Актуальность педсовета.
(1 слайд) Поворот школы к ребенку, переход к новому личностно - ориентированному типу образования невозможен без существенного повышения уровня профессионально-педагогической культуры учителей.
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века, остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
(2 слайд) Вспоминая свои школьные годы, чуть ли не каждый из нас может констатировать тот факт, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к учебному предмету объяснялась соответствующим отношением к учителю. Это очевидно – отношение ребенка к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю.
Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только математике или истории, но и демонстрирует детям образцы того или иного поведения.
Поэтому проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна. Еще актуальнее она становится в условиях нашей школы-интерната.
Понятие «Профессиональная культура педагога».
Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.
(3 слайд) Культура (лат. «cultura» – «возделывание», «воспитание») – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.
Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обстоятельств, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни; в более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (результаты познания), а также человеческие силы и способности, реализуется в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Под культурой в общем смысле понимаются все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.
Профессиональная культура педагога – интегрированное понятие.
Анализ разных подходов к определению профессиональной культуры позволяет выделить в них некоторые общие позиции: профессиональная педагогическая культура представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития личностных качеств, психолого-педагогических знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности.
(5 слайд) Педагогическая мораль предъявляет основные требования учителю: воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам. В этом, пожалуй, и есть суть всей педагогической морали.
(6 слайд) Компоненты педагогической культуры:
аксиологический;
технологический (деятельностный).
личностный (личностно-творческий);
1). Аксиологический компонент представляет собой совокупность педагогических ценностей, характерных для современного этапа развития образования и включает себя профессионально-педагогические знания и мировоззрение, педагогическое мышление и рефлексию, педагогический такт и этику.
Личностно-педагогические ценности – это система ценностных ориентаций личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность. Данный компонент представляет собой мировоззренческую характеристику личности.
2). Технологический компонент обеспечивает решение образовательных задач и предполагает знание педагогом технологий обучения и воспитания. Он необходим для того, чтобы педагогическую теорию перевести в образовательную практику.
3). Личностно-творческий компонент отражает творческое, креативное начало личности педагога. Педагогическое творчество предполагает наличие таких качеств личности педагога, как инициативность, индивидуальная свобода, независимость мнений и суждений, ответственность, способность к изменениям.
Уровни сформированности профессиональной педагогической культуры.
Существует четыре базовых уровня сформированности профессиональной педагогической культуры: креативный, эвристический, репродуктивный, адаптивный.
Адаптивный уровень характеризуется неустойчивым отношением к педагогической реальности. К психолого-педагогическим знаниям педагог относится индифферентно, не всегда готов использовать их в педагогических ситуациях. Педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме. Нет осознанной необходимости в повышении квалификации.
Репродуктивный уровень характеризуется устойчивой заинтересованностью в педагогической деятельности. Педагог активно решает педагогические задачи, актуализируя психолого-педагогические знания. Осознает необходимость в повышении квалификации.
Эвристический уровень характеризуется устойчивым стремлением педагога к реализации в педагогической деятельности и наличием развитой педагогической рефлексии. Деятельность педагога связана с постоянным поиском новых методов и форм обучения и воспитания. Педагог готов передавать свой опыт коллегам. К повышению квалификации относится избирательно.
Креативный уровень характеризуется высокой степенью самореализации педагога в профессиональной деятельности. В педагогической деятельности преобладает нестандартный подход к решению педагогических задач, значительная роль отводится импровизации, интуиции. Педагог заинтересован в различных способах повышения квалификации, сам часто является инициатором создания различных форм совершенствования педагогического мастерства.
(7 слайд) Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т. д.
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует.
Слайд) Поэтому моральный «барометр» учителя - его педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени.
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам.
Слайд) Такт педагога регулирует его педагогические действия с нравственной стороны. Наиболее полно профессионально-этическая мера целесообразности представлена в признаках (чертах) педагогического такта:
- требовательности без грубости, унижения личного достоинства и мелочной придирчивости;
-естественности, простоте общения, не допускающей фамильярности и панибратства;
-принципиальности и настойчивости без упрямства;
-внимательности и чуткости без подчеркивания этого;
-юморе и иронии без насмешливости, унижающей достоинство личности;
-воздействии в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний без подавления и унижения;
-способности обучать и воспитывать обучающихся без подчеркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;
-умении слушать обучающегося, серьезно подходить к формулировке ответа на его вопрос и других.
Перечисленные признаки педагогического такта проявляются при решении педагога различных учебно-воспитательных задач, что позволяет повышать эффективность и качество их профессиональной деятельности.
Слайд) Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
Слайд) Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением друг к другу. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя.
(12 слайд) На занятиях — четкость, корректность, строгость, если детский коллектив не готов к уроку.
Во внеурочной работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневом, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль.