СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Основы преподавания уроков ИЗО в малокомплектных школах»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малокомплектная школа – это образовательное учреждение, в котором количество учащихся на один класс значительно меньше, чем в обычной школе. Уроки в малокомплектной школе имеют свои особенности, такие как индивидуальный подход к каждому ученику, более гибкая организация учебного процесса и большая вовлеченность учащихся в обсуждение и активную работу. Учитель в малокомплектной школе играет важную роль в организации урока, создании комфортной атмосферы и стимулировании интереса к учебе. Уроки в малокомплектной школе имеют свои преимущества, такие как более интенсивная работа с каждым учеником, возможность более глубокого изучения материала и большая свобода в выборе методов и форм работы. Однако, также существуют и некоторые недостатки, такие как ограниченность в выборе предметов и специализаций, а также возможные трудности в организации коллективной работы. Для успешного проведения урока в малокомплектной школе рекомендуется использовать разнообразные методы и формы работы, активно вовлекать учащихся в обсуждение и самостоятельную деятельность, а также создавать доверительные отношения с каждым учеником.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Основы преподавания уроков ИЗО в малокомплектных школах»»

МОУ Оковецкая средняя общеобразовательная школа

















Доклад на тему:

«Основы преподавания уроков ИЗО в малокомплектных школах»







Составила: учитель ИЗО

Кутузова О.Ю.











2023 г.

Рисование – это умение передать

на бумаге свой внутренний мир”

Винсент Ван Гог



Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании и образовании учащихся. В соответствии с учебной программой, изобразительное искусство ставит следующие конкретные задачи:

- дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка;

- сформировать навыки рисования с натуры, по представлению, по памяти;

- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус;

- развивать творческое воображение учащихся;

- развивать эстетические чувства и понимание прекрасного;

- воспитывать интерес и любовь к искусству.



Современному учителю изобразительного искусства в настоящее время предложено несколько учебных программ:

  • программа В.С.Кузина, в основу которой входят познавательно-эстетическая и практическая художественная деятельность учащихся;

  • программа Б.М. Неменского, направленная на формирование творческой личности ребенка, на становление его духовного мира;

  • программа Т.Я. Шпикаловой, направленная на постепенный переход от изобразительной деятельности к созидательной, на формирование личности, ориентированной на гармонизацию окружающей среды, а также программы других авторов, позволяющие применять как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения.

Я работаю по программе Б.М. Неменского, так как считаю её наиболее приемлемой для учителя и учеников. Данная программа позволяет использовать различные виды деятельности: игровую, трудовую, художественную, учебную, а также формы – индивидуальную, коллективную; требует много наглядного материала, а также применения литературного и музыкального ряда.

Программа Б.М. Неменского использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его в целостную личность.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Личностно-ориентированное обучение по программе Б.М. Неменского направлено на формирование творческой личности, раскрытия своеобразия каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, приоритет комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, учебной), когда коллективная ее форма постепенно становится индивидуальной.

Цель личностно-ориентированного обучения - создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в классе работать с ориентацией не на “среднего” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и интересов.

А как же  подготовить и провести такой урок в малокомплект­ной сельской школе?

В малокомплект­ной сельской школе ставятся те же цели и задачи обучения де­тей изобразительному искусству, что и в обычных городских школах, к учебным заданиям и детским рисункам предъявляются те же требования, которые предъявляются в других классах общеобразовательных школ.

Уроки изобразительного искусства в малокомплектной школе целесообразно проводить по следующему плану.

В начале урока учитель объявляет общую тему урока, время, отводимое на за­дание, называет материал, необходимый для выполнения рисунка. В зависимости от конкретного учебного задания (особенно если это рисование на темы, декоративное рисование) проводится беседа воспитательного характера. На уроке рисования с натуры школьники под руководством учителя проводят элементарный анализ формы, пропорций, цветовой окраски изображаемого объекта; на классной доске (или с помощью таблиц) показыва­ется общая поэтапность выполнения рисунка. Затем школьники приступают к работе.

В это время учитель проводит с учащимися одного из классов (например 5 класса) беседу об изобразительном искусстве. После беседы учащиеся этого класса продолжают рисовать, а педагог проводит беседу с другим классом (например 6 класса). В конце беседы с учащимися каждого класса учитель конкретизирует учебное задание, проводит, если это необ­ходимо, еще раз анализ натуры, учебного материала.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства, беседы, об искусстве в одном из классов сочетаются с практи­ческой работой учащихся по рисованию в других классах. Все рекомендуемые для бесед произведения изобразительного искус­ства по своему содержанию, как правило, соответствуют темам практических занятий по рисованию.


Учитель изобразительного искусства, так же как и другие учителя общеобразовательной школы, вооружает учащихся систе­мой научных знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой, формирует мировоззрение будущего гражданина страны. Перед учителем стоят такие задачи: воспи­тать внимание, наблюдательность, память, воображение детей, развить их художественные способности и научить творчески мыслить. Успешное решение всех этих задач обусловливает актив­ное и целенаправленное руководство учебным процессом. В каж­дый конкретный момент занятия изобразительным искусством учитель должен направлять внимание, мысль детей на самое важное, необходимое в познаваемом объекте, явлении, на творче­ское решение поставленной учебной задачи. Одновременно пе­дагог раскрывает школьникам наиболее эффективные приемы и методы работы карандашом, акварелью, показывает способы ис­правления ошибок.

Преподаватель изобразительного искусства должен в совер­шенстве обладать теми свойствами и качествами, которые он развивает, формирует и воспитывает у своих учащихся. По уму, дисциплинированности, ответственности, решительности, душев­ным качествам, культурному уровню учитель всегда должен являться образцом для учащихся. Личный пример, внешний вид, манера говорить — все поведение учителя становится важным воспитывающим фактором. «Личный авторитет педагога невоз­можно заменить каким-либо приемом или организованными фор­мами работы, никакими уставами и программами», — отмечает советский психолог Н. Д. Левитов.

Личность учителя изобразительного искусства должны отличать, прежде всего, качества: любовь к Ро­дине, активность, целенаправленность действий, зна­ние курса истории искусств, умение рисовать. Чтобы не отставать от жизни, строить учебно-воспитательную работу с детьми на высоком научном уровне, учитель изобрази­тельного искусства должен постоянно повышать свой кругозор. Большое значение в практике преподавания изобразительного искусства имеет речь учителя. Она должна отличаться граммати­ческой правильностью, логической стройностью, ясностью и до­ступностью, эмоциональной выразительностью, точностью, кон­кретностью, умеренным темпом. Совершенно недопустимо, когда преподаватель изобразительного искусства, анализируя, например, содержание картин известных художников, ведет объяснение монотонно, сообщает факты без эмоционального подъема, без ярких эпитетов и сравнений.

Необходимое условие успеха работы преподавателя — его творческое отношение к учебно-воспитательному процессу. Твор­ческий подход педагога к процессу преподавания обеспечивает активную работу учащихся в течение всего урока, глубокое усвоение школьниками знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами урока, успешное идейное и эстетическое воспитание детей. Творчески преподавать изобразительное искус­ство — это значит постоянно искать новые пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы, использо­вать новые, оригинальные формы объяснения и закрепления материала, разрабатывать систему вопросов, совершенствовать отдельные методы и приемы обучения и воспитания, постоянно приобретать новые знания, перенимать опыт лучших учителей, совершенствовать свое мастерство.

Необходимо творческое отношение учителя изобразительного искусства и к процессу подготовки к уроку. Здесь учитель дол­жен знать и соблюдать ряд условий, которые во многом опреде­ляют качество знаний учащихся, их интерес к занятию, актив­ность во время урока. Такими условиями являются:

  1. Четкое определение цели и задач урока изобразительного искусства, определение структуры, объема и содержания учеб­ного материала;

  2. Предварительное четкое и конкретное определение обу­чающего и воспитательного содержания нового материала, всего урока изобразительного искусства;

  3. Определение связей обучения и воспитания на уроке изоб­разительного искусства в зависимости от задач и содержания урока;

  4. Глубокое знание программы по изобразительному искусству и на этой основе определение значения и места каждого конкрет­ного урока в общей системе уроков по этому предмету в решении общих задач воспитания школьников;

5. Предварительное планирование учебного материала;

6. Изучение специальной и дополнительной литературы.


Таким образом, каждый учитель изобразительного искусства должен всегда помнить, что качество обучения и воспитания учащихся на уроках зависит, прежде всего, от качества его соб­ственных знаний, умений, от уровня его подготовки.

Важным условием успешного обучения школьников изобра­зительному искусству, развития у них художественных способ­ностей является индивидуальный и личностно-ориентированный подход к детям в процессе обучения, современные технологии обучения.

Учитель должен активно и целенаправленно руководить учебным процессом, обеспечить успешное решение обучающих, развивающих, воспитывающих задач урока, раскрыть эффективные приемы и методы работы красками и др. материалами, показывать способы исправления ошибок в рисунке. Должен в совершенстве обладать теми свойствами и качествами, которые формирует у своих учащихся, всегда должен являться образцом. Выполнение этих задач возможно лишь при условии дальнейшего повышения педагогического мастерства учителей. Важным звеном повышения квалификации учителя является самообразование. Располагая определенной базой накопленных знаний, учитель должен продолжать самостоятельную работу над совершенствованием профессионального мастерства, над углубленным изучением отдельных тем педагогики, психологии, а также наиболее сложных тем учебной программы.


Считаю, что одним из двигателей к совершенствованию своих творческих способностей на уроках изо, является участие в различных конкурсах разных уровней. К счастью наших учеников не нужно заставлять участвовать в них, они с большим удовольствием выполняют работы для школьных, районных и областных конкурсов.

Наша школа принимала участие художественной направленности в таких конкурсах как: «Зеркало природы», «Пасхальная открытка», «Рисуем Победу - 2023», «Все в поход», «Звезда спасения», «Закон глазами детей», «Охрана труда» и другие. Во всех этих конкурсах дети занимали призовые места.

Для школьного музея «Память» оформлена выставка рисунков «Осенний букет учителю».

В фойе школы оформлен стенд кружка «Юные художники», выставка, посвященная Вов и другие.



Изучая опыт коллег, можно сделать процесс обучения на уроках изо более продуктивным, интересным. Необходимо любить свою работу, понимать и поддерживать учащихся, заниматься самообразованием.


Заключение

Малокомплектная школа – это образовательное учреждение, в котором количество учащихся на один класс значительно меньше, чем в обычной школе. Уроки в малокомплектной школе имеют свои особенности, такие как индивидуальный подход к каждому ученику, более гибкая организация учебного процесса и большая вовлеченность учащихся в обсуждение и активную работу. Учитель в малокомплектной школе играет важную роль в организации урока, создании комфортной атмосферы и стимулировании интереса к учебе. Уроки в малокомплектной школе имеют свои преимущества, такие как более интенсивная работа с каждым учеником, возможность более глубокого изучения материала и большая свобода в выборе методов и форм работы. Однако, также существуют и некоторые недостатки, такие как ограниченность в выборе предметов и специализаций, а также возможные трудности в организации коллективной работы. Для успешного проведения урока в малокомплектной школе рекомендуется использовать разнообразные методы и формы работы, активно вовлекать учащихся в обсуждение и самостоятельную деятельность, а также создавать доверительные отношения с каждым учеником.



Список литературы

1.https://multiurok.ru/files/prepodavanie-predmeta-izobrazitelnoe-iskusstvo-v-u.html Преподавание предмета "Изобразительное искусство" в условиях сельской малокомплектной школы (из опыта работы)

2.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/428541-doklad-tema-problemy-organizacii-sovremennogo  «Проблемы организации современного урока в малокомплектной школе»

3. https://nauchniestati.ru/spravka/urok-v-malokomplektnoj-shkole/ «Проблемы организации современного урока в малокомплектной школе»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!