Осмысленное чтение на уроках математики.
Осмысленное чтение на уроках математики тема актуальная для каждого учителя во время всей его педагогической деятельности. Начиная занятия с учениками пятых классов, мы уже на первых уроках математики видим разный уровень техники чтения и, как следствие , разный уровень осмысленного чтения обучающихся. Исследования показывают, что для того, чтобы хорошо воспринимать информацию человек должен читать 120-150 слов в минуту. А у нас бывают ученики, которые и в пятом классе и на протяжении дальнейшего обучения читают слабо, иногда и по слогам. Такому ученику сложно, а порой и не под силу воспринимать условие задачи. Учитель старается, чтобы такие дети воспринимали условие задачи дополнительно к тексту с голоса учителя, выделяя главное. Да, успех работы с текстом закладывается еще в начальной школе.
Этот навык осмысленного чтения, наряду с навыками письма и владения компьютером являются базовыми навыками для всех нас при работе с информацией. В современной школе ФГОС помогает перевести акцент в обучении с формирования ЗУН на формирование УУД. Часто наши учащиеся, обеспеченные значительным и разнообразным багажом знаний по предметам школьного образования лучше решают задачи по образцу. Учащиеся сталкиваются с трудностями при решении творческих задач и слабо ориентируются в практических задачах и задачах выходящих за пределы учебных. Необходимо учить представлять практическую жизненную ситуацию в виде математической модели; применять имеющиеся знания для работы с этой математической моделью. Получив решение, учить анализировать, чтобы получить правильный ответ на вопрос задачи. В решении заданий ОГЭ и ЕГЭ часты неправильные ответы не потому что экзаменующийся не имеет знаний по заданной теме, а как следствие того. что не обратил внимание на какое то условие, на вопрос задачи. В практика – ориентированных задачах ОГЭ в сборниках2019-2020 года задания 1-5 требуют кроме элементарных знаний и умения правильно выполнять арифметические действия, навык осмысленного чтения. Невнимательность в чтении дает ошибки в несложных заданиях на диаграммы, таблицы, схемы, условные обозначения.
В значительной мере избежать неудач в самостоятельной работе над своим самообразованием позволяет правильно организованная работа над текстом. Научиться этому можно на уроках. Урок эффективен, если1) все ученики класса будут вовлечены в активное получение знаний - активно познавательная деятельность самого ученика.2)Важно разнообразить формы работы для того чтобы было интересно . Хорошо если ученик понимает для чего изучается тема ,где будет применяться.3) Очень важна ситуация успеха. И не только в заданиях, выполняющихся по образцу. Важно, например, чтобы ученик не терялся, начиная работать над задачей. Для этого есть схема решения текстовых задач. И при прохождении каждой новой темы, например» Умножение многочлена на многочлен», вновь возвращаемся к этой схеме, для того чтобы показать применение этой темы в решении задач. И снова убеждаемся в необходимости: а) уметь осмысленно читать и воспроизводить текст задания. б) Извлекать из текста и анализировать имеющуюся информацию. Критически оценивать данную информацию. Увидеть лишние данные и недостающие данные. Иметь навык работы в таких ситуациях.
Большое значение для успеха имеет умение работать с объяснительным текстом учебника. К сожалению, часто возникает у самого учителя соблазн объяснить тему самому и незамедлительно перейти к решению заданий. И тогда учебник превращается в задачник. Но важна цель приобретения знания самостоятельно. Знания у учащихся будут прочными, если они не механически заучены, а закрепились в результате творческой деятельности над учебным материалом . Поэтому программа «Основы смыслового чтения, работа с текстом» очень актуальна и является метапредметной. Она предусматривает формирование и развитие основ читательской компетенции. Она необходима для продолжения образования, самообразования, и дальнейшей социальной деятельности.
Составляющие смыслового чтения входят в УУД:
В личностные УУД - мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе, к учебе.
Регулятивные УУД - принятие учебной задачи и произвольная регуляция деятельности.
Познавательные УУД - оперативная память, логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, концентрация внимания.
Коммуникативные УУД - умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками, адекватно передавать информацию, предметное содержание.
Конечно работа с текстом у учеников 5-6классов,7-8 классов ,9-11классов отличается. Достаточно чтобы ученики 5-6 классов имели достаточно хорошую технику чтения, умели выделить главное в тексте, приводили свои примеры аналогичные и из жизни, находили ответ на вопрос в тексте, пересказывали текст и т.д. Ученики 7-8 классов составляют план и пользуются им при пересказе, умеют пользоваться образцами решения задач в тексте. Заучивают и запоминают формулы и теоремы и т.д. Ученики 9-11классов умеют работать с иллюстрациями, преломлять знания в различных учебных и жизненных ситуациях, конспектировать текст, подтверждать научные факты.
Учителю помогает книга Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС». Автор выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая, текстовая, послетекстовая деятельность.
На этапе предчтения применяются приемы »Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», »Батарея вопросов». Часто это постановка проблемы.
На этапе текстовой деятельности применяются приемы »Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», »Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками».
На этапе послетекстовой деятельности применяются приемы: »Верные –не верные утверждения», «Ромашка Блума», «Тонкие и толстые вопросы», «Цепочка вопросов».Каждому возрасту интересны приемы соответствующие их возрастной категории.
Но все вместе обучает контролю и самоорганизации в работе с информацией. Ученики учатся активно участвовать в чтении, анализировать текст, преломлять знания, соотносить новые знания с теми знаниями, которые получены ранее. Учатся самостоятельно, продуманно получать знания. Все это необходимо для продолжения образования, самообразования, и дальнейшей социальной деятельности.