СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Осмысленное чтение на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на ШМО учителей математики, физики и информатики 29.01.2020

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Осмысленное чтение на уроках математики"»

Осмысленное чтение на уроках математики.

Осмысленное чтение на уроках математики тема актуальная для каждого учителя во время всей его педагогической деятельности. Начиная занятия с учениками пятых классов, мы уже на первых уроках математики видим разный уровень техники чтения и, как следствие , разный уровень осмысленного чтения обучающихся. Исследования показывают, что для того, чтобы хорошо воспринимать информацию человек должен читать 120-150 слов в минуту. А у нас бывают ученики, которые и в пятом классе и на протяжении дальнейшего обучения читают слабо, иногда и по слогам. Такому ученику сложно, а порой и не под силу воспринимать условие задачи. Учитель старается, чтобы такие дети воспринимали условие задачи дополнительно к тексту с голоса учителя, выделяя главное. Да, успех работы с текстом закладывается еще в начальной школе.

Этот навык осмысленного чтения, наряду с навыками письма и владения компьютером являются базовыми навыками для всех нас при работе с информацией. В современной школе ФГОС помогает перевести акцент в обучении с формирования ЗУН на формирование УУД. Часто наши учащиеся, обеспеченные значительным и разнообразным багажом знаний по предметам школьного образования лучше решают задачи по образцу. Учащиеся сталкиваются с трудностями при решении творческих задач и слабо ориентируются в практических задачах и задачах выходящих за пределы учебных. Необходимо учить представлять практическую жизненную ситуацию в виде математической модели; применять имеющиеся знания для работы с этой математической моделью. Получив решение, учить анализировать, чтобы получить правильный ответ на вопрос задачи. В решении заданий ОГЭ и ЕГЭ часты неправильные ответы не потому что экзаменующийся не имеет знаний по заданной теме, а как следствие того. что не обратил внимание на какое то условие, на вопрос задачи. В практика – ориентированных задачах ОГЭ в сборниках2019-2020 года задания 1-5 требуют кроме элементарных знаний и умения правильно выполнять арифметические действия, навык осмысленного чтения. Невнимательность в чтении дает ошибки в несложных заданиях на диаграммы, таблицы, схемы, условные обозначения.

В значительной мере избежать неудач в самостоятельной работе над своим самообразованием позволяет правильно организованная работа над текстом. Научиться этому можно на уроках. Урок эффективен, если1) все ученики класса будут вовлечены в активное получение знаний - активно познавательная деятельность самого ученика.2)Важно разнообразить формы работы для того чтобы было интересно . Хорошо если ученик понимает для чего изучается тема ,где будет применяться.3) Очень важна ситуация успеха. И не только в заданиях, выполняющихся по образцу. Важно, например, чтобы ученик не терялся, начиная работать над задачей. Для этого есть схема решения текстовых задач. И при прохождении каждой новой темы, например» Умножение многочлена на многочлен», вновь возвращаемся к этой схеме, для того чтобы показать применение этой темы в решении задач. И снова убеждаемся в необходимости: а) уметь осмысленно читать и воспроизводить текст задания. б) Извлекать из текста и анализировать имеющуюся информацию. Критически оценивать данную информацию. Увидеть лишние данные и недостающие данные. Иметь навык работы в таких ситуациях.

Большое значение для успеха имеет умение работать с объяснительным текстом учебника. К сожалению, часто возникает у самого учителя соблазн объяснить тему самому и незамедлительно перейти к решению заданий. И тогда учебник превращается в задачник. Но важна цель приобретения знания самостоятельно. Знания у учащихся будут прочными, если они не механически заучены, а закрепились в результате творческой деятельности над учебным материалом . Поэтому программа «Основы смыслового чтения, работа с текстом» очень актуальна и является метапредметной. Она предусматривает формирование и развитие основ читательской компетенции. Она необходима для продолжения образования, самообразования, и дальнейшей социальной деятельности.

Составляющие смыслового чтения входят в УУД:

  1. В личностные УУД - мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе, к учебе.

  2. Регулятивные УУД - принятие учебной задачи и произвольная регуляция деятельности.

  3. Познавательные УУД - оперативная память, логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, концентрация внимания.

  4. Коммуникативные УУД - умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками, адекватно передавать информацию, предметное содержание.

Конечно работа с текстом у учеников 5-6классов,7-8 классов ,9-11классов отличается. Достаточно чтобы ученики 5-6 классов имели достаточно хорошую технику чтения, умели выделить главное в тексте, приводили свои примеры аналогичные и из жизни, находили ответ на вопрос в тексте, пересказывали текст и т.д. Ученики 7-8 классов составляют план и пользуются им при пересказе, умеют пользоваться образцами решения задач в тексте. Заучивают и запоминают формулы и теоремы и т.д. Ученики 9-11классов умеют работать с иллюстрациями, преломлять знания в различных учебных и жизненных ситуациях, конспектировать текст, подтверждать научные факты.

Учителю помогает книга Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС». Автор выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая, текстовая, послетекстовая деятельность.

На этапе предчтения применяются приемы »Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», »Батарея вопросов». Часто это постановка проблемы.

На этапе текстовой деятельности применяются приемы »Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», »Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками».

На этапе послетекстовой деятельности применяются приемы: »Верные –не верные утверждения», «Ромашка Блума», «Тонкие и толстые вопросы», «Цепочка вопросов».Каждому возрасту интересны приемы соответствующие их возрастной категории.

Но все вместе обучает контролю и самоорганизации в работе с информацией. Ученики учатся активно участвовать в чтении, анализировать текст, преломлять знания, соотносить новые знания с теми знаниями, которые получены ранее. Учатся самостоятельно, продуманно получать знания. Все это необходимо для продолжения образования, самообразования, и дальнейшей социальной деятельности.