МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Таврический колледж
(структурное подразделение)
ДОКЛАД
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ПО ТЕМЕ:
«ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
Выполнила:
студентка 2 курса
группы 2ПКС20
Иванцова Арина Тимофеевна
Преподаватель:
Федяев Мирослав Иванович
г. Симферополь, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
Понятие античной философии……………………………………………… | 5 |
Основные периоды развития античной философии………………………. | 6 |
Принципы античной философии…………………………………………… | 7 |
Характерные особенности античной философии…………………………. | 7 |
Методы познания и деятельности …………………………………………. | 10 |
Ценностные ориентации …………………………………………………….. | 11 |
Заключение …………………………………………………………………… | 13 |
Список использованных источников………………………………………. | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.
В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.
Философия - это наука о всеобщем. Можно еще сказать, что философия есть наука о мире в целом. Но то целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Философия, помимо всего прочего, в отличие от духовного мира человека, отождествляет мысль, образ и действие. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В своих действия человек символизирует философию, которая воплощается, преобразуется в объекты, в творения человека. Каждый человек, народ, цивилизация реализует свои философские ценности, например стремление к нравственности, справедливости, добру, красоте, свободе, совершенству.
Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.
Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII-V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.). В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.[1]
Цель: определить идейное содержание античной философии: основополагающие принципы, методы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Задачи:
дать понятие античной философии;
описать основные периоды развития античной философии;
охарактеризовать принципы античной философии;
выявить характерные особенности античной философии;
определить методы познания и деятельности;
охарактеризовать ценностные ориентации;
Понятие античной философии
Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.
Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Такое утверждение правомерно по двум основаниям:
именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность — это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений;
именно в античности зародилось понятие «философия». В восточных культурах, в восточной философии, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, которое сыграло определяющую роль в истории европейской философии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о первоначале мира[2].
Основные периоды развития античной философии
Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.
Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников. Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию. Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.
Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа , также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику.
Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом.
Римский период развития античной философии (I в. до н.э. - V н. э.). Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства. Одним из популяризаторов которого является Плотин. Плотин продолжает развивать некоторые идеи Платона, но, в отличие от него, он объединяет мифологию и философию, наделяя первоначало потусторонностью и сверхразумностью. Другие представители этого периода – Порфирий Тирский и Ямвлих[3].
Основные принципы античной философии
космоцентризм (исследование первоосновы бытия, главную роль играет универсальное пространство)
антропоцентризм (приоритет темы человека гармоничного, властного, нравственного; в индивидуальной этике — проблема достижения счастья)
социоцентризм (развитие теории государства и права, рассматривается роль государства в формировании человека)
логоцентризм (приоритет критического мышления, происходит формирование рациональности как подхода к философским вопросам)[4].
Философия античного мира выросла из мифологии и эпоса греков, что отразилось на ее развитии.
Основные характерные особенности
В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;
человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое[2].
Проблемы античной философии.
Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом:
космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»;
мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;
метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;
методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;
эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе;
проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем:
физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика;
и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.
Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще не вполне ясно.[5]
Методы познания и деятельности
Основные методы античной науки: индукция, дедукция и «умозрение»
(интеллектуальная интуиция)
К индукции как определенному специфическому способу движения мысли впервые в древнегреческой философии обратился Сократ.
В трактовке Сократа индукция («эпагогэ» – приведение, наведение) означает прием движения мысли, состоящий в том, что для любого общего понятия («мужество», «добродетель» и т.п.) дается общее определение, а затем рассматриваются его частные примеры. Целью индуктивного процесса является выработка такого определения рассматриваемого понятия, которое соответствовало бы всем известным случаям его употребления.
Платон видел основную задачу научного познания в том, чтобы свести менее общие идеи к более общим и, в конце концов, самым общим – «началам», из которых затем все эти общие и частные идеи могли бы быть выведены уже чисто логически. Наряду с интуицией («припоминанием»), Платон считал, что в науке существуют также два других метода научного познания:
1) индукция – «путь вверх» («синагогэ»), восхождение ума от чувственно воспринимаемых единичных предметов к их 16 общим идеям, а также и последующее подведение менее общих идей под более общие, «много» под «единое»;
2) дедукция – «путь вниз» («диайрезис»), нисхождение ума от «начал», или «высших» родов, от более общего знания к менее общему.
Благодаря дедукции, полученные индуктивным путем мнения, связываются в целостную систему и впервые становятся знанием. При построении знания ум, совершая вторую половину своего пути, вновь нисходит к концу, но уже «не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним» [6, с. 319].
Идея Платона о существовании трех основных путей построения целостного научного знания была одним из важных завоеваний античной мысли.
Таким образом, и Платон, и Аристотель считали, что существует три основных метода научного познания: интуиция, индукция и дедукция. Правда, трактовка ими этих методов и их веса в научном познании существенно отличались между собой. По Платону последовательность этих методов и их приоритетность для научного познания должна быть такой: интуиция, дедукция, индукция. Согласно Аристотелю, эта последовательность выглядит иначе: индукция, дедукция, интуиция. В теории же познания скептиков и эпикурейцев основными методами науки являются индукция и дедукция. Сформулированные греческими философами альтернативные концепции научного метода будут постоянно воспроизводиться на протяжении всей последующей истории науки и ее методологии, в том числе и в наше время [7; 8].
Ценностные ориентации
Сократ, считающийся основателем этики, первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения. С точки зрения Сократа, благо («агатом») определяется как таковое при соответствии его поставленной человеком цели. Как отмечает Г. П. Выжлецов, «введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, возводит их из оценочных понятий («хорошее», «прекрасное») в ранг идеальных ценностей» [9, 10].
Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные виды благ, впервые вводит термин «ценимое» («тимиа»). Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью» [11, 300 - 307].
По мнению Аристотеля, благо может находиться в душе (таковы добродетели), теле (здоровье, красота) либо вне того и другого (богатство, власть, почет). Высшим благом у Аристотеля являются добродетели («аретэ»), т. е, этические ценности. Добродетели, в свою очередь, разделяются Аристотелем на мыслительные (такие как мудрость, сообразительность, рассудительность) и нравственные (щедрость, благоразумие), в соответствии с его противопоставлением разумной и страстной частей души, по словам Аристотеля, первые могут быть сформированы посредством обучения, вторые - посредством воспитания соответствующих привычек. Как справедливо отмечает Б. Расселл, в этике Аристотеля мыслительные добродетели являются целями личности, а нравственные - только средствами их достижения [12, 13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «философия» занимает очень важное место в жизни людей. Оно дает возможность для появления мировоззрения людей на мир и на себя самих.
Античная философия - совокупность философских учений древнегреческого и древнеримском рабовладельческих обществ, начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Она состоит из трех периодов: древнегреческого, классического и эллино-римского. Особенность античной философии - выстраивание в кристаллизированную форму материализма и идеализма.
В Новое время теория познания Платона будет взята за основу Р. Декартом, правда, ограничившим сферу врожденного знания только областью первых принципов или аксиом научных теорий [14]. Эмпиризм и индуктивизм Аристотеля и эпикурейцев будет взят за основу Ф. Бэконом, правда, на основе нового понимания индукции как экспериментального опровержения ложных гипотез о причинах [15,16]. Интуиция, дедукция и индукция составят основу методологии науки Г. Лейбница. Но будут предложены и новые концепции научного метода, которых не было в античности (Г. Галилей, И. Кант, Г. Гегель и др.) [17]. В эпоху Средних веков методологическая проблематика науки перестала быть в центре внимания философов и, прежде всего, потому, что сама наука в ту эпоху уже не являлась ведущим фактором развития цивилизации [18].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антология мировой философии. М., том 1, 2001, 254 стр
https://www.grandars.ru/college/filosofiya/osobennosti-antichnoy-filosofii.html
https://spravochnick.ru/filosofiya/antichnaya_filosofiya/istoriya_zapadnoy_filosofii/periody_razvitiya_antichnoy_filosofii/
http://cyclowiki.org/wiki/Античная_философия
https://studwood.ru/542787/filosofiya/problemy_antichnoy_filosofii
Платон. Соч. в 3-х томах. Т.3. М., 1969.
Лебедев С.А. Методология науки: проблема индукции. М.: Альфа-М.: 2013
. Лебедев С.А. Философия научного познания: основные концепции. М.: Московский психолого-социальный университет. 2014.
Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1995. - № 6. - С.61-73.
Власова Т. В. Особенности ценностных ориентации лиц, проживающих в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (возрастной аспект): Автореф. дис... . канд. психол. наук. - М., 1995. - 16 с.
Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т.4. -830 с.
Рассел Б. История западной философии: в 2 т. - М.: Миф, 1993. - Т 1. -509 с.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
Лебедев С.А. Методология науки: проблема индукции. М.: Альфа-М.: 2013.
Лебедев С.А. Научный метод: история и теория. М.: Проспект. 2018.
Lebedev S.A. The problem of the induction//Вопросы философии и психологии. – 2015. – № 1(3). – С. 17–28.
Лебедев С.А. История философии науки//Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2009. – №1. – С. 5–66.
Лебедев С.А. Философия науки. Общий курс. М.: Академический проект. 2010.