СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад."Плюсы и минусы нового стандарта"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль школы на сегодняшнем этапе развития системы образования - это: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя).

Просмотр содержимого документа
«Доклад."Плюсы и минусы нового стандарта"»

Доклад

Тема: «Плюсы и минусы нового стандарта. Проблемы и пути их решения»

 

Что же такое ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ :
начального общего, 
основного общего, 

 Основные функции стандарта второго поколения 

-обеспечение права граждан на полноценное образование; 
-единство образовательного пространства; 
-обеспечение преемственности обучения на разных ступенях;
-повышение объективности оценивания качества образования.

Новый стандарт в профессиональной среде называют «три новых Т» 

- требование к условиям, 
-требование к структуре образовательных программ 
- требование к результату. 

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько он часов пробыл в школе, теперь вопрос "сколько" уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как он прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов, скажем так, к применению, к практике тех знаний и т. д. 

Какова концепция ФГОС второго поколения? Это прежде всего смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний (ЗУН) – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности (УУД). В широком смысле УУД – «умение учиться». 

УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания  

Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, которые подразделяются на три группы.

 Личностные результаты 

Готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества

Метапредметные результаты

Освоенные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия 

Предметные результаты

Освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.

Всё вышесказанное указывает на то, что введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения введения ФГОС. Это значит, что обучающиеся учатся не только читать, писать и считать, но и объяснять и сотрудничать. Обучение детей чтению, развитие умения выслушать требование, удержать его в памяти, умения ставить цель, сравнить полученный результат с поставленной целью, установить причину ошибки должно осуществляться на любом уроке. Серьезные требования стандарт предъявляет к умению сотрудничать. Ориентируясь на новые образовательные стандарты, учителя на уроках используют три формы работы: индивидуальную, партнерскую (или микрогруппы по 2-4 человека) и коллективную. Такие формы работы позволяют развивать коммуникативные компетенции учащихся, позволяя преодолевать боязнь общения с одноклассниками, научиться отстаивать свое мнение и доказывать свою точку зрения. В целях поддержания интереса к обучению на уроках используются игровые задания, эстафеты, головоломки, ребусы и т.п. Большое внимание уделено в школе внеурочной деятельности первоклассников. Внеурочная деятельность по различным направлениям организована в форме игровых занятий, конкурсов, экскурсий, тематических праздников, викторин, эстафет, подвижных игр и т.п. Идёт второй год школьной жизни в новом режиме. Что нового мы сделали за это время, что у нас полу­чилось, а над чем ещё предстоит работать? Отвечая на эти вопросы, мы, прежде всего, анализируем весь подготовитель­ный период, отмечаем проблемы и достижения, расставляем акценты и планируем перспективы. При этом необходимо понимать, что введение ФГОС НОО - это не только нововведение для школьников и учителей начальных классов - это старт системному изменению обра­зования в целом.



Плюсы и минусы в работе в связи с внедрением ФГОС

Роль школы на сегодняшнем этапе развития системы образования - это: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя).

Новым в работе учителя в связи с введением ФГОС стали:

  1.  новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);

  2. новое содержание образования;

  3. применение инновационных технологий (развивающего, проблемного, исследовательского обучения, информационных технологий и т.д.);        

  4. переход на активные методы с учащимися (решение проблемных задач различного типа, исследование, проект и т.д.);

  5. новая система оценивания результатов (портфолио, мониторинг).

Как любое новшество стандарт имеет свои минусы и плюсы. Что же мы имеем сегодня?

 

Каковы плюсы ФГОС основного общего образования?

1) Первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.

2) Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

3) Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет.

4) Четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

5) Пятый плюс — это то, что активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация работы в группах подвижного состава, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.

6) С введением ФГОС изменились цели и задачи обучения. Например, теперь в современной школе ребёнка должны научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, которые составляют основу умений учиться. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.

Задача учителя научить ребенка выполнять какую – то работу самостоятельно, опираясь не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных источниках информации. Искать, находить и действовать!

7) Главным принципом в модернизации заданий учебников является ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;  постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация); увеличение заданий для работы в парах и/или группах; увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие; увеличение заданий по поиску информации; увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД (универсальных учебных действий). Содержание структуры учебников и всех компонентов УМК ориентировано на основные этапы урока: мотивационный, проблемный, работа с информацией, аналитический, рефлексивный.

8) Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя. Учитель максимально использует возможности материально - технической базы, ИКТ - технологии. Полноценные рабочие места учителя, интерактивные доски, электронный микроскоп, спортивное оборудование, полученные школой в рамках программы модернизации школы позволяют учителям организовать работу на уроках более продуктивно. Но в то же время, оснащение кабинетов компьютерной техникой - это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя.

9) Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:

спортивно-оздоровительная деятельность; 

духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;

общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;

социальное направление;  общекультурное развитие.

10) ФГОС дает возможность простому школьнику профессионально самоопределиться, сконцентрировать собственные усилия на по-настоящему важных и интересных аспектах обучения. Ученик участвует в составлении внеурочной деятельности, выказывает пожелания в увеличении объема определенных занятий и может быть уверенным, что они будут услышаны и учтены в полном объеме. Также, этот факт имеет положительный психологический подтекст в становлении личности ребенка.

 

Каковы  минусы ФГОС основного общего образования?

1) Наиболее очевидным минусом ФГОС является требования к условиям реализации стандарта и сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство, заключая "общественный договор", должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

2) Трудности у учителя и администрации по организации учебного процесса: выбрать УМК, максимально приближенный к стандартам второго поколения, составить рабочую программу по предметам с учётом современных требований, оформить программу воспитания и социализации класса совместно с родителями, спланировать внеурочную деятельность и т.д.

3) В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика должны быть компетентными в вопросе образования их детей. К сожалению, в настоящее время средства массовой информации с функцией представления адекватной информации в необходимом объеме не справляются. Более того, зачастую СМИ дезинформируют родителей по многим вопросам, касающимся модернизации образования. С другой стороны, в современном обществе все больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась». Эта тенденция является разрушительной как для ребенка, так и для самой семьи. Поэтому совершенно справедливо современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. В этом направлении, безусловно, работают и учителя, но во многих случаях необходимо участие школьного психолога. 
4) Требуется продолжение материально – технического оснащения образовательного процесса:
-интерактивные доски
- копировальная техника
-мобильные компьютерные классы
- лабораторное оборудование
- подключение интернета в классы
максимально использовать возможности школы для внедрения инновационных технологий,
5)  Внести изменения в ООП НО - разработать программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в связи с изменениями в федеральном государственном стандарте,

6) Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

 - целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

 - самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

 - результаты учебных проектов,

 - результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Не до конца продумана система интерпретации результатов формирования УУД. Учителя школ сами составляют работы с целью диагностики предметных результатов. Получается, что каждое образовательное учреждение разрабатывает свою рубежную работу, а значит, нет единства в системе оценивания предметных результатов.

7) Излишняя отчетность учителей

Перегрузки угрожают не только обучающимся, но и учителям. Количество таблиц, данных портфолио, листов предметных достижений таково, что желание работать по новым стандартам заметно уменьшается при виде количества документов, требующих заполнения. Подготовка к урокам требует значительно больше времени. Сможет ли учитель качественно подготовиться к следующему учебному дню и внеклассным мероприятиям ежедневно? Где взять время на всю ту работу, которую должен выполнить учитель? Как же его семья? Он тоже человек: хочется почитать книгу, посмотреть фильм, заняться любимым делом... И конечно не нужно забывать и о здоровье учителей.

Президент России Владимир Путин еще 23 декабря 2015 года рекомендовал избавить учителей от бюрократической нагрузки.

Об этом он заявил на заседании Госсовета, посвященного системе образования.

«Предлагаю максимально сократить административную, бумажную нагрузку на педагогов и образовательные организации в целом. Рабочая группа Госсовета предлагает, чтобы бюрократическую, отчетную работу взяли на себя, прежде всего, учредители школ», — отметил президент.

Он также посоветовал продумать количество контрольно-надзорных мероприятий в образовательных учреждениях. Путин согласился, что в этой системе строгий контроль необходим. При этом он попросил организовывать проверки таким образом, чтобы они не мешали учителям работать с детьми.

 

Вывод

В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для удачного внедрения ФГОС, эта система сможет стать настоящим прорывом. Преимуществ у данного стандарта много, главное правильно организовать учебный процесс. В таком случае эта задача полностью ложится на плечи ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавиться от недостатков.

Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. 


Мои предложения для проекта решения:

  • Предлагаю сократить количество отчетов, планов и другой документации, так как это занимает очень много времени, в ущерб подготовки к урокам и в ущерб личного времени, к тому же об этом просит сам глава государства;


  • Изменить оборудование рабочего места учителя за счет оснащения кабинетов интерактивными досками, компьютерной техникой для продуктивной организации уроков, в рамках модернизации образования.


  • Уменьшить количество обучающихся в классах до 20 человек.


  • Уделить больше внимания созданию учебников нового стандарта. Задания должны быть интересны и познавательны. Использовать для создания текстов произведения, которые изучаются в школьной программе.