СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по биологии для выступления на РМО учителей химии и биологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по биологии для выступления на РМО учителей химии и биологии»















ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА























РМО учителей химии и биологии Алатырского района Профессиональная компетенция учителей биологии с учетом требований профессионального стандарта педагога Измуков Максим Геннадьевич, учитель химии и биологии МБОУ «Кирская СОШ» С 2020 года аттестация учителей будет проходить по-новому. Слухов и опасений много. Разбираемся, как будет проходить новая аттестация и насколько она будет сложнее. ЧТО ТАКОЕ ЕФОМ? Единые федеральные оценочные материалы, разработанные по заказу Министерства просвещения для аттестации педагогов. С 2020 года аттестацию будут проводить по единым правилам — здесь и пригодятся ЕФОМы. ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ? ЕФОМ состоят их трех блоков: письменная работа по учебной дисциплине, которую преподает учитель, видеоурок с разбором работ учеников, психолого-педагогическая задача или кейс. Письменная работа по учебной дисциплине нужна для проверки предметных и методических компетенций. Учитель математики не только будет решать уравнения, но и ответит на вопросы о планировании урока, постановке целей, раскрытии той или иной темы. Во время апробации учителям давали два часа на выполнение этой работы. Видеоурок нужен для оценки коммуникативных и психолого-педагогических компетенций. Учителю нужно будет не только составить план-конспект и провести урок, но и предоставить результаты самостоятельной работы ученика на уроке и оценить их. То, как снят урок, оцениваться не будет: достаточно снять его на телефон и загрузить запись в личный кабинет на сайте ЕФОМ. Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Пока критерии такие — качество воспитательной работы, мотивация учеников, формирование УУД, учет индивидуальных особенностей учеников. С помощью кейса также проверят коммуникативные и психолого-педагогические компетенции. Педагогу нужно будет разобраться в сложной ситуации и предложить свое решение. Например, понять, как работать с классом, в котором происходит травля. СКОЛЬКО БАЛЛОВ НУЖНО ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ? Максимально педагог может набрать 100 баллов. 60 или меньше дадут за работу с ЕФОМ. Еще 40 баллов напрямую от учителя не зависят — до 25 баллов дадут за достижения учеников, до 10 за отзыв работодателя, до 5 за отзывы учеников. Как именно будут будут переводить отзывы и результаты в баллы пока не понятно. КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ АТТЕСТАЦИЯ ПОСЛЕ 2020 ГОДА? Выпускники педвузов, решившие идти в школы или другие образовательные организации, будут сдавать входной экзамен. Точное его содержание неизвестно, но будущий учитель должен будет продемонстрировать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. Через два года он должен будет пройти аттестацию на соответствие должности «учитель». Именно для этого этапа готовы оценочные материалы, их и апробируют Министерство просвещения и Рособрнадзор. Дальше педагогу нужно будет через несколько лет подтверждать соответствие должности или расти «вверх» и проходить добровольную аттестацию на первую категорию. Пока термин «категория» остался, но разработчики хотели создавать новую должность «учитель-методист». Для прохождения аттестации нужно будет демонстрировать методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. После можно претендовать на высшую категорию или должность «учителя-лидера». Также неизвестно, через сколько лет после получения первой категории можно претендовать на высшую. Министерство просвещения закладывает пять лет на переходный период к новой модели аттестации. Скорее всего, это значит, что через пять лет будут готовы ЕФОМ для всех категорий и будет полностью отработан порядок новой аттестации. До этого аттестация на первую и высшую категорию скорее всего будет проходить по действующей модели. ОТЛИЧИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОТ УСТАРЕВШЕЙ: Нет привязки к выслуге лет или присвоенному ранее уровню. Можно двигаться в карьере настолько высоко и быстро, насколько позволяет компетенция .Будет проводиться объективная оценка достижений учеников, а также развитие навыков их учителя. Учителям будет присвоен рейтинг в зависимости от показателей их деятельности, рассчитанный по особому алгоритму.На педагогов возлагается надежда на разработку оптимизированной концепции подготовки по нормам и правилам новой системы образования ФГОС. КУДА ДЕВАТЬСЯ ТЕМ, КТО НЕ ПРОЙДЕТ ТЕСТИРОВАНИЕ? На этот вопрос ответило Министерство образования и науки. Оно заверило, что увольнений, связанных с провалом тестирования, не будет. Таким учителям будут советовать немного пристальнее отнестись к своему уровню знаний или коммуникативных навыков, возможно, пройти тренинги по их повышению. Для современной России давно назрела необходимость реформирования системы образования в целом. Нововведения, коснувшиеся аттестации учителей — это всего лишь одно из направлений, касающихся улучшения уровня образованности в стране. Двигаясь вперед, развивая эту сферу, России удастся воспитать поколение умных и талантливых людей. А ,значит, и составить конкуренцию более развитым странам и выйти на первые позиции экономического развития и благосостояния. Свою профессиональную компетенцию учитель может и должен улучшать на курсах повышения квалификации или курсах переподготовки. В современных условиях учитель может пройти обучение не только очно с отрывом производства, но и в очно-заочной форме, а также дистанционно, когда весь необходимый материал курсант получает от института в электронном виде, изучает его, а затем проходит тесты, сдает курсовую работу. Такая форма обучения дает возможность учителям улучшать свою профессиональную компетенцию, не выходя из дома. Кроме того, существует возможность прохождения курсов по накопительной системе, когда учитель проходит в разное время несколько краткосрочных курсов по разным тематическим модулям. Все это дает возможность педагогическому коллективу регулярно повышать свою квалификацию или проходить переподготовку, если есть такая необходимость в школе.

Очень важный цикл предметов в рамках школьной программы - естественнонаучный. Ведь именно он дает представление о природе, ее явлениях, живых существах, их взаимосвязи с человеком. География, биология, физика и химия - та основа, которая позволяет детям войти в жизнь, начать разбираться в происходящих вокруг вещах, ориентироваться в них и управлять ими. Биология всегда вводилась в школьный курс с 6 класса, однако по требованиям современных образовательных стандартов теперь данная дисциплина является обязательной к изучению с пятой ступени обучения. На данный момент времени для изучения этого предмета отводится семь лет - с пятого по одиннадцатый класс включительно. Самым главным критерием успешности проводимого урока является разнообразие форм работы на нем, грамотное и четкое построение его структуры. Главная цель - возбудить у детей интерес к изучаемому предмету и стимулировать их желание познавать самостоятельно как можно больше. Именно поэтому современный урок биологии - это совместная деятельность учителя и ученика, построенная на принципах демократизма. Активные формы работы, разнообразные приемы и использование новых методов - все это должно использоваться учителем на любой ступени обучения данному предмету. Для того чтобы более удачно реализовать внедрение новых стандартов в построение уроков, а также для того чтобы увеличить эффективность занятий, следует использовать различные виды уроков биологии. Всего их можно выделить: беседа; проблемный урок; комбинированный урок; экскурсия; лекция; семинар; ролевая игра; зачет; киноурок; урок с использованием интернет-ресурсов; лабораторная работа; обобщающий урок; зачет; контрольно-проверяющий урок; конференция. Однако существуют и другие виды, которые некоторыми учителями создаются самостоятельно и успешно внедряются. Все зависит от личности педагога и его креативности, нацеленности на результат, отношения к предмету.Один из методов урока биологии-метод проектов. Метод проектов подразумевает работу не только в течение урока, но и, возможно, всего учебного года. Работа может вестись как индивидуальная, так и групповая. Главная цель - исследование какой-либо проблемы, объекта с получением конкретного результата в итоге. Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. Использование информационно - коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Благодаря анимации, звуковым эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легкоусвояемым, экономит время. Использование ИКТ на уроках биологии, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. Современные программы по биологии .Сегодня есть несколько авторов, которым отдается предпочтение при выборе учебника биологии для урока. Среди них следующие: А. И. Никишов; В. В. Пасечник; И. Н. Пономарева; Н. И. Сонин; Д. И. Трайтак и Н. Д. Андреева; Л. Н. Сухорукова и другие. Каждый из авторов составляет не просто учебник, но и целый комплект пособий к нему. Это: рабочие тетради для учащихся; дневник наблюдений (не у всех); методическое пособие для учителя; рабочая программа и поурочное планирование на год. Какого автора выбрать, чью линию развивать, выбирает сам учитель совместно с дирекцией школы. Важно, чтобы выбранная программа по биологии была актуальна на протяжении всех ступеней обучения, чтобы не нарушалась преемственность и целостность восприятия материала. План-конспект урока по биологии, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает ориентацию на деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению. Анализ результатов урока Для того чтобы понять, насколько успешно ведется работа по выбранной линии и в соответствии с ФГОС, существует анализ урока биологии. Он позволяет выявить достоинства и недостатки, слабые места, сильные стороны. В результате можно скорректировать занятия и улучшить их эффективность, повысить качество обучения. Формы анализа могут быть разные. Например: самоанализ; комплексный анализ; методический разбор и прочие. Выбирать следует в зависимости от целей, с которыми проводится это мероприятие. Современный учитель биологии Большие требования на всех ступенях обучения предъявляются именно к педагогу.

С точки зрения ФГОС, нынешний учитель биологии должен в совершенстве владеть профессиональными компетенциями. Кроме того, на определенном уровне должны быть и его личностные качества. Психологический портрет педагога также подлежит рассмотрению с точки зрения ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие именно компетенции и черты входят в состав личности учителя. Профессиональные компетенции Можно выделить 6 основных: Коммуникативная. Умение конструктивно общаться, находить демократичные методы построения беседы с учащимися и применять их. Поддерживать свободно диалоги с родителями, коллегами, руководством. Умение общаться - важное звено успешного процесса обучения. Профессиональная. Естественно, современный педагог должен на высоком уровне владеть знаниями по своему предмету, обладать общим широким кругозором, осуществлять метапредметные связи на уроке. ИКТ-компетентность. Ни один открытый урок по биологии сегодня не обходится без использования информационных технологий. И это правильно. Наши дети растут в такую эпоху, когда для них норма - постоянное наличие компьютера в жизни. Учитель обязан уметь использовать это для достижения хорошего результата в обучении. Управленческая, которая позволит осуществить именно деятельностный подход к обучению. Общепедагогическая. Подразумевает знание основ психологии и педагогики учащихся. Рефлексивная - умение трезво и грамотно оценивать свою работу, делать работу над ошибками. Личные качества преподавателя Помимо обозначенных профессиональных компетенций существуют требования к учителю как к личности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!