровье.
Одним из недостатков специального образования в России является достаточная изолированность специальных коррекционных образовательных учреждений и учащихся, обучающихся в них от остальных образовательных учреждений. Понимая это, педагогический коллектив школы ищет пути и возможности интегрировать учащихся школы-интерната в общеобразовательную среду. В 2013 г. школа-интернат заключила договоры о сотрудничестве и совместной деятельности с МБОУ ДОД детско-юношеской спортивной школой «Рекорд», с МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта» - Ледовый дворец «Олимпийский».

Занятия фигурным катанием в Ледовом дворце «Олимпийский» г.Невинномысска.

Занятие плаванием в МБОУ ДОД ДЮСШ «Рекорд»
Особую роль в организации внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и в создании партнерских отношений играет волонтерское движение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, охотно знакомятся со старшими товарищами из волонтерских студенческих отрядов нашего города и края. Совместные мероприятия способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, со старшими по возрасту людьми, способствуют социализации и интергации детей-сирот в обществе. На протяжении нескольких лет школа-интернат сотрудничает с волонтерами педагогического отряда НГГТИ «Надежда», с командой «Импульс» Невинномысского энергетического техникума, «НХТ» химического техникума, с отрядом «Хорошее настроение» Невинномысского технологического института, с «Молодежным центром развития личности» администрации г. Невинномысска, с молодыми специалистами ОАО «Невинномысский Азот».
Военно-полевые сборы и соревнования по дартсу с волонтерами Невинномысского энергетического техникума
Воспитанники спортивной секции «ОФП» принимают активное участие в городских спортивных соревнованиях, в краевых спартакиадах среди воспитанников детских домов и школ-интернатов. На протяжении нескольких лет ребята занимают призовые места в соревнованиях по стрельбе, легкоатлетическому бегу, шахматам и шашкам, дартсу, футболу. Команда школы-интерната занимала I место в X спартакиаде воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальных коррекционных образовательных учреждений Ставропольского края, I место в общекомандном зачете на 11 краевой спартакиаде воспитанников государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, IV место в краевом этапе Всероссийских соревнований по футболу среди детских домов и школ-интернатов «Будущее зависит от тебя» в возрастной группе 12-13 лет.

Заключение
В заключение можно отметить, что внеурочная физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность является важным моментом по подготовке обучающихся и воспитанников к выполнению нормативов и требований физкультурно-спортивного комплекса ГТО, способствует формированию личностных ресурсов детей и подростков с нарушением интеллекта для укрепления их физического здоровья, социализации и интеграции в обществе детей-сирот.
Список используемой литературы:
Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 1998.- 260 с.
Воронкова В.В. Программы для 5-9 классов специальных (коррекцион-ных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000. 224с.
Вавилов Ю.И. Концептуальные предпосылки перестройки системы физического воспитания // Ти ПФК. М.: Ф и С, 1990. - С. 2-9.
Вайнабаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986.
9