Выступление на педагогическом совете «ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ Ф УНКЦ И ОН А ЛЬН ОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС и ФОП»
Подготовила Абакумова Ольга Николаевна, учитель информатики МБОУ «СОШ № 42»
Формирование функциональной грамотности
- Для успешного формирования функциональной грамотности в
- учебном процессе учителя должны получить ответы на следующие вопросы:
- Что понимается под функциональной грамотностью и ее отдельными составляющими?
- Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
- Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение учащимися функциональной грамотностью?
- Какие задания работают на формирование функциональной грамотности?
- Есть ли такие я в учебниках и задачниках, по которым работает учитель?
- Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
Определение
Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и эффективно
функционировать в ней
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять
простейшие арифметические действия, ФГ есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений,
который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
Отличительные черты функциональной грамотности
С годами набор ключевых для жизни умений меняется
А.А. Леонтьев в одной из своих работ дал такое определение функциональной грамотности: « Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации »
Особенности заданий для формирования ФГ
- Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний
- Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
- Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
- Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)
Особенности заданий для формирования ФГ
- Особенность заданий ФГ – их многофакторность и комплексный характер
- Для выполнения заданий требуется не только знание предмета, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений
- Специфика заданий на формирование ФГ заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер
Компоненты задания для ФГ
Предметные знания
Формируемые Компетенции ФГ
Задание для формирования
ФГ
Реальная ситуация
Контекст
Контекст задания
Контекстом называют тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
- личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- местном/национальном (связанном с проблемами данной местности или страны)
- глобальном (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)
Наличие контекста задания является важным условием задания на формирование и оценку ФГ, так как помещенная в нем проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное знание
Познавательные уровни
Трудность любого задания – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для его выполнения. Выделяются следующие познавательные уровни:
Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице
Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений,
выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более,
интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков
Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать
доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы
Типология заданий
Выполнение любого задания предполагает решение комплекса задач,
отрабатывающих различные аспекты функциональной грамотности. Поскольку задачи внутри комплексного задания предполагают работу с информацией, то их можно классифицировать по форме работы с информацией:
- Задача-интерпретация предполагает трактовку обучающимся информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме. Формулировка
задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его
взаимосвязей с другими объектами
- Задача-сравнение предполагает использование приема сравнения — выделения сходных и различных свойств
- Задача-аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства
- Задача-модель подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте
Типология заданий
- Задача-поиск прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами
- Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица)
ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта
- Задача-возможность направлена на оценивание достоверности
информации — на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов.
- Задача на избыточность предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту
- Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения
данных в ходе оценивания полноты информации
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
В ШКОЛЕ
вн е урочн о е время
- пр и обре т е н и е опыта
- учимся друг
у друга
предметах
часть
работа
«урок»
уч и т е лям
на уроке
Использование банка готовых комплексных заданий
+ в р е м я
+ готовая дидактика
+ м н ого вар иа н т о в зада н и й
Новое нормативно-правовое регулирование
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования » (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822)
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
Банк заданий по функциональной грамотности
15
Интерактивное продолжение дидактического комплекса Издательства «Просвещение»
Задания от экспертов международных исследований качества образования
1
Наблюдение за динамикой формирования
функциональной грамотности у обучающихся
2
Индивидуальная работа с каждым
учащимся
3
Больше информации
https://media.prosv.ru/fg/
600 комплексных заданий Банк постоянно пополняется 20+ пособий 2 роли – учитель и ученик 5 компонентов функциональной грамотности: Финансовая грамотность Математическая грамотность Естественно-научная грамотность Читательская грамотность Креативное мышление Интерактивное взаимодействие Коммуникативная площадка для организации учебного процесса " width="640"
Банк заданий по функциональной грамотности
16
Версия 2.0
2 режима решения заданий
Тренажёр и Мониторинг
600 комплексных заданий Банк постоянно пополняется
20+ пособий
2 роли – учитель и ученик
5 компонентов функциональной грамотности:
- Финансовая грамотность
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Читательская грамотность
- Креативное мышление
Интерактивное взаимодействие Коммуникативная площадка для организации учебного процесса
Банк заданий по функциональной грамотности
17
Возможности ученика
Видеть задания по всем компонентам ФГ для тренажера
Просматривать электронные формы учебных пособий (ЭФУП) Решать самостоятельно, выбранные ситуации-тренажеры без ограничения попыток
Решать работы, выданные учителем
Видеть сводную статистику своих работ
Видеть результаты проверки и комментарии учителя
Возможности учителя
Просматривать электронные формы учебных пособий (ЭФУП) Знакомиться с дидактической карточкой ситуации
Просмотреть и прорешать ситуацию
Видеть задания по всем компонентам ФГ для мониторинга и
тренажера
Включать ситуацию в работу (тренажер или мониторинг) Формировать работы
Настраивать параметры выдачи работы
Видеть карточки и статусы выданных работ
Видеть «сигнал» о необходимости проверки
Проверять задания с открытыми ответами, видеть ошибки в заданиях с автоматической проверкой, писать комментарии Видеть сводную статистику динамики:
- по всем видам грамотности;
- по отдельным компонентам ФГ;
- по классу.
Видеть сводную информацию:
- по типу заданий;
- по времени выполнения;
- по классу.
Просвещение. Поддержка
18
Функциональная грамотность – это житейская мудрость
Креативное мышление
20
Рассмотрите рисунок. Попробуйте дорисовать к этим кругам другие фигуры таким образом, чтобы получилась законченная картина.
Креативное мышление
21
Креативное мышление – это о чём?
33
Какая идея, на ваш взгляд, наиболее креативная?
Почему?
Если бы вам сразу предложили эти рисунки как образец, выполнять задание стало бы легче или сложнее?
Важно не повторять чужие идеи, но можно немного их изменять.
Математическая грамотность – это о чём?
СИТУАЦИЯ:
кто что любит?
© АО «Издательство «Просвещение», 2022
Естественно-научная грамотность
СИТУАЦИЯ:
как спасти солёную сельдь?
Естественно-научная грамотность!
Иногда случается так, что сельдь купили пересоленую. Что же делать в таком случае?
Способ первый
Если сельдь пересолена, но не слишком сильно, то разделываем её на филе, нарезаем кусочками, складываем в баночку или контейнер и добавляем к ней одну-две головки репчатого лука, нарезанного полукольцами. Заливаем растительным маслом и перемешиваем. На следующий день сельдь станет менее солёной.
Способ второй
Если сельдь очень пересолена, то её нужно вымачивать. Рыбу потрошим, делаем небольшой надрез по спинке. Заливаем сельдь холодной кипяченой водой на 1 час. Затем меняем воду и вымачиваем еще 1–2 часа в зависимости от того, насколько солёная рыба.
1. Почему при первом способе лук и подсолнечное масло становятся солёными? Свой ответ поясните.
2. При втором способе предлагают заменить воду через 1 час. Для чего это делают? Ответ поясните.
Естественно-научная грамотность
Так как рыба очень солёная, то через час вода также станет солёной и скорость проникновения соли в воду замедлится или прекратиться совсем. Рыбу нужно вновь поместить в пресную воду
Селёдка становится менее солёной за счёт процесса диффузии. При этом соль от рыбы проникает в подсолнечное масло и лук
Финансовая грамотность – это о чём?
СИТУАЦИЯ:
покупка валюты
Финансовая грамотность!
Финансовая грамотность – это о чём?
У вас в кармане 170 рублей. Сможете ли вы обменять их на 2 евро в банке по курсу 1 евро= 86 рублей 29 копеек? Хватит ли вам денег? Если нет, то сколько не хватает?
Кроссворд «Деньги мира»
Что важнее?
22
Математическая грамотность
Раньше я …
Теперь я …