СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад педагогический опыт мастера производственного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования, предъявляемые к мастеру производственного обучения современным обществом, послужили условием становления моего педагогического опыта.Необходимость совершенствования системы образования, внедрение в прктику учебных профессиональных заведений комплекса мер, напрвленных на  обеспечение каждому студенту адекватных условий для его развития.

Просмотр содержимого документа
«Доклад педагогический опыт мастера производственного обучения»


Профессий разных много на земле.
Есть сварщики, токари, повара.
Большая им слава, большой им почет!
А учат их всех мастера!




Требования, предъявляемые к мастеру производственного обучения современным обществом, послужили условием становления моего педагогического опыта. Необходимость совершенствования системы образования, внедрение в практику профессиональных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому учащемуся адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

Современное производство требует повышения качества подготовки квалифицированных рабочих в училищах системы профессионально-технического образования и вызывает необходимость применения таких средств и методических приёмов, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся не смогут справиться с увеличившимся объёмом и усложнившимся содержанием учебного материала), во-вторых целенаправленно формировать умственные компоненты трудовой деятельности, воспитывать творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для производства.

В процессе обучения необходимо также обеспечить всестороннее развитие учащихся, успешно формировать у них технологическое мышление, профессиональное мастерство, воспитывать самостоятельность в работе, стремление к творческому восприятию нового в технике, технологии, экономике и организации производства.

Для решения этой задачи необходимо внедрять в учебный процесс интерактивные технологии с целью активизировать у студентов познавательную и творческую деятельность. Результатом работы должно быть повышение качества знаний и умений студентов, повышение социальной адаптации и профессиональной адекватности студентов. Формирование этих черт обеспечит осознанное восприятие обучающимися учебного материала, способность ориентироваться в изменяющихся условиях производства, оперативно находить решения в разнообразных производственных ситуациях.

В процессе производственного обучения стараюсь формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки, приемы и способы выполнения работ передовыми формами организации труда, бережное расходование материальных и энергетических ресурсов. Для возрастания интереса у обучающихся к овладению и освоению выбранной профессии, как мастер производственного обучения внедряю в свой образовательный процесс инновационные методы обучения. На своих уроках производственного обучения наряду с практическими занятиями применяю элементы мультимедийных технологий. Мультимедийные технологии позволяют в несколько раз увеличить усвоение пройденного материала, закрепив это практическими навыками.

Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Так как уровень подготовки студентов неодинаков и восприятие у всех разное, есть более слабые студенты, то работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности слабых учащихся возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую карточки –задания и технологические карты. Создание положительной мотивации способствует формированию навыков самообразования, развивает познавательную активность и самостоятельность. Считаю, что основная цель урока - повышение качества знаний обучающихся. Поэтому применяю разные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, групповую, фронтальную. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно.

Универсальных методов обучения не существует. Однако при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать привлечению учащихся к активной творческой самостоятельной деятельности при личностном подходе к ним.

Цель личностно-ориентированного подхода – создание условий для познавательной активности учащихся. Признание студента главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Это одна из центральных проблем современного профессионального образования, формирование у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности, без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые условия  развития и совершенствования личности студента, а именно:

1. Использование субъектного опыта учащегося.

2.Актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие, способствующее пониманию и введению нового знания.

3. Вариативность заданий, предоставление студенту свободу выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

4, Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта мастера и студента на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

5, Создание ситуации успеха (на каждом уроке учащийся должен почувствовать радость от успешно проделанной работы).

Задачи, которые я решаю как мастер производственного обучения в процессе обучения профессии «Повар, кондитер» заключаются в том, чтобы:

  • Создавать атмосферу заинтересованности каждого обучающего в работе.

  • Уметь рационально планировать и организовывать работу.

  • Оценивать деятельность обучающего не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

  • Стимулировать обучающихся к использованию выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ или просто высказаться и т.д.

  • Создавать проблемные ситуации, которые позволяют обучающимся проявлять инициативу, самостоятельность.

  • Поощрять обучающихся находить рациональные или новаторские способы работы. 

Для реализации этих задач нужно использовать разнообразные формы и методы производственного обучения. Считаю, что в основе обучения лежит признание индивидуальности, самобытности и самоценности каждого обучающегося. Исходя из этого, поэтапно планирую уроки производственного обучения. На первых урока у обучающихся складываются общие представления об избранной профессии.

В первые месяцы производственного обучения, которые проходят в кухне-лаборатории, основной  формой производственного обучения является фронтальная работа. Она заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме мастер проводит единый вводный инструктаж, объясняя особенности работы, предупреждает о типичных ошибках; коллективно обсуждаются причины неудач и ошибок, выполненные  изделия  сравниваются с образцами. Такая коллективная работа обучающихся способствует восприятию одними учащимися удачных приемов у других и поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь необходимо дать обучающимся возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у студентов познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой. И здесь мастер уделяет особое внимание налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Проявляя наблюдательность и педагогический такт, мастер ровно и одинаково доброжелательно относится ко всем студентам.

На втором году производственного обучения занятия предполагают работу в бригадах. Комплектуются бригады с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в бригаде, обучающиеся могут помогать и обсуждать задания, проверять и оценивать работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. Работой группы на занятии руководит студент(бригадир), эти функции выполняются поочерёдно, что соответствует реалиям трудовой жизни, когда необходимо и руководить,  и подчиняться. Все работают под контролем мастера, который помогает разрешить тупиковые или проблемные ситуации. Это создаёт атмосферу сотрудничества и духа взаимопомощи. При этом мастер контролирует работу в бригадах и отмечает индивидуальные результаты каждого.

Для активизации мыслительной и познавательной деятельности использую метод создания проблемной производственной ситуации и предлагаю студентам найти пути решения ее. Проблемная задача требует не только поиска и нахождения ответа, но и его обоснования, доказательства его правильности.

Использование разнообразных методов активизации обучающихся на уроках производственного обучения положительно сказывается на результатах обучения .
Активизация мыслительной деятельности обучающихся – не самоцель. Это педагогический «инструмент», средство повышения эффективности производственного обучения и качества подготовки рабочих кадров для предприятий общественного питания.  





Литература 

1. Кругликов Г.И. Настольная книга  мастера производственного обучения – М.: Академия, 2009. – 272 с.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии,1996. – 157 с.

3. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся – М.: Просвещение, 2008. – 98 с.

4. Семенова В.А. Личностно-ориентированный подход в обучении и учащихся как помощь в дальнейшем профессиональном самоопределении групп портных. http://rudocs.exdat.com/docs/index-59420.html (дата обращения 21.05.2012)